Выступление на РМО Лямбирского муниципального района
учебно-методический материал по теме
«Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей
дошкольников в условиях ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie_2.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Выступление на РМО
Лямбирского муниципального района
«Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей дошкольников в условиях ФГОС»
«Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей дошкольников в условиях ФГОС»
«…Детский рисунок, процесс рисования –
это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира, а живут в
этом мире, входят в него, как творцы красоты,
наслаждаются этой красотой».
В.Л. Сухомлинский
Актуальность
Декоративно-прикладное творчество, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Через познание красоты народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых у него возникают боле глубокие чувства радости, восхищения, восторга. А это, в свою очередь, вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть объекты и предметы, которые им понравились; способствует пробуждению и развитию созидательной активности, формированию эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки к предметам декоративно-прикладного искусства.
Сегодня необходимо приобщать подрастающее поколение к пониманию ценностей народного искусства и воспитатель играет большую роль в этом процессе, так как именно в дошкольном детстве формируется интерес и любовь к творчеству, к народному творчеству, в том числе. Необходимым условием развития художественных способностей является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Желание восполнить представления детей о многообразии талантов российских мастеров, мастеров мордовской земли, побудило меня к разработке программы по развитию художественных способностей детей через декоративно-прикладное искусство, так как именно оно - источник чистый и вечный в идеологии культурных ценностей. Я солидарна с теми психологами, которые считают, что рисунок - одн из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Какие сложности испытывает малыш, каково его развитие, к кому испытывает симпатию, а к кому антипатию, могут рассказать детские рисунки. Работы в области психологии, арт-терапии, проведенные западными и русскими исследователями показали, что именно в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисунок - это своеобразный язык, шифр, который надо грамотно читать.
Поэтому, именно художественно-эстетическое развитие дошкольников затронуло меня и подтолкнуло к выбору темы «Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей дошкольников».
Научность
Значение народного декоративно - прикладного искусства для эстетического воспитания и развития художественных способностей детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества - Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.К.Ковальская, Т.С.Комарова, А.А. Грибовская, Н.Б.Халезова и другие. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у младших школьников художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию.
Мнения педагогов и психологов в данном направлении способствовали выдвижению цели для избранной мной темы.
Цель: формировать у дошкольников художественно-творческие способности в изобразительной деятельности через декоративно-прикладное искусство.
Реализацию цели я определила через решение следующих задач, которые определены программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС:
- Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).
‒ Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
‒ Развивать представления об жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, и формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
‒ Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
Содержанием образовательной деятельности обозначила:
- Развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира, дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах.
- Ассоциировать и образно воспринимать их.
- Развивать художественно-эстетические способности.
- Умения художественного восприятия: умения самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные объекты; выделяет типичное, обобщенное.
- Умения различать произведения искусства разных видов, понимание специфики разных видов искусства.
Работу вела по следующим направлениям:
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
В своей работе использовала различные методы и приемы:
- метод обследования;
- наглядности (рассматривание подлинных
изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др.
наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова,
указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми
декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно - мотивационный (стимулирует активность детей за счет
включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребѐнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Изучив материал по теме «Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей дошкольников», свою работу я начала с диагностики.
Критериями диагностики определила следующее:
- Знания о народном декоративно - прикладном искусстве.
- Знания характерных особенностей народных промыслов.
- Умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя
геометрические и растительные орнаменты.
- Умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.
- Умение лепить игрушку ( дымковскую, филимоновскую ).
Результаты обследования на начало диагностики показали из 26 воспитанников старшей группы
высокий уровень имели только 4 человек(13,5%), средний уровень 13 человек (50%), 9-низкий (36,5%)
Огромную роль в развитии художественных способностей детей, развитии интереса к декоративно-прикладному искусству играет предметно-развивающая среда. При организации предметно-окружающей среды я придерживалась следующих принципов:
-гибкое зонирование;
- открытость;
-полифункциональность;
-стабильность - динамичность;
-гендерный подход.
Постепенно, обогащая опыт детей о предметах народного искусства, я начала вовлекать ребят в совместную деятельность, как этого требует ФГОС. Дети участвовали в пополнении развивающей среды работами, выполненными своими руками (поделками и рисунками), которые вызывали у них радость от личного вклада. В оформлении группы использовались индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству.
Учебный материал подбирала с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей и темой непосредственной образовательной деятельности. Постепенно происходит его усложнение. Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения НОД выбирала разные: путешествия (изготовила карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. Знакомя детей с народными игрушками, показываю разные образцы игрушек-птиц, животных, человека, отмечая многообразие данного вида искусства. У детей развивается интерес к творчеству, способность сравнивать, находить сходства и различия в работах народных умельцев разных мест многонациональной России. Учу видеть в предмете и передавать в лепке и рисовании особенности народного орнамента ( в мордовском геометрического, в татарском растительного). Дети учатся сравнивать городецкую и хохломскую посуду с мордовскими ложками, ковшами, кадками, гжель – с керамической посудой мордовских гончаров. Знакомство и закрепления знаний о народном костюме и его основных элементах: рубаха, сарафан, передник, головной убор, кокошник и т. д. Совершенствуется техника создания композиций по мотивам народного орнамента. Дети учатся сохранять цветовую гамму и самобытность народного колорита, хорошо ориентируются в сходствах и различиях орнаментов разных наций ( на примере русского, татарского и мордовского народа ). Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни. Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. Дети через знакомство с народной игрушкой познакомились с техникой лепки из глины, научились лепить из нее, а потом красиво расписывать их. Не осталась без внимания и каргопольская глиняная игрушка, интересна своей историей и природными красками( сажа, ржавчина, сок травы). Яркие бутоны городецкой росписи словно оживают в работах детей. Дети охотно рисуют, стараясь передать характерные особенности цветовой гаммы. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику рисования. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Очень запомнился детям знакомство с народной куклой-пеленашкой, изучив технику изготовления такой куклы, дети сделали куклы своими руками.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, используют их в процессе игр с куклами (колыбельная, потешки, приговорки), в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь, что способствует здоровому образу жизни.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей имеет важное значение в работе. Вместе с родителями была проведена выставка детских работ «Умельцы земли мордовской», проводятся беседы, консультации, открытые занятия. К концу учебного года диагностика показала высокие результаты по усвоению программы по декоративно-прикладному искусству. Результаты обследования показали из 26 воспитанников подготовительной к школе группы высокий уровень имели только 11 человек, средний уровень 12человек , 3-низкий.
- Дети умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
-Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора,
колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и
ассиметричный узор композиции и т.п.
-Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
-Лепят из глины изделия;
-Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
-Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные
техники рисования.
-Различают и называют виды народного декоративно-прикладного
искусства;
-Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
-Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора,
колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и
ассиметричный узор композиции и т.п.
-Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
Результаты
-Дети стремятся к самовыражению впечатлений, эмоционально - эстетически откликаются на проявления прекрасного;
‒ последовательно анализируют произведение, верно понимают художественный образ, обращают внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывают собственные ассоциации;
‒ различают и называют знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнают некоторые известные произведения и достопримечательности;
‒ любят рисовать и по собственной инициативе, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, «подарки» родным, предметы украшения интерьера;
‒ самостоятельно определяют замысел будущей работы, могут её конкретизировать; уверенно используют освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности;
‒ проявляют творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности; ‒ демонстрируют хороший уровень технической грамотности; стремятся к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым;
‒ принимают участие в процессе выполнения коллективных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании районного методического объединения заведующих МБДОУ Буинского муниципального района по теме: "Достижения МБДОУ в сфере здоровьесбережения на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями"
Выступление на семинаре заведующих по теме: Работа с родителямипо использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении....
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны
Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Инновационный педагогический опытвоспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Ибрагимовой Гюз...
Выступление на муниципальном конкурсе среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района "Воспитатель года-2016"
Содержание: 1. Введение.2. Философия вопроса.3. Традиции и инновации в организации взаимодействия с родителями.4. Социальные сети.5. Посещения на дому.6. Проектная деятельность.7. Смс-сообщения.8...
Портфолио Сизовой Марины Петрвны, воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок», Лямбирский муниципальный район Республика Мордовия
https://drive.google.com/file/d/1gQAdlGUBn-FkDqnA-y4azz7KXbEXOrWh/view...
Выступление на 2 районном форуме педагогов коррекционного и инклюзивного образования в образовательных организациях Ашинского муниципального района.
Мастер-класс на тему:«Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ через тактильные ощущения»....
Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуре МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Янгляевой Ольги Алесандровны
Инновационный педагогический опыт инструктора по физической культуреМБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»Лямбирского муниципального района Республики МордовияЯнгляевой О...