Семинар - практикум "Организация сотворчества взрослых и детей при реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал на тему
Цель: создание научно-методических условий для творческого развития личности педагога и ребенка на основе их совместной деятельности.
Форма проведения: КВН.
Вид семинара: практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар "Организация сотворчества взрослых и детей при реализации ФГОС ДО" | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
«Организация сотворчества взрослых и детей при реализации ФГОС ДО»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
(В.А. Сухомлинский).
Цель: создание научно-методических условий для творческого развития личности педагога и ребенка на основе их совместной деятельности.
Форма проведения: КВН.
Вид семинара: практикум
Участники: воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, директор.
Подготовительная работа:
1. Оформление информационного листа о планируемом семинаре.
2. Тематический контроль «Система планирования с учетом интеграции образовательных областей».
3. Подборка вопросов и заданий для проведения КВН.
4. Разработка бланков оценивания команд.
5. Подготовка памяток «Игры на развитие навыков эффективного общения «Давайте поиграем!»».
План проведения семинара.
1. Выступление Черногузовой Е,В. на тему «Организация сотворчества взрослых и детей при реализации ФГОС ДО»
2. Справка по результатам тематического контроля «Система планирования с учетом интеграции образовательных областей».
3. КВН «Равноправное сотрудничество взрослого и ребёнка».
4. Представление презентации по взаимодействию с семьями воспитанников (видеофайл).
5. Памятка для педагогов «Игры на развитие навыков эффективного общения «Давайте поиграем!».
1. Настрой на работу.
Упражнение «Ассоциации».
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло:
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
2. Определение правил работы на семинаре.
Цель: определить правила для эффективной работы в группе.
Время выполнения: 3 минуты
Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.
1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.
2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.
3. Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.
Ход семинара
1. Составить портреты детей своей группы.
Основные вопросы:
– состояние здоровья и уровень физического развития группы;
– психологические особенности и взаимоотношения со взрослыми и детьми;
–рассказать о занятиях, интересах, пристрастиях, восприятии окружающего мира воспитанниками;
– отметить типичные достоинства и слабости группы в целом.
1. Выступление «Организация сотворчества взрослых и детей при реализации ФГОС ДО» - старшего воспитателя Е.В.Черногузовой
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013 N 30384), основное внимание уделяется построению образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (п1.3 ФГОС ДО) В связи с этим, на современном этапе развития педагогической науки происходит пересмотр понятия «педагогическое взаимодействие». Чаще всего он звучит как «совместное творчество». Изучение этого нового понятия актуально, так как лишь при совместном творчестве происходит развитие личности ребенка, он учится ориентироваться в системе ценностей, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субьектом образования. И от этого зависит результат воспитательно - образовательного процесса. Современная ситуация в дошкольном образовании, обострила проблему сотворчества взрослых и детей. Взрослый обладает наибольшей потенциальной степенью влияния на становление и развитие, как самой дошкольной организации, так и личности дошкольника.
Существуют различные виды совместного творчества; социальное, межличностное, педагогическое, конфликтное и др. Творческая работа осуществляется в процессе совместной деятельности и общения взрослого и ребенка. В педагогическом энциклопедическом словаре - термин «Сотворчество» определяется как форма совместного (с кем-то, с чем-то творчества, самореализация своих творческих возможностей в некоем общем продукте. Сотворчество может быть соавторством, когда группа детей совместно сочиняют, рисуют, собирают техническую модель, анализируют какие-либо художественные произведения, выдавая общий продукт, как результат всеобщих усилий. Сотворчество может быть безличным, когда человек берет результаты чьего-то труда и при исполнении, копировании, использования вносит что-то свое, что придает старым и известным вещам новизну, самобытность. Сотворчество широко используется как дидактический метод в коллективных формах организации обучения детей, в индивидуальных творческих заданиях, в клубно-кружковой работе и т.д. Использование сотворчества возможно во всех видах и жанрах деятельности, что и придает ей творческий характер.
Сотворчество воспитателя и ребенка, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности , должно охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (п.2.6 ФГОС ДО) и составляет перспективную тактику обучения творчеству - творчеством в современном образовательном процессе.
В контексте разрабатываемой нами теории, сотворчество представляется, с одной стороны, как плодотворное общение педагога и дошкольника с помощью речевой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество рассматривается как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности, важным свойством которой является ее полиязыковой и поликультурный характер.
Обращение к опыту педагогов-новаторов, а также к собственной многолетней педагогической практике позволяет назвать несколько наиболее значимых педагогических стратегий эффективного протекания совместной деятельности взрослого и ребенка.
Творчество в планировании и прогнозировании результатов воспитания и образования не может осуществляться без учета педагогом содержания Программы, отражающей разные аспекты образовательной среды:
- предметно – пространственной развивающей образовательной среды;
- характера взаимодействия со взрослым;
- характера взаимодействия с другими детьми;
- системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности дошкольника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого дошкольника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к безоценочному отношению к нему как к личности. Стили взаимоотношений воспитателя и ребенка являются особо значимой составляющей педагогического общения, или способствующей успешному усвоению знаний детьми и их личностному развитию, или затормаживающей эти процессы. Таким образом, сотрудничество воспитателя и ребенка можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе воспитательно – образовательного процесса, направленную на усвоение знаний, умений и навыков дошкольников и в конечном итоге повышение их мотивации к обучению в школе.
Для разных возрастных категорий дошкольников сотрудничество должно принимать различные проявления. Для детей дошкольного возраста сотрудничество выражается в игровом характере обучения, когда игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. Важно также отметить, что образовательная система, особенно дошкольное образование, взаимодействует с системой «семья» (родители, родители родителей) и с системой «общественность». Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на воспитательно – образовательный процесс непосредственно в группе. Это выражается в отношении ребенка к воспитателю, детскому саду, что, в свою очередь, есть проекция системы их ценностей на характер образовательной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что сотрудничество взрослого (воспитателя, специалиста) и воспитанника ДО– это одновременно и совместная деятельность и организационная система активности субъектов взаимодействия, для которой свойственны:
1) пространственное и временное соприсутствие;
2) единство целей;
3) организация и управление деятельностью;
4) разделение функций, действий, операций;
5) наличие позитивных межличностных отношений.
Сотрудничество происходит по четырем основным направлениям: линия «педагог – воспитанник(и)», как правило, подкрепляется активностью в направлении «ребенок плюс ребенок», что обусловливается самим коллективным характером образовательной деятельности. Кроме того, на сотрудничество педагога и дошкольника влияют контакты по линиям «воспитатель и педагогический коллектив», а также общегрупповое взаимодействие воспитанников во всем коллективе.
Сотрудничество воспитателя и ребенка, сказывается и на формировании общегруппового сотрудничества.
На помощь организации образовательного сотрудничества приходят разнообразные способы и приемы, одновременно ставящие рамки деятельности воспитанников.
Так к самым распространенным из них относятся беседы, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов в ходе рассмотрения познавательных заданий.
Так, социально-коммуникативное развитие, включающее в себя: моральные и нравственные ценности, развитие общения, становление самостоятельности и т.д., предполагают модель диалоговой деятельности. Для этого проектируются ситуационные задачи: выбор решения альтернативных, разрешение проблемных ситуаций, поиск суждений о фактах или явлениях, решение задач, имеющих неоднозначные ответы, выдвижение гипотез. На первой фазе происходит распределение действий: педагог знакомит с проблемой , ставит вопрос, а воспитанник преступает к его аргументированному решению, поиску ответа. Ребенок имитирует подход воспитателя к решению проблемы, подражает его ходу рассуждение или отталкивается от точки зрения, поддерживая или отрицая ее.
Во второй фазе главную роль играет самопобуждение –дошкольник стремиться дать точный ответ или выдвигает свою собственную гипотезу, проявляющую его оригинальность и умение аргументировать точку зрения.
Посредством сотрудничества педагога и воспитанника происходит передача опыта. Например, на занятии по речевому развитию, при чтении художественного произведения, рассматривая действия главных героев, воспитатель может попросить ребенка поставить себя на место одно из героев и предложить свою линию поведения. Занимательным вариантом может стать небольшая инсценировка эпизода произведения с распределением ролей главных героев между воспитателем и воспитанниками. С последующим анализом ощущений и действий героев.
Педагог должен донести до детей, что сотрудничество, это умение слушать, проявлять терпимость и к идеям, и к партнерам.
Например, на занятиях по познавательному развитию при формировании элементарных математических представлений, в ходе двухстороннего сотрудничества воспитатель может предложить игру в математический софизм. Воспитатель формулирует перед дошкольниками софизм – заведомо ложное утверждение, ошибки в котором можно найти только после математического анализа. Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики воспитанниками. Обнаружение и анализ ошибки, заключенной в софизме, при поддержке воспитателя зачастую оказываются более поучительными, чем просто разбор решений «безошибочных»ответов. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому ее пониманию и осмыслению
Особое место занимает сотрудничество и сотворчество воспитателя и воспитанника на занятиях по художественно – эстетическому развитию. Выполнение практических работ включает в себя коллективное и самостоятельное творчество дошкольников при поддержке и помощи воспитателя, музыкального руководителя. Особо важны на подобных занятиях невербальные стратегии, наглядный показ примера выполнения того или иного задания педагогом.
Музыкальная деятельность отличается от деятельности практической или научной. Она требует развития образного мышления, воображения, фантазии и чувства эмпатии (сопереживания). Поэтому сотворчество в процессе установления контакта между музыкальным руководителем и ребенком главным образом требует эмоционального сопереживания
Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников увеличивает мотивацию детей к получению знаний. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к образовательной деятельности, а поощрение и повышенное внимание по отношению к воспитанникам со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у детей. Индивидуальный подход в процессе педагогического диалога создает условия для мотивации даже гиперактивных или гипоактивных детей. То есть, разрабатывая задания, педагог учитывает уровень сложности для каждого ребенка в отдельности.
Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка. Технология такого «прикосновения» складывается из операционных умений педагога, которые функционируют в тех «участках» педагогического общения, где проявляется творчество:
1) умения ярко, пленительно выразить свое «Я», чтобы оно стало доступно ребенку для восприятия и понимания; точно ориентировать информацию на собеседника, найти образные оценки;
2) умения определять психическое состояние ребенка, понимать, что с ним происходит.
Важным для сотрудничества и сотворчества взрослого и ребенка является установление психологического контакта, личностный подход, эмоциональное сопереживание.
В ходе сотрудничества как двухстороннего объективно-субъективного взаимодействия происходит формирование и достижение совместных целей, организация и управление всеми этапами совместного труда и творчества, разделение функций между взрослым и ребенком , закрепление положительных отношений.
Роль и позиция педагога не должна противоречить сущностным особенностям ДОО.
До сих пор нет однозначности в представлениях о позиции взрослого в детской организации. Одни исследования показывают, что взрослый ближе к роли лидера в детском сообществе (Т. В. Трухачева, Д. Н. Лебедев, Е. Н. Сорочинская), другие – что взрослый ближе к роли руководителя детской группы (А. А. Деркач, Л. В. Малиновский). Данные позиции взрослого во взаимодействии с ребенком возникали в ходе исторических этапов развития ДОО и присутствуют в настоящее время. Позиция взрослого будет оптимальна, если он является соучастником, а не занимает позицию руководителя.
Итак, в ДОО в процессе взаимодействия с ребенком взрослый выполняет роль организатора совместной деятельности и реализует во взаимодействии позицию лидера. Он равный среди равных.
3. КВН «Совместное творчество взрослого и ребёнка».
3.1. Представление команд (Приложение 2).
– Название команды;
– девиз команды;
– пантомима «Остановись, мгновение!».
3.2. Конкурс «Полдюжины вопросов» (для каждой команды по 6 вопросов).
1. Раскройте понятие «сотворчество взрослого и детей».
2. Объясните понятие «самостоятельная деятельность детей».
3. Раскройте понятие «образовательная деятельность».
4. Перечислите необходимые условия для организации самостоятельной деятельности.
5. Назовите характерные особенности совместной деятельности.
6. Охарактеризуйте особенности организации образовательной деятельности.
7. Сравните понятия «сотворчество» и «взаимодействие».
8. Сравните понятия «социальная среда» и «предметно- пространственная развивающая образовательная среда».
9. Какие позиции партнёров в совместном творчестве вы знаете?
10. Назовите основные способы совместного творчества взрослого и ребенка.
11. Представьте структуру занятия с использованием технологии сотворчества.
3.3. Конкурс капитанов.
Представление педагогического эссе «Я и ребёнок – равноправные партнёры». (Приложение 3.)
3.4. Конкурс «Ты – мне, я – тебе».
Каждая команда задаёт команде соперников по три вопроса (каверзные, юмористические, решение проблемных ситуаций и др.).
3.5. Конкурс педагогических моделей «Хочу – могу – должен».
Из подручных средств изготовить модель «Совместного творчества взрослого и ребёнка».
3.6. Подведение итогов. Заполнение бланков оценивания команд. (Приложение 4.)
3.7. Награждение команд.
4. Представление презентации по взаимодействию с семьями воспитанников.
5. Памятка для педагогов «Игры на развитие навыков эффективного общения "Давайте поиграем!"». (Приложение 5.)
Приложение 1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результатах тематического контроля «Система планирования с учетом интеграции образовательных областей»
Цель проверки: совершенствование работы по интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО
Основание проверки: приказ № 199 от 09.12.2014г.
Сроки проверки: с 10.12.04. - 16.12.2014 года
Методы контроля:
1.Анализ календарных планов:
- планирование сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе;
- планирование совместной деятельности воспитателя и воспитанников в организованной образовательной деятельности;
- планирование совместной деятельности воспитателя и воспитанников в свободной игровой деятельности;
- планирование организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды;
2. Собеседование с воспитателями на тему «Организация совместного творчества воспитателя и воспитанников в группе».
Вид контроля: тематический
Проверку осуществляла: Черногузова Е.В.- старший воспитатель.
С 10.12.2014 по 15.12.2014 года осуществлялся тематический контроль «Система планирования с учетом интеграции образовательных областей».
В ходе контроля были выявлены следующие результаты:
Сюжетно-ролевая игра планируется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности. В ходе планирования учитывается интеграция разных образовательных областей в отдельном блоке на месяц. Тематика игр разнообразная. Учитываются интересы детей и появление в окружающей жизни новых понятий: «супермаркет», «президент» и т. д.
Так в группе № 2, при планировании с/р игры «Путешествие по России» планируется интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Отмечается система планирования, постепенное усложнение задач, использование игровых методов и приёмов, планирование необходимых для игры атрибутов. Отмечено также соответствие поставленных задач возрасту детей.
Приложение 2
Представление команды «Современный педагог»
Наш девиз: Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперед
И только все вместе.
Рэп: 1. Продвинутым идеям
Дать мощный старт
Поможет федеральный
Государственный стандарт!
Теперь я тоже в курсе
Дошкольных новостей.
Есть пять образовательных
И важных областей.
2. Вносим интеграцию
В каждый наш проект.
Мы не боимся нового,
Новому – РЕСПЕКТ! (Хором.)
Названия меняются,
Но остаётся суть.
Ты добрым и открытым
Педагогом будь!
3. Мы с вами – дошкольники,
Чудо-педагоги,
С детством навсегда
Пересекаются дороги.
Мы вечно будем молоды –
И это плюс! (Хором.)
Нам дарит море радости
Каждый карапуз.
Наши дети участвуют
В конкурсах различных
И всегда показывают
Результат приличный!
Рисунки – замечательны,
И голоса – красивы.
Награды есть в городе
И даже по России!
Припев (хором): Наш детсад –
Это рай для ребят!
Представление команды «Молодые педагоги»
Девиз: Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета.
Приветствие для жюри:
Мы для жюри подарим мыло,
Чтоб нас строго не журило.
Мы жюри подарим смех,
Чтобы было всем потех.
Ты, жюри, жюри, жюри,
Нас на тройки не суди,
А суди ты нас на пять,
Будешь нам ты помогать!
Судите правильно и справедливо,
Чтоб не пришлось кричать: «Судью на мыло!»
Приветствие соперников: Мы веселая команда,
Не умеем мы скучать,
С нами ты посостязайся –
Ты рискуешь проиграть!
Приложение 3
Эссе «Я и ребёнок – равноправные партнёры»
Команда «Современный педагог».
В детстве я мало посещала детский сад, потому что у меня была прекрасная бабушка – мудрая, добрая, ласковая женщина. А в детском саду я сидела на стульчике и аккуратно смахивала свои слезы платочком. Хотя, конечно, потом и появилась любимая воспитательница, на которую я смотрела во все глаза, для которой хотелось быть лучше всех. Появились и друзья, с которыми было весело играть, с которыми мы даже пару раз убежали из сада домой. За что, конечно, были отруганы родителями и отправлены обратно в детский сад. Было порванное о качели любимое платье, были шишки, ссадины, ссоры с подружками и «мирись, мирись, больше не дерись»… Да много чего было. А еще была врач тетя Фая. Красивая, статная женщина, которая делала прививки и каждое утро раздавала нам по две желтых витаминки. А мы уже сидели в ряд на стульчиках и ждали их. Когда получали заветные шарики, то стучали ими друг о друга, игрались, теряли, расстраивались. А когда, рассасывая, доходили до кислого, мы прятали их под ковер.
В детстве я мало ходила в детский сад, но зато сколько воспоминаний! Сколько там пережито детских радостей и трагедий! Сколько услышано сказок о добре и зле! Сколько нарисовано рисунков!.. Дом с трубой, мама, папа, я и брат с сестрой, бабушка без морщинок, цветы до неба, а солнце с глазами и всегда улыбается. Вы рисовали такие рисунки? А в школе это рисовали? Нет. Уже нет. Ведь только в дошкольном детстве мы рисуем самое дорогое, самое родное и любимое. А сколько встречено людей, которых до сих пор вспоминаешь с улыбкой и только хорошим словом…
В моем детстве был еще один значимый человек – тетя. Учитель начальных классов. Я помню, когда она училась в педучилище и приезжала на редкие выходные, я бегала встречать ее на остановку. Она мне всегда привозила сладкие трубочки и мороженое. То ли трубочки с мороженым сделали свое дело, то ли тетя так завлекла меня своими тетрадками, альбомами с красивыми рисунками, бесконечными поделками и рассказами, но спустя 14 лет я поступила учиться в то же учебное заведение и даже училась у тех же преподавателей.
В детстве я мало ходила в детский сад, но став взрослой, хожу туда вот уже одиннадцатый год. Попала я в него случайно. Хотя, говорят, ничего не бывает случайным. К тому моменту, когда я отучилась, оказалось, что учителей и так много. В отделе образования предложили мне пойти работать в детский сад. Там требовался воспитатель. Так я сюда и попала. И не жалею. Я не представляю себя в другой профессии. Какие бы не были трудности, неприятности, как бы порой не опускались руки, мне хочется видеть детские любопытные глаза, отвечать на порой каверзные вопросы, открывать что-то новое для малышей, учить их тому, чего они пока что не умеют. Потому что я помню людей из своего детства и мне есть на кого равняться. Я помню себя в своем детстве, и я знаю, чем живет ребенок. Я помню, что детство пролетает очень быстро, его никогда не забудешь и не вернешь. Я помню, что я так мало ходила в детский сад…
Эссе «Я и ребёнок – равноправные партнёры»
Команда «Молодые педагоги».
Педагог – он вечно созидатель,
Он жизни учит и любви к труду.
Я педагог, наставник, воспитатель,
За что благодарю свою судьбу.
Мой путь к профессии воспитателя был долгим, хотя я со школы мечтала работать в детском саду. Может, так сложились обстоятельства моей жизни, или судьба решила показать правильность моего желания, предоставив возможность сначала поработать в других сферах деятельности. Затем повернула мой путь к профессии воспитателя детского сада. Раньше я до конца не осознавала, что значит быть им.
Так кто же он, воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается из его отношения к делу и профессии вообще. Воспитатель – как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное – чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя – заполнить данный сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, чтобы он нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества.
Для меня профессия воспитателя детского сада – самая главная в мире профессия. Что может быть трепетнее ощущения от обнявших тебя детских ручонок, доверчиво склоненной головки на твоем плече?
Теперь я не сомневаюсь в правильном выборе профессии. Воспитатель для меня – это не просто профессия, это – состояние души, призвание. Мне очень нравится восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви становится видимой неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.
Шаг за шагом, день за днём я познаю азы профессии воспитателя. Теперь с уверенностью могу сказать, что в процессе работы оттачивается то, что дано природой. Оттачивается для того, чтобы подготовить детей, маленьких воспитанников, к пониманию и решению проблем, связанных с разными сторонами реальной жизни, к жизнеспособному существованию, безопасному для самого себя, и развитию в изменяющемся современном обществе.
Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность – вырастить из ребенка достойного члена общества.
По выражению Я. А. Коменского, «дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем несравнимыми сокровищем». И деятельность воспитателя как обладателя этого бесценного дара должна быть почетной и ответственной. Жизнь в среде детей обязывает понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, стойко переносить невзгоды беспокойной педагогической жизни.
Каждый день, спеша на работу, я думаю о своих детях, о встрече с их родителями, о взаимопонимании с сотрудниками и коллегами, о предстоящих событиях наступившего дня.
Я хочу, да нет, просто обязана научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире. Каждый день ко мне приходят дети, я должна помочь им открывать что-то новое, ранее неизвестное, научить их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать. Пусть я сама еще не все знаю, не все умею, но я поделюсь тем опытом, которым обладаю. Я буду счастлива, если мои знания помогут.
Приложение 4
Бланк оценивания команд
№ | Конкурсы | Оценка жюри | |
1-я команда | 2-я команда | ||
Представление команд. Оцениваются: – музыкальность; – эстетичность эмблемы; – внешний вид команды, оригинальность представления; – юмор. За каждый пункт – по 1 баллу | |||
Конкурс «Дюжина вопросов». Оцениваются: правильность и полнота ответа. Максимум – 5 баллов | |||
Конкурс капитанов. Оцениваются: – авторство; – понимание участником проблемы; – личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление; – аргументация своей точки зрения с опорой на жизненные факты и личный социальный опыт. За каждый пункт – по 1 баллу | |||
Конкурс «Ты – мне, я – тебе». Оцениваются: четкость вопроса, полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждается 1 очко. Максимум – 5 баллов | |||
Конкурс педагогических моделей. Оцениваются: – соответствие материала заданной теме; – оригинальность; – эстетика моделей |
Приложение 5
Давайте поиграем!
Совместная деятельность детей и воспитателя
В течение дня ребёнок большую часть проводит в детском саду, и как он проведёт этот день, зависит от воспитателя и от характера ребёнка. Дети так же, как и взрослые, имеют особенности своего характера. Наиболее всего ребята подвержены агрессии, застенчивости, эмоциональной неуравновешенности, трудно находят контакт со сверстниками. Есть игры, направленные на преодоление этих недостатков у детей-дошкольников.
Игры, направленные на развитие навыков
эффективного общения
Умение общаться – непростой, но необходимый навык в современной жизни. Психологи определяют общение как процесс установления контактов. Способность к этому у всех разная. Если ребёнок тяжело вступает в контакт со сверстниками, ему нужна психологическая поддержка и помощь взрослого.
Предлагаемые игры вызывают положительные чувства по отношению к другим участникам, развивают речь, учат детей выделять хорошие качества в человеке, говорить о них, делать и принимать комплименты.
Пресс-конференция. Участвуют все дети группы. Выбирается любая, но известная детям тема, например: «Мои игрушки», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю маме» и т. д. Один из участников – «гость» – садится в центре комнаты и отвечает на вопросы участников по теме.
Царевна Несмеяна. Взрослый предлагает детям сказку-задание: чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Выбирается Царевна Несмеяна. Дети по очереди говорят о её положительных качествах. Когда Несмеяна будет согласна с названным качеством, она должна улыбнуться.
Вежливые слова. Дети становятся в круг. Ведущий даёт одному из участников мяч. Дети бросают мяч друг другу, называя слова вежливости. Затем игра усложняется. Ведущий просит называть только слова приветствия (прощения, извинения, благодарности).
Игры на преодоление застенчивости
Многие люди путают два совершенно разных понятия – застенчивость и скромность. И если скромность действительно украшает человека, то застенчивость создаёт много сложностей. Застенчивость характерна для многих детей. Психологи считают эту особенность реакцией на страх. Она возникает и закрепляется в определённый момент общения ребёнка с другими людьми. Помочь маленькому человеку преодолеть застенчивость и сформировать у него желание общаться со сверстниками непросто. Предлагаемые игры помогут ребёнку преодолеть чувство неуверенности в себе, избавиться от застенчивости, сформируют у ребёнка уверенность в своих силах, разовьют речь, повысят самооценку.
Сказка. Ребёнку предлагается придумать и рассказать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Ирина — мирная; сказка о девочке, которая приносит мир в каждую семью.
Разыгрывание ситуации. Для разыгрывания различных ситуаций ребёнку можно предложить темы: «К тебе в гости пришли твои друзья. Как ты им покажешь свою комнату?», «Ты потерял игрушку. Как ты будешь её искать? Как ты попросишь друзей помочь тебе?».
Секрет. Всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: бусинки, пуговицы, палочки небольшие, кусочки ткани; ребёнок зажимает кулачок с предметом и никому не показывает его. Это «секрет». Участники должны найти способ уговорить друг друга показать свой «секрет».
Я лучше всех умею. Дети садятся в круг. Ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например: танцевать, петь, рисовать, заплетать косу и т. д). Затем дети по очереди показывают эти действия жестами.
Игры для коррекции эмоционально-неуравновешенного
поведения детей
Наблюдая детей, психологи говорят об эмоциональной неуравновешенности. Таким детям трудно, а иногда и не под силу, владеть своими эмоциями. Многие их действия бесконтрольны, а поведение может быть агрессивным. Все негативные эмоциональные проявления не возникают сами по себе, а имеют определённую, иногда скрытую причину. Занимаясь с ребёнком, учите осознавать свои эмоции и адекватно выражать их. Игры помогут преодолеть трудности эмоционального развития малыша, наладить контакт с беспокойным ребёнком, научат концентрировать внимание.
Изобрази эмоцию. Дети садятся в круг. Ведущий раздаёт карточки, на которых написаны или нарисованы образы, передающие различные эмоциональные состояния: радость, интерес, гнев и т. д. Игроки должны изобразить при помощи мимики, жестов и выразительных движений ту эмоцию, которая показана у них на карточке. Остальные участники отгадывают, какое эмоциональное состояние пытается выразить их товарищ.
Слушаем тишину. По сигналу ведущего дети начинают делать все, что им хочется: прыгать, скакать, стучать. По второму сигналу дети садятся на стульчики и прислушиваются к тому, что происходит вокруг. После игры можно обсудить, какие звуки удалось услышать.
Клубок. Если ребёнок сильно возбуждён или капризничает от переизбытка напряжения, предложите ему поиграть с клубком. Заранее приготовьте небольшой клубок шерстяной пряжи. Перематывая нитки, ребёнок успокаивается, становится серьёзным, концентрирует своё внимание. Игру можно разнообразить. Отрежьте несколько кусочков ниток разной длины. Пусть ребёнок сложит из них какую-либо фигуру, а может быть, и целую картину.
Игры на развитие сплочённости группы
Посещая детский сад, ребёнок большую часть времени находится в коллективе. Если коллектив дружный, сплочённый, то ребёнок легко адаптируется, получает положительные эмоции, чувствует себя уверенно и комфортно, занимается с большим желанием, меньше устаёт. На сплочённость коллектива влияет совместная деятельность, совместные увлекательные игры. Предлагаемые игры помогут ребёнку находить общий язык со сверстниками, вступать в контакт с группой детей, научат внимательности и аккуратности.
Передай по кругу. Дети садятся в круг. Педагог передаёт (пантомимикой) по кругу какой-либо предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку» и т. д. Важно, чтобы остальные участники могли догадаться, что передано, а этот предмет вернулся бы обратно к ведущему, не изменившись (пантомимика не должна меняться).
Слушай хлопки. Участники свободно двигаются по комнате. По сигналу воспитателя им необходимо объединиться в группы по несколько человек (количество человек в группе зависит от количества хлопков, сделанных воспитателем). Если число участников в группе не совпадает с количеством хлопков, то группа сама должна решить, как выполнить условия игры.
Ассоциации. Ребёнок жестами, мимикой изображает другого участника игры, его особенности, привычки, манеру двигаться и т. д. Остальные дети отгадывают, кого из участников изображает ведущий.
Путаница. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает игроков, тоже не разнимая рук игроков.
Игры на снятие агрессии у детей
Агрессивность – довольно распространённое явление среди детей. Очень часто можно увидеть, как дети вступают в конфликт, провоцируют друг друга на ссору, вступают в драку со сверстниками. Агрессивность может проявляться у детей как вербальная (оскорбление словами), так и невербальная (драки, толчки и т. д.). Ребёнок должен понять, что он может с состоянием агрессии справиться и сам, не доставляя никому неприятностей. Игры помогут ребёнку овладеть приёмами саморегуляции, они способствуют выбросу негативных эмоций, развивают мелкую моторику.
Монетка в кулачке. Дайте ребёнку в кулачок монетку и попросите сильно сжать. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает его и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется.
Рвём бумажки. Если вы видите, что ребёнок агрессивен или возбуждён, предложите ему несложную игру. Пусть он возьмёт лист бумаги или газету и разорвёт её на мелкие кусочки. Эта игра быстро успокоит ребёнка и поможет снять напряжение.
Считаем бусинки. Рассыпьте на столе крупные бусинки разных цветов и предложите сосчитать сначала все зелёные, затем красные, синие и т. д. В конце игры ребёнок поочерёдно складывает бусинки в коробочку или нанизывает на леску.
Нарисуем гнев. Предложите детям нарисовать образ гнева или человека в момент агрессии. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребёнок испытывал чувство гнева, и нарисовать её. В конце занятия все участники обсуждают рисунки и предлагают свои способы выхода из ситуации без проявления агрессии.
Литература
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
1. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2006.
2.Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144
3. Белухин, Д. А. Личностно ориентированная педагогика / Д. А. Белухин. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2001.
5. Мальцева, Э. А. Педагогика детского движения / Э. А. Мальцева, Н. М. Костина. – Ижевск : Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002.
7. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение стратегия и практика. - М.: Педагогика, 1994. – 356 с 00.
8. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : ВЛАДОС, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...
Выступление на семинаре "Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"
Материал расскрывает эффективное взаимодействие ДОУ и семьи через проектную деятельность....
Организация сотворчества взрослого и детей при реализации ФГОС. Конспект НОД в старшей группе по теме: «Приключения Снеговика Антошки»
: развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъектаотношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации ФГОС....
Приказ № 162 "О подготовке к проведению практико - ориентированного семинара" по теме : "Адаптированная программа как механизм реализации ФГОС ДО для воспитанников с ОВЗ"
"Адаптированная программа как механизм реализации ФГОС ДО для воспитанников с ОВЗ"...
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»
Семинар-практикум«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»Краткая аннотацияМастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в...
Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"
Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...