Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №106»
Департамента образования г. Братска
Основные тезисы
ФГОС
дошкольного
образования
Содержание:
- Основные тезисы ФГОС дошкольного образования.
- Понятийный словарь ФГОС дошкольного образования.
- Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС дошкольного образования.
Основные тезисы
Федерального государственного
образовательного стандарта
дошкольного образования.
- Основан на ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации», вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Краткая справка о создании ФГОС ДО:
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался, начиная с 30 января 2013 года.
В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.
После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. Целесообразность и актуальность ФГОС ДО в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.
- ФГОС ДО вступил в силу с 1 января 2014 года.
- ФГОС ДО – это требования не к ребенку:
- Требования к условиям, созданным для развития ребенка.
- Высокие требования к профессионализму педагогов.
- Образовательная программа дошкольного образования – ОП ДО.
- Принципы ОП ДО определяет само учреждение:
(пункт 1.2. – принципы с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, п. 1.4. – принципы дошкольного образования).
- Краеугольные камни ФГОС ДО:
- Уважение к личности ребенка;
- индивидуализация;
- социализация.
Структура ФГОС:
- Пункт 2.3. ОП ДО – программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
- Пункт 2.5. ОП ДО разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно.
- Пункт 2.6. – 5 образовательных областей:
- Пункт 2.7. – 9 видов деятельности:
- Пункт 2.7. три возрастных периода:
- п.2.9. Программа состоит из 2 частей:
1. Обязательная часть ( не менее 60/).
2. Часть формируемая участниками образовательных отношений ( не более 40%).
- п.2.11. – ОП ДО включает 3 раздела:
- П. 2.13 дополнительный раздел Программы – текст краткой презентации.
П. 3.2.3. 2 вида диагностики:
1. Педагогическая диагностика;
2. психологическая диагностика.
| Педагогическая | Психологическая |
Назначение | Оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дельнейшего планирования. | Выявление и изучение индивидуально психологических особенностей детей (используется при необходимости). |
Кто проводит | Педагогический работник. | Педагог- психолог. |
Участие ребенка | Свободное. | Допускается только с согласия родителей. |
Использование результатов | Для решения образовательных задач: Индивидуализации образования (поддержка ребенка построение его образовательной. траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития. Оптимизация работы с группой детей. | Для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. |
- п. 3.2.5. Основные компетенции воспитателя ( согласно п. 3.4.2.)
- П. 3.3 .- Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечить:
1. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства:
- организации,
- группы,
- территории приспособленной для реализации программы.
2. Возможность для:
- общения и совместной деятельности детей и взрослых,
- двигательной активности детей,
- уединения.
3. Вариативность через:
- реализацию различных образовательных программ;
- условия для инклюзивного образования ( по необходимости);
- учет национально - культурных, климатических условий;
-учет возрастных особенностей детей.
4. Должна быть:
- содержательно - насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- доступной,
- безопасной.
- п.4.1 – требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
- п. 4.6 Целевые ориентиры:
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты;
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать , экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором о живет; знаком, с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и. т. п.
8. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Понятийный словарь
ФГОС
дошкольного образования
ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
ФГОС ДО - отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей;
Возрастная адекватность дошкольного образования - соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования – обеспечение множественности различающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вариативность содержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.
Взрослые – родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.
Группа – основная структурная единица, создаваемая в Организациях или вне их с целью освоения детьми основной образовательной программы. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Также могут создаваться группы детей раннего возраста, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации основной образовательной программы, обеспечивающие комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы.
Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Индивидуализация - есть деятельность педагога воспитанника по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому человеку продолжить образование в соответствии с его интересами.
Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, обще культурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции, компетенцию в сфере личностного самоопределения и др.
Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно - временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Преемственность основных образовательных программ – преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей.
Полноценное развитие каждого ребёнка- обеспечение равных возможностей каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и без барьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено;
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Целевые ориентиры дошкольного образования - представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
(Специфические) Виды деятельности:
- Игровая деятельность;
- Коммуникативная деятельность;
- Трудовая деятельность;
- Познавательно-исследовательская деятельность;
- Восприятие художественной литературы и фольклора;
- Конструирование;
- Изобразительная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Двигательная деятельность.
Сравнительный анализ
ФГТ и ФГОС
дошкольного образования.
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО Требования ФГОС | Показатели | ФГТ | ФГОС | Организация образовательного процесса | Цель дош-кольного образования | П.2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на -формирование общей культуры, -развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, -формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, -сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, -коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. | П.1.5. 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. | Предполагаемые результаты | Интегративные качества | -Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования -Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. | Принципы | П.2.4.(ОП) -развивающего образования; -научной обоснованности и практической применимости; -полноты, необходимости и достаточности; -единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; -интеграции образовательных областей; -комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -решение программных образовательных задач в совместной деятельности адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. | П.1.2. (законодательство РФ): 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры… П.1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1.полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3.содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5.сотрудничество Организации с семьей; 6.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8.возрастная адекватность дошкольного образования; 9.учет этнокультурной ситуации развития детей | Структурирование содержания | 4 линии развития детей, 10 образовательных областей | Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие. | Направленность на детей | Дошкольный возраст | Ранний и дошкольный возраст | Мониторинг результативности образовательной деятельности | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (оценка итоговых и промежуточных результатов освоения Программы), позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга | П.3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. -Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). -Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач. -При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). | Структура образовательной программы | Целевой раздел | 1.Обязательная часть ОП -Пояснительная записка: -возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; -приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; -цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; -особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); -принципы и подходы к формированию Программы. | Пояснительная записка: 1.цели и задачи реализации Программы (п.2.4) 2.принципы и подходы к формированию Программы (п.1.4) 3.характеристики, значимые для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. | Содержательный раздел (инвариантная и вариативная части) | -Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении -Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей -Содержание коррекционной работы -Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; -Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. 2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях…(кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. | 1. Обязательная часть ОП: в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; -Часть, формируемая участниками образовательных отношений: может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. -Часть, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: ü специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; ü выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы. 3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. - Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. - В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержаниеданного раздела определяется Организациейсамостоятельно. | Организационный раздел | - | Если обязательная часть Программы соответствуетпримерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. - Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношенийпарциальных программ, методик, форм организации образовательной работы (п.2.12). | Дополнительный раздел | - | Текст краткой презентации ОП, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступной для ознакомления: - возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; - используемые Примерные программы; -характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. | Условия реализации ООП | Психолого-педагогические условия | Требования к психолого-педагогическому обеспечению: -Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми -Сохранение психического здоровья воспитанников -Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса -Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста -Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования -Построение взаимодействия с семьями воспитанников -Создание системы организационно-методического сопровождения ОП -Разделение воспитанников на возрастные группы -Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников -Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения с родителями - | 3.2.1. Психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий.. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач. 3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста…. 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников и родителей… 3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.. 3.2.8. Организация должна создавать возможности: 1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; 3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. 3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.. | Кадровые условия | -Укомплектованность образовательного учреждения - Уровень квалификаций педагогических и иных работников -Непрерывность профессионального развития педагогических работников - | 3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы. 3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. 3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта. 3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. 3.4.4. При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. | Материально-технические условия | -Требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) -Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания -Требования к набору и площадям образовательных помещений -Требования к искусственному и естественному освещению помещений -Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений - Требования пожарной безопасности - Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения | 3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают: 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). 3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом. | Требования к учебно-материальному обеспечению | -Требования к предметно-развивающей среде -Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции -Требования к оснащению и оборудованию кабинетов -Требования к техническим средствам обучения | 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. | | Требования к медико-социальному обеспечению | -Требования к медицинскому обслуживанию -Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп -Требования к прохождению профилактических осмотров - Требования к организации питания - Требования к организации оздоровления | | | Требования к информационно-методическому обеспечению | - Информационное обеспечение ОП -Методическое обеспечение образовательного процесса | | | Финансовые условия реализации Программы | | | Требования к результатам освоения ОП | | Интегративные личностные качества | Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. - Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте - Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования |
|
|