Образовательный проект "Инклюзивное образование в ДОУ"
проект на тему
Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_inklyuziya.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Пояснительная записка
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.
В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-психолого-педагогической помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов.
Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и успешно обучаются. В нашем учреждении и ранее имелся подобный опыт интеграции детей с нарушениями речи, но он носил стихийный характер.
Данный проект необходим, поскольку он задуман разработчиками как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация
развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.
В тоже время сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей так в содержательной компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования:
Задачи государственной политики в сфере образования, на решение которых направлен проект | Задачи проекта, направленные на решение задач государственной политики |
«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ст.3, п.27 ФЗ-273 | Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. |
«Каждый имеет право на образование» Ст. 43 Конституции РФ. | Обеспечение полноценного образования детям с ОВЗ. |
«Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» 181-ФЗ ст.19 (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24 ноября 1995г.) | Обеспечение гарантии создания необходимых условий для детей с ОВЗ. |
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79 | Обеспечение на базе неспециализированного ДОУ дифференцированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, исходя из потребностей и психологических особенностей ребенка: коррекционная группа с возможностью интеграции детей в общеобразовательную группу, инклюзивное образование. |
Кроме того, введение инклюзивного образование обусловлено и объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
- взаимное уважение;
- терпимость;
- осознание себя частью общества;
- предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
- взаимопомощь;
- возможность учиться друг у друга;
- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:
- Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания.
- Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные.
- Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками.
- Возможность доступа к основной программе обучения.
- Доступ к многообразию способов обучения.
Возможность инклюзивного образования в нашем ДОУ обусловлена:
- Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный и физкультурный залы, сенсорная комната) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
- Положительным опытом реализации в МБДОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.
- Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
- Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.
- Востребованностью (по результатам ТПМПК).
Цель проекта: Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации
Задачи:
- Разработать программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.
- Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
- Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
Подзадачи
В работе с семьей:
- Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
- Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
- Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
- Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по проблеме.
- Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
- Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Концептуальные основы проекта
Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей. Такой подход отвечает современным потребностям мирового сообщества в предоставлении равных возможностей в образовании всем детям, независимо от их возраста, состояния здоровья и уровня развития.
Методологической основой являются:
- Положения ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина - об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития и т. д.
- Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.
- Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.
Основные принципы работы в рамках проекта
- Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
- Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
- Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
- Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
- Принцип наличия обратной связи.
- Принцип уважения и признания партнеров.
- Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
- Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Деятельность в рамках проекта
Целевую группу составляют воспитанники МБДОУ «Детский сад №12»: здоровые дети и дети с тяжелыми нарушениями речи, их родители.
Мы считаем, что для открытия и успешного функционирования инклюзивной модели образовательного процесса необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:
- Педагогическое направление предполагает оказание адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности.
- Программно - структурное направление - организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности.
- Содержательное направление - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания.
- Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
Реализация мультидисциплинарности будет обеспечена созданием команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности (родителей, педагогов, детей).
В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, составляющие мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую психолого - педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов)
№ | Ф.И.О. | Должность | Образование | Пед. стаж | Роль в проекте |
1 | Федорова Татьяна Ивановна | Заведующий | Руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов. | ||
2 | Больных Ольга Юрьевна | Заместитель заведующего по ВМР | Координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, составляет отчеты по реализации проекта | ||
3 | Рудных Наталья Викторовна | Старший воспитатель | Консультант: осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта, консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования | ||
4 | Салахова Татьяна Юрьевна | Педагог-психолог | Педагог-психолог: осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями | ||
5 | Шабардина Юлия Николаевна | Учитель-логопед | Учитель-логопед: ведет коррекционно-развивающую работу, консультирует и обучает родителей и педагогов. | ||
6 | Иванова Нина Николаевна | Инструктор по физической культуре | проектирует и осуществляет работу по физкультурной и оздоровительной работе | ||
7 | Воспитатели | Осуществляют воспитательно-образовательный процесс |
В системе взаимодействия членов рабочей группы мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:
Участник сопровождения | Цели | Методы работы |
Администрация | Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей. | -Собеседование, интервью. -Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта. -Организация научно - методических семинаров, работы мастер – класса. -Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме. |
Методическая служба | Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности. Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования | -Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей. -Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме. -Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме. -Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов. |
Психологическая служба | Повышение психологической компетентности педагогов и родителей. | -Психологический анализ педагогической деятельности. -Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей. -Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций. |
Педагог (воспитатели, специалисты) | Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме. | -Самоанализ педагогической деятельности. -Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме. Работа по самообразованию. |
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативное обеспечение
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014.) ст. 19;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (2008 г.).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Локальные акты и Устав учреждения.
Материально-техническое обеспечение
- 21 группа, все групповые помещения оснащенны в соответствии с требованиями ФГОС ДО
- 2 кабинета учителей-логопедов
- 2 кабинета педагогов-психологов
- 2 медицинских кабинета
- 2 спортивных зала
- 2 музыкальных зала
- 21 игровая площадка
- 2 спортивные площадки
Во всех кабинетах имеются компьютеры
Музыкальный зал | Наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр, театрализации, фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию, костюмы. |
Физкультурный зал | Стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурно-оздоровительной работы (мячи всех размеров, предметы для выполнения общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, музыкальный центр, тренажеры и др.) |
Кабинет учителя-логопеда | Диагностический материал для обследования речи. Программно-методический комплекс "Логопедическое обследование детей 4-8 лет" (Методика В.М. Акименко). Учебные пособия и дидактический материал для развития речи и коррекционной работы, ЭОРы. ДЭНАС-для активизации работы мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшения зрительно-моторной координации. Индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «Волна-03-М» с программным обеспечением "Волна" для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции. Справочная и методическая литература по логопедии, дефектологии и детской психологии. |
Кабинет педагога-психолога | Диагностический материал для обследования, дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий, оборудование для релаксации и пескотерапии. Индикатор компьютерный слабых низкочастотных сигналов «ТЕРМ-01» с программным обеспечением "Экватор" для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре. «Развитие нравственной сферы личности дошкольника» (практическое пособие для психологов Р.В. Овчаровой). Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению». Программа компьютерной обработки и тестирования «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен». Стол для рисования на песке. Сенсорная комната. |
Групповые помещения | Подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей. Разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского сада). Инвентарь и оборудование для физической активности детей. |
Медицинский кабинет | Основное здание: Весы медицинские. Ростомер. Динамометр ручной детский (до 10 кг, до 30 кг). Таблица для определения остроты зрения. Тонометр с детской манжеткой. Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе. Фонендоскоп. Спирометр. |
Кадровое обеспечение
Наличие в ДОУ специалистов:
- старшие воспитатели - 2
- учителя- логопеды – 4
- педагоги-психологи - 2
- инструкторы по ФИЗО - 2
- музыкальные работники – 4
Педагогический состав ДОУ, уровень профессиональной компетенции
Образование: Высшее Среднее специальное Из них учатся в вузах | 38-69% 17-30% 1-2% |
Категорийность: Высшая категория 1-я категория 2-я категория Соответствие занимаемой должности Без категории | 6-11% 13-24% 16-29% 12-22% 8-14% |
Педагогический стаж: От 0 до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет 15 лет и более | 5-9% 11-20% 4-7% 35-64% |
Возраст: Моложе 25 лет От 25 до 29 лет От 30 до 49 лет От 50 до 54 лет От 55 до 59 лет 60 лет и более | 1-2% 5-9% 30-54% 6-11% 12-22% 1-2% |
Методическое обеспечение
- Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.
- Успешно реализуются разные формы интеграции.
- Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи).
- Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.
Ожидаемые результаты
В МБДОУ «Детский сад №12» системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушением речи обучаются как в компенсирующей и комбинированной группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы, так и по системе инклюзивного образования. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.
К прогнозируемым результатам можно отнести следующее:
- Разработка и введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с нарушением речи.
- Устойчивое продвижение детей с нарушением речи в развитии за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования.
- Разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальной программы реабилитации для детей с нарушением речи и межведомственному сопровождению по ее внедрению.
- Разработка программно-методического обеспечения по сопровождению детей с нарушением речи.
- Расширение работы методической службы ДОУ.
- Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
- Повышение качества образовательного процесса.
- Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.
В работе с семьей:
- Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
- Стойкое продвижение детей в развитии.
- Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.
В работе с педагогами:
- Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
- Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
- Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.
Индикаторы результативности
- Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов
( аналитические материалы).
2.Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
-личностное развитие родителей и педагогов
3.Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий
( журналы посещаемости, книги отзывов).
4.Повышение рейтинга учреждения.
Этапы реализации проекта
I этап реализации проекта (организационный)
1.Изучить потребности в образовательных услугах ДОУ для детей с ОВЗ
- Выявить количество детей с ОВЗ (нарушения речи), нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ТПМПК)
2. Провести анализ условий:
-Материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании).
-Кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов).
-Финансово-экономических.
-Научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).
3. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании
-Разработать положение о комбинированной и компенсирующих группах.
-Скорректировать должностные обязанности персонала.
-Разработать форму договора с родителями.
-Разработать модели взаимодействия с детьми и родителями.
4.Разработать программно-методическое обеспечение
-Разработать примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи.
-Сформировать пакет диагностических методик.
-Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.
5.Сформировать группу детей с разными возможностями
- Заключить договоры с родителями.
-Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.
-Провести родительское собрание.
II этап реализации проекта (практический)
Создание специальных образовательных условий
1. Реализация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
- Форма обучения – очная.
- Режим – полный день.
- Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.
- Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре.
- Работа психолого-медико-педагогического консулиума (ПМПк)
- Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в д/саду.
- Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.
- Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
- Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
В состав ПМПк входят:
Председатель ПМПк
Члены ПМПк:
- - педагог-психолог;
- - учитель-логопед;
- - медицинский работник;
- - педагоги, работающие с детьми.
Структура организации деятельности ПМПк
ПМПк плановые – проводятся 1 раз в квартал.
Задачи:
- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
- выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
ПМПк внеплановые – собираются по запросам участников образовательного процесса
Задачи:
- решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Прием детей на консилиум осуществляется
- по запросу родителей
- по инициативе педагогов
- по медицинским показаниям
Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.
Этапы работы ПМПк:
1 этап – подготовительный
2 этап – индивидуальное обследование специалистами консилиума
3 этап – коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута и коррекционной помощи
4 этап – направление ребенка на ПМПК, подготовка документов
5 этап - согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе
6 этап – реализация рекомендаций ПМПК
7 этап – оценка эффективности коррекционно- развивающей работы
Интеграция специалистов и законных представителей ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы
3. Работа с родителями
Модель сотрудничества с семьей
Формы работы | Цели и задачи | Содержание работы |
Индивидуальные:
| - Изучение микросоциальных условий воспитания - Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию - Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта - Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания. | - Социальная характеристика семьи - Адекватность оценки состояния ребенка - Степень инициативы в плане сотрудничества - Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций -Успехи и проблемы в развитии ребенка |
Групповые формы:
| - Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы - Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка - Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических знаний и представлений - Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку - Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей (с тяжелыми нарушениями речи) | - Навыки наблюдения за ребенком - Приемы коррекционно-развивающей работы: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, массаж, и т.п. - Развивающие игры в коррекционной работе - Грамматика общения с детьми с ОВЗ - Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги) - Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы) - Помоги себе сам (домашний логопед) - Особенности психофизического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями - Проблемы развития речи и пути их решения - Формирование познавательной активности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями - Психология семейных отношений - Готовность детей с ОВЗ к школе |
Наглядные формы просвещения:
|
III этап реализации проекта (итоговый)
1. Алгоритм построения модели инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №12»
1 ЭТАП Получение информации о ребенке, диагностика
2 ЭТАП Формулирование основных проблем развития ребенка
3 ЭТАП Выявление ресурсов развития ребенка
4 ЭТАП Оценка «Зоны ближайшего развития» дошкольника с ОВЗ
5 ЭТАП Постановка позитивной цели
6 ЭТАП Выбор техник и средств, режим их использования
2. Модель образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ
Условные обозначения:
Управляющие действия -
Коррекционно-рефлексивные действия -
Р – ребёнок
В - взрослый (кроме педагога)
П - педагог
Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:
-структура среды,
-образовательная модель обучения и воспитания,
-функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.
Структура среды состоит из 3-х компонентов. Управляющими параметрами в организации ДОУ являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.
Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.
Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.
Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка
Список литературы
- Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3.
- Евтушенко С. Г. Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная модель работы (из опыта работы МДОУ д/с № 8) /С. Г. Евтушенко // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 22-23 апр. 2009 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009.
- Казакова Е.Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — № 9—10.
- Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010.
- Панова А. Факты и комментарии : [инклюзивное образование] / А. Панова// Здоровье детей. - 2011. - № 6. - С. 37-41.
- Семаго М.М.Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога-практика) — М.: АРКТИ, 2005.
- Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5.
- Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности " Образование числа 5"
Использованы современные образовательные технологии: ИКТ – технология: презентация «Образование числа 5»;- здоровьесберегающая: пальчиковая гимнастика;- игровая: дидактиче...
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития...
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 20...