Современные тенденции развития рынка образовательных услуг
статья на тему

В статье рассмотренны различные подходы к определению рынка образовательных услуг, определены субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг, описан жизненный цикл образовательной услуги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотникова Наталья Вячеславовна

 Современные тенденции развития рынка образовательных услуг

Аннотация: в статье рассмотрены различные подходы к определению рынка образовательных услуг, определены субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг, описан жизненный цикл образовательной услуги.

Ключевые понятия - рынок образовательных услуг, жизненный цикл образовательной услуги, участники рыночных отношений.

        

        Рынок образовательных услуг в России развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития данного рынка, появление новых форм оказания образовательных услуг определяют необходимость глубокого исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработки направлений совершенствования организационно-экономического механизма его функционирования.

В работе М.И. Гавриловой рынок образовательных услуг определяется как система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем.

         И. Березин определяет рынок образовательных услуг как материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги [4].  

 Голдобин Н.Д.  понимает рынок образовательных услуг как совокупность социально-экономических отношений и связей между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг.

Исходя из этого, маркетинг в сфере образования - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон. Целевой результат маркетинговой деятельности - это обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей: личности - в образовании, учебного заведения - в развитии и благосостоянии сотрудников, фирм - в росте кадрового потенциала, общества - в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала [1].  

Важным моментом при рассмотрении вопросов рынка образовательных услуг является определение субъектов и объектов рынка. По мнению А.П. Панкрухина,  «участниками рыночных отношений являются не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг и продуктов на рынке» [5].

Среди субъектов маркетинга особую роль играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, не только лицо, использующее их в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но и для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель образовательных услуг и продуктов осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобретённого потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом [2]. 

Другим субъектом маркетинга образовательных услуг являются фирмы, организации и предприятия. Они являются промежуточными потребителями образовательных услуг, формируют спрос и предъявляют его на рынке. Функциями организаций-потребителей являются:

 - информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

 - установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

 - определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

 - полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги [1].

 Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные услуги. В их функции входит:

 - оказание обучающимся услуг по приобретению (передаче) желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;

 - производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;

 - оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг [2].  

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции как:

 - накопление, обработка и продажа информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг, консультирование других субъектов;

 - участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;

 - формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательным услугам и другие [1].

         Одним из субъектов маркетинга образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

 - создание и поддержание имиджа образования как среди населения, так и работодателей;

 - финансирование государственных образовательных учреждений;

 - правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

 - установление перечней профессий и специальностей [1].

         Итак, активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство [2].

 Традиционно объектом маркетинга является любой объект, который предлагается на рынке для обмена и пользуется спросом [3]. 

Экономические отношения в образовательной сфере можно интерпретировать как отношения продавца (общеобразовательного учреждения), продающего покупателю (физическому лицу или государству) товар (знания, навыки, информацию).

Для рынка образовательных услуг характерна своя специфика, поскольку качество образовательной услуги как товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря уже о предварительной оценке. Кроме того, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от условий их производства (использование современных образовательных и воспитательных технологий, наличие высококвалифицированных педагогов), но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение.

Вместе с тем, образовательные услуги – это высоколиквидный (его производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы) и социально значимый (важен не только для физического лица – потребителя образовательных услуг, но и для всего общества в целом) товар.

Жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий:

1. внедрение – период медленного роста, когда услуга только начинает осваивать рынок; на этой стадии новая образовательная услуга становится впервые пригодной для рынка, люди могут проявлять осторожность, поэтому расходы велики, но нет большого числа конкурентов;

2. рост – период быстрого завоевания рынка; если новая образовательная программа удовлетворяет рынок, то она привлекает потребителей; в течение этой стадии необходимо поддерживать быстрый рост спроса, улучшая качество программ и акцентируя внимание на их новые особенности, находя новые рынки сбыта, используя рекламу и иные пути привлечения дополнительного внимания к образовательной услуге;

3. зрелость – период медленного роста, вследствие получения образовательной услуги большинством потенциальных потребителей; это, наряду со следующей, наиболее длительная стадия, с которой связаны наибольшие усилия при организации маркетинга;

4. насыщение – образовательную программу начинают предлагать и другие образовательные учреждения, спрос падает, возникает перепроизводство, что ведет к усилению конкуренции между учебными заведениями и снижению объема продаж;

5. спад – период, когда интерес потребителей падает; он может быть быстрым или медленным.

Продвижение (распространение) образовательной услуги – процесс, посредством которого образовательное учреждение делает свои программы и услуги доступными для своих целевых рынков.

Следует отметить, что рынок образовательных услуг значительно расширился и экономические отношения в образовании сегодня формируются в условиях сокращения государственного финансирования образования и развития рыночных отношений в сфере образования. Поэтому, в условиях конкуренции, в положении лидера окажется то учебное заведение, которое окажется способным предоставить востребованные образовательные услуги, подкрепленные квалифицированными кадрами и разумной ценовой политикой.

При отборе участников канала сбыта услуг руководство учреждения - должно оценить потенциальные возможности развития каждого участника канала, его прибыль, доходность, способность кооперации и репутацию. При этом учреждение должно постоянно мотивировать участников своих каналов сбыта, включая не только своих сотрудников, но и независимых посредников. Для обеспечения эффективного функционирования канала сбыта необходимо регулярно оценивать работу своих посредников и помогать им рекомендациями. С изменением покупательной модели потребителей услуг, расширением рынков сбыта, усложнением товаров и услуг, возникновением новых конкурентов возникает потребность в модификации структуры канала сбыта, что необходимо использовать для создания творческой структуры каналов распределения услуг.

Система продвижения услуг на рынок – это программа общих маркетинговых коммуникаций учреждения – продуцента услуг. Маркетологи называют четыре главных средства продвижения:

- реклама – любая оплаченная форма не персонального представления и продвижения идей, товаров и услуг определенным спонсором;

   - стимулирование сбыта – краткосрочные стимулы поощрения покупки или продажи товара или услуги;

- связь с общественностью – построение хороших отношений компаний с различными слоями общественности;

- персональные продажи – устное общение с одним или более предполагаемых покупателями с целью совершения продаж товаров и услуг.

Список использованной литературы:

1. Голдобин, Н. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения. Дистанционное образование. / Н. Голдобин. М, 2004. – № 1.

2.  Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М., 2006. - 395 c.

3. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. - с. 42-47.

4.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. - 2002. - №2 . - с.3-25.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 2006. -352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»

Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с цель...

Имедж, как средство повышения конкурентноспособности на рынки образовательных услуг

В данной статье раскрывается проблема имеджа детского сада. Что же такое имедж детского сада? Кто являются субъектами формирования имижда ДОУ? В чем проявляется индивидуальность конкретного детского с...

Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования

Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....

Педсовет «Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ»

Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего педсовета "Современные тенденции развития коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОУ". Упражнение «Приветствие»1. Пр...

Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»

Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....