Социальный проект
проект на тему
Проект на тему "Формирование осознанного отношения родителей к обеспечению безопасности детей на дорогах и улицах города"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_po_pdd.doc | 560 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально - исследовательский проект
Формирование
осознанного отношения родителей
к обеспечению безопасности детей
на дорогах и улицах города
через наглядно - информационную деятельность в ДОУ
Актуальность темы
Нормативная база модернизации образования и внедрения ФГОС ДОО рекомендует и регламентирует образовательным учреждениям «повышать роль семьи ….; оказывать семье помощь в воспитании детей; повышать педагогический уровень родителей…; содействовать …, вовлекать.., устанавливать взаимодействие…».
Однако на практике выявляется проблема: готовность образовательного учреждения к взаимодействию не подкрепляется готовностью родителей к установлению социального партнерства.
Родители считают:
- вам в садик привели – вот и воспитывайте, мы за это деньги платим;
- детский сад – это все только ИГРУШКИ, вот пойдет в школу и сам научиться всему;
-мы и так все сами знаем и не нуждаемся в советах;
- не доверяем воспитателю, ставим под сомнение его профессионализм,
-и вообще нам некогда.
Разрешение проблемы по преодолению препятствий установления партнерских отношений с родителями по воспитанию детей в ДОУ организуется в разных направлениях, одним из которых является профилактика детского дорожно- транспортного травматизма.
ДТП с участием детей происходят не всегда по вине водителей автотранспорта. Незнание детьми правил поведения на дорогах, неумение управлять своим поведением зачастую является основной причиной ДТП.
Поэтому формирование дисциплинированности,
организованности надо начинать в дошкольном возрасте, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.
Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых.
Если эти правила не поддерживаются родителями, то можно с уверенностью утверждать, что ребенок не будет их выполнять, находясь вне поля зрения воспитателя.
Как построить работу с семьей, чтобы она ощутила важность проблемы?
Обоснование
Направления работы ДОУ с семьей разнообразны- собрания, консультации…
Однако считаем, что весомый вклад в формирование мировоззрения родителей оказывает наглядно - информационная деятельность.
Ученые отмечают, что наибольший процент усвоения информации происходит в дневное время.
Организация работы с семьей в детском саду, как правило, происходит в часы утреннего приема, и вечернего «забирания» детей домой.
В это время родители спешат на работу или домой и получаемая ими звуковая (словесная) информация просто не достигает желаемого результата.
Наглядная информация в ДОО является уникальным средством воздействия на семью - всегда находится в поле зрения родителей и позволяет возвращаться к ней (пока ждут ребенка) многократное количество раз, тем самым увеличивая вероятность ознакомления, осознания и принятия (или несогласия) с информационным материалом.
Однако здесь речь идет не о стандартной наглядной агитации, годами размещаемой в холле ДОО. На современном этапе развития дошкольного образования осуществляется поиск более эффективных форм воздействия на семью, в том числе и среди средств наглядно – информационной деятельности.
Творческому поиску и разработке инновационных форм наглядно - информационной деятельности по преодолению препятствий, способствующих конструктивному социальному взаимодействию с семьей в рамках темы профилактика детского дорожно - транспортного травматизма я посвятила данную работу.
Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнерство с семьей средствами инновационной наглядно – информационной деятельности
Задачи:
- Поиск и разработка форм инновационной наглядной информационной деятельности для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- Вовлечение родителей в разрешение проблемы детского дорожно-транспортного травматизма;
- Апосредованное формирование у детей, навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Результат:
- Формирование заинтересованности и осознанного отношения родителей к проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах и улицах города;
- Установление партнерских отношений ДОО с семьей;
- Формирование осознанного поведения детей в профилактике ДДТТ
- Повышение значимости и роли ДОО и конкретного воспи
Инструментарий: Стандартные и инновационные формы наглядно - информационной деятельности
Родители считают:
- вам в садик привели – вот и воспитывайте, мы за это деньги платим;
- детский сад – это все только ИГРУШКИ, вот пойдет в школу и сам научиться всему;
-мы и так все сами знаем и не нуждаемся в советах;
- не доверяем воспитателю, ставим под сомнение его профессионализм,
-и вообще нам некогда.
Основные направления деятельности:
Этапы организации деятельности
Первый этап – диагностика | Уточнение уровня: -мотивации родителей по отношению к проблеме профилактики детского дорожно - транспортного травматизма через анализ анкетирования; - сформированности у детей, навыков безопасного поведения на дорогах и улицах через анкетирование родителей; |
Второй этап – содержательный | Поиск и разработка, выпуск форм наглядной информационной деятельности для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; |
Третий этап – итоговый | Анализ уровня: -мотивации родителей по отношению к проблеме профилактики детского дорожно - транспортного травматизма через анализ активности в мероприятиях ДОУ, направленных на обобщение и распространение лучшего опыта; - сформированности у детей, навыков безопасного поведения на дорогах и улицах через опрос родителей; |
Принципы
- Принцип наглядности: наглядно-информационная деятельность должна быть краткой, доступной, правдивой, отражала пути возможной реализации проблем;
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей родителей и проблем детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Родители должны знать и представлять, какие последствия могут подстерегать их детей в дорожной среде;
- Принцип социальной безопасности. Родители должны помнить, и передать понимание детям, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
Поиск и разработка инновационных
форм наглядно - информационной деятельности
Поиск и разработку инновационных форм наглядно - информационной деятельности по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в работе с семьями в ДОУ№ 17 «Родничок» я начала с анализа форм наглядно – информационной деятельности.
Анализ видов и назначений наглядной информации
Виды наглядно - информационной
деятельности по освещению проблем профилактики безопасности на дорогах и улицах города:
Средства массовой информации | Государственные и частные издания — газеты, журналы, TV, интернет. |
Наглядно - педагогическая информация общего характера; | Наглядно - педагогическая пропаганда в холле учреждения, интернет |
Наглядно- педагогическая пропаганда дифференцированного характера; | Наглядно - педагогическая в приемной учреждения, интернет |
Наглядная информация, как вид деятельности в работе с семьей существовала в ДОУ всегда. Однако ее разнообразие было небольшим: стенды в холле ДОУ, приемной групп. Сменяемость информации осуществлялась в соответствии с сезоном.
Виды и назначение информационной деятельности в ДОУ
Направление | Виды | Задачи | Содержание | Время изучения |
Наглядно - педагогическая информация общего характера; | Наглядно - педагогическая пропаганда в холле учреждения. интернет | Освещение основных направлений деятельности по обучению детей ПДД | Отражение подхода учреждения к проблеме обучения детей ПДД | По мере прихода в д/ сад в период ожидания ребенка в холле ДОУ |
Наглядно - педагогическая пропаганда дифференцированного характера; | Наглядно - педагогическая в приемной учреждения, интернет | Освещение направлений деятельности по обучению детей конкретного возраста ПДД | Отражение подхода ДОУ к обучению детей ПДД; Общие рекомендации родителям по обучению детей ПДД в семье | По мере прихода в детский сад в период ожидания ребенка в приемной ДОУ |
Модернизация дошкольного образования потребовала обеспечить индивидуализированный подход ко всем участникам образовательной деятельности: ребенку, педагогу, семье.
Значительным изменениям подверглись почти все формы деятельности ДОУ, в том числе и наглядно - информационная деятельность.
С введением в действие федеральных государственных требований к дошкольному образованию требования к наглядно - информационной деятельности резко возросли.
Комплексно - тематическое планирование потребовало мобильности предметно - развивающей среды, в состав которой входит работа с семьей в рамках организации наглядно - информационной деятельности.
Стандартные формы наглядной информации не отвечали предъявляемым требованиям.
Таким образом, возникло противоречие между имеющимися формами наглядно - информационной деятельности и требованиями современного общества к ее организации.
Тем самым возникла необходимость в разработке новых форм наглядной информации для тематической работы с семьей.
Наглядная информация,
как фактор психологического воздействия на родителей при профилактике детского дорожно - транспортного травматизма
( теоретическое обоснование)
Любая наглядно - информационная деятельность содействует развитию у людей самостоятельного критического мышления, тем более по такой важной теме, как профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Каким же образом действует на сознание человека наглядная информация? Будет ли она полезным и эффективным средством для наших родителей?
Ответы на свои вопросы я нашла в научно- теоретическом обосновании данного вида деятельности.
Общая психология наглядно - информационной деятельности
такова, что предлагает человеку предварительно обдумать информацию, а затем прийти к решению.
Современные психологи утверждают, что эффективность восприятия наглядно - информационной деятельности определяется силой воздействия используемых средств, правильным выбором ее содержания.
В процессе своего воздействия содержание наглядно - информационной деятельности оказывает влияние на восприятие сообщения и человек либо отвергает, либо принимает данную информацию.
Поэтому большое значение имеет то, насколько профессионален подход к созданию наглядной информации, что непосредственно отражается на его восприятии в среде родителей.
Психологическое воздействие наглядно - информационной деятельности.
осуществляется по этапам:
Этапы воздействия | Методы воздействия |
| Размер, яркость, |
| актуальная тема |
| Профессиональная, краткая и соответствующая реальности информация |
| убедительность |
Каждый этап воздействия между собой взаимосвязан. Нарушение последовательности этапов, или исключение какого - либо из них, приводит к тому, что человек не воспринимает информацию.
На восприятие наглядной информации по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма может повлиять множество факторов, причем как позитивно, так и негативно.
Например:
- голос воспитателя может снизить общее впечатление об информации, хотя содержание наглядно - информационной деятельности будет представлять для родителей особый интерес; или наоборот, интонационное выделение особенных позиций, будет способствовать пристальному изучению наглядной информации;
- наглядная информация небольшого размера может остаться незамеченной среди прочих объявлений, или, оставаясь небольшой, будет удобна для изучения родителям как «карманный вариант»;
В зависимости от психологии каждого человека и восприятие наглядной информации будет происходить по-разному.
Насколько она будет воспринята, зависит от:круга интересов родителей; его потребностей; социального и материального положения; профессии; образования; возраста.
Состав родителей разнороден по возрасту, занятиям, предпочтениям. Однако общее преобладание людей среднего возраста, работающих.
Значит у данной категории минимум времени для изучения наглядной информации. Поэтому разумнее будет использовать варианты «карманных форм».
Большое значение в процессе ПДДТТ имеет процесс запоминания тематической наглядной информации. Степень запоминания зависит от метода повторения наглядно- информационного материала.
Часто можно услышать, как родитель говорит: «Об одном и том же 100 раз. Хочешь того ты или не хочешь, но непроизвольно запоминаешь!»
Метод наглядной информации, - внушение, проявляется особенно эффективно, когда словесная информация сопровождается яркими, образными представлениями. Уже давно доказано: мысленные или словесные внушения наиболее действенны тогда, когда они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие и оптимистичны.
Использование данных методов стало основой разработки инновационных «карманных форм» наглядно - информационной деятельности по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в работе с семьями в ДОУ№ 17 «Родничок».
Разработка инновационных
форм наглядно - информационной деятельности
Изучив разнообразные виды наглядно - информационной деятельности карманного типа в других сферах я решила применить их в работе с семьей.
Инновационный подход к организации наглядно - информационной деятельности взаимодействия с семьей по дорожной тематике позволил разработать новые для ДОУ формы индивидуализированного характера.
Так появились первые разработки буклетов, листовок - закладок, мини – газет(приложение).
Направление информационной деятельности | Виды информационной деятельности | Задачи информационной деятельности | Содержание информационной деятельности | Время для изучения |
Наглядно - педагогическая пропаганда индивидуального характера; | Наглядно - педагогическая пропаганда личного пользования (карманный тип) | Освещение конкретного вопроса по имеющимся проблемам в воспитании и обучению детей ПДД | Информация об использовании методов и приемов по обучению детей конкретному умению в рамках ПДД; Конкретные рекомендации семье | Изучение в свободное время в домашних условиях |
Обобщение и тиражирование семейного опыта работы. | Наглядно - педагогическая пропаганда личного пользования, тиражированная (газеты, буклеты, листовки) | Освещение конкретного вопроса по обучению детей конкретного возраста ПДД | Отражение индивидуальных достижений семьи в вопросах обучения ребенка правилам дорожного движения | Изучение в свободное время в домашних условиях |
Новые виды наглядно - информационной деятельности имеют преимущества перед стандартными формами и позволяют одновременно решить задачи, как для взрослых, так и для детей:
Вид | преимущество | задачи |
буклет | Можно взять домой, малая форма, много тематической информации |
|
листовка | Можно взять домой, малая форма, краткая тематическая информация | |
газета | Можно взять домой, малая форма, много информации, можно отражать свой опыт, задавать вопросы, организовывать конкурсы… |
|
Анализ эффективности использования стандартных и инновационных видов наглядно - информационной деятельности позволил отследить уровень мотивации родителей по отношению к проблеме профилактики детского дорожно - транспортного травматизма через анкетирование. Выявлено 2 основные группы родителей:
1группа – не соблюдают правила дорожного движения и пренебрегают вопросами профилактики;
2группа - соблюдают правила дорожного движения, однако допускают незначительные, по их мнению, нарушения.
Процентное соотношение практически не изменилось при уточнении вопроса: «Нарушаете Вы правила дорожного движения, если идете с ребенком?»
Родители детей средней группы 14 человек | Родители детей подготовит. группы 15 человек | Всего 29 человек | |
Нет | 10 чел. | 9 чел. | 19 чел. 65,5% |
Иногда бывает | 4 чел. | 6 чел. |
|
Для данных подгрупп использовались следующие формы наглядной информации:
- для родителей постоянно нарушающих ПДД:
- для родителей, иногда допускающих нарушение ПДД:
В процессе тематических мероприятий родителям всех подгрупп раздавались газеты по теме ПДД; листовки – задания для работы с детьми дома (приложение)
Для повышения активности родителей проводились выставки семейного рисунка «Я на улице»; «Мой любимый транспорт», родители участвовали в изготовлении макетов «Наша улица», атрибутов к сюжетным играм о транспорте.
Постепенно в семьях накапливался тематический опыт, который нашел отражение в создании первых семейных газет «Копилка»
В результате проведенной работы с семьями можно отметить, что
- если ранее родители не обращали внимание на выполнение правил дорожного движения своими детьми, сами нарушали правила дорожного движения (64%), то после введения инноваций ситуация резко изменилась:
Родители ср. группы 19 человек | Родители подгот.гр. 18 человек | Всего 37 человек | |
нет | 17 чел. | 15 чел. | 32 чел. 86% |
иногда бывает | 2 чел. |
| 5чел. 14% |
- Если в начале года родители не хотели делиться своим опытом воспитания детей по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в семье, то в конце года активность выросла.
В настоящее время выпущено 4 газеты с опытом родителей о соблюдении правил дорожного движения в семье.(приложение) В подготовке еще 4 материала.
Апосредованное формирование у детей
навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Тема профилактики ДДТТ в ДОУ проходит через разные формы организации воспитательно - образовательного процесса с детьми. Педагогическая диагностика данной проблемы отслеживается по общепринятым методикам. Однако на опыте прошлых лет всегда отмечаю: зачастую в детском саду ребенок покажет одно, а в реальной жизни знания не применяет. С помощью инновационных форм по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма я получила возможность:
- с помощью родителей в семье расширить влияние на формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
- изучать ситуацию по применению детьми знаний по ПДД в реальной жизни; диагностировать знания детей путем анкетирования родителей (вопросы по теме: реагирование ребенка на нарушение родителями правил дорожного движения).
Анализ анкет родителей выявил:
Реагирование ребенка на нарушение ПДД | Средняя группа 14 чел. | Подгот. группа 15 чел. | Всего 29 чел. |
требует, чтобы шли правильно | 4 чел. | 3 чел. | 7 чел. 24% |
говорит, что идем неправильно | 2 чел. | 9 чел. | 11 чел. 38% |
никак не реагирует | 8 чел. | 3 чел. | 11 чел. 38% |
Реагирование ребенка на нарушение ПДД | Средняя группа 19 чел. | Подг. гр группа 18 чел. | Всего 37 чел. |
требует, чтобы шли правильно | 12 чел. | 14 чел. | 28 чел. 75 % |
говорит, что идем неправильно | 5чел. | 4 чел. | 9 чел. 24% |
никак не реагирует | 2 чел. | - | 2 чел. 1 % |
в конце года:
Организованная наглядно- информационная деятельность с родителями способствовала достижению следующих результатов:
- если в начале год только 24% детей проявляли активную
- позицию к нарушению правил дорожного движения, то в конце года уже 75% детей требовали от родителей выполнения правил дорожного движения;
- если в начале года не реагировали на нарушения дорожного движения 38% детей, то к концу года процент снизился до одного.
Вывод
Таким образом, использование в системе воспитательно- образовательной работы по профилактике ДДТТ инновационных видов наглядно- информационной деятельности позволяет значительно повысить эффективность данной работы, а именно:
Результат на уровне детей:
- вовлекаются в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ,
- расширяют знания и представления,
- под контролем педагогов и семьи применяют на практике полученные знания по ДДТТ,
- используют семейный опыт;
- в поведении ребенка происходят изменения:
В целом: Формируется непримиримость к неправильному поведению на дорогах и улицах.
Результат на уровне семьи:
- вовлекается в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ,
- получает новые знания,
- овладевает педагогическими технологиями,
- внедряет передовой семейный опыт;
- в мировоззрении семьи происходят изменения:
В целом: происходит формирование семейного неприятия нарушений ПДД; осознание гражданской позиции взрослого по отношению к своему ребенку, к другим детям, к обществу в целом.
В частном: происходит:
- переосмысление вклада семьи в вопросы собственной безопасности на дороге, как передачи опыта безопасности младшему поколению;
-формирование у родителей стремление к регулированию своего поведения на дорогах и улицах города, как образца обеспечения собственной безопасности и безопасности близких;
- как принятие опыта своих родителей у детей формируются устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.
Литература:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. ОБЖ: Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.; Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Н.А.Извекова;. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема проекта: «Связующая нить»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ направлен на организацию и проведение мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей....
Социальный проект "Социальная сеть "Одноклассники", как одна из современных форм взаимодействия педагога и родителей"
Материал расскажет об использовании социальных сетей, для более эффективного взаимодействия педагога и родителей....
Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"
В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...
Проект: «Дети войны», посвященный празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (инновационный социальный проект). для детей 5-6 лет
laquo;Дети войны» - так называют это поколение. Это они трудились наравне со взрослыми на колхозных полях, у станков на заводах, помогали в госпиталях, а многие из них совмещали работу еще...
Благотворительный экологический проект "Крышка-малышка". Участие в социальном проекте "Выжить без мамы".
Крышка-малышка - благотворительный проект по сбору пластиковых крышечек.Крышечки отправляют на переработку, а вырученные средства на поддержку проекта "Выжить без мамы".Мы хотим привлечь вни...
«Лучший социальный проект дошкольника – 2020» "Откуда берутся бездомные животные" (область «Социально-коммуникативное развитие»)
laquo;Всегда оставляйте в сердце место для сочувствия»Зачастую, когда я гуляю с родителями по городу, иду в детский сад, или из сада, мне встречаются бродячие собаки. То, что они бездомные-видн...