Социальный проект
проект на тему

Фунтова Александра Геннадьевна

Проект на тему "Формирование осознанного отношения родителей к обеспечению безопасности детей на дорогах и улицах города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt_po_pdd.doc560 КБ

Предварительный просмотр:

 

Социально - исследовательский проект

Формирование

осознанного отношения родителей

к обеспечению безопасности детей

 на дорогах и улицах города

через наглядно - информационную деятельность в ДОУ

Актуальность темы

       Нормативная база модернизации  образования и внедрения ФГОС ДОО  рекомендует и регламентирует образовательным учреждениям  «повышать роль семьи ….; оказывать семье помощь в воспитании  детей;  повышать педагогический уровень родителей…; содействовать …, вовлекать..,  устанавливать  взаимодействие…».

Однако на практике выявляется проблема: готовность образовательного  учреждения к взаимодействию не подкрепляется готовностью родителей  к установлению социального партнерства.

 Родители считают:

- вам в садик привели – вот и воспитывайте, мы за это деньги платим;

- детский сад – это все только ИГРУШКИ, вот пойдет в школу и сам научиться всему;

-мы и  так все сами знаем  и не нуждаемся в советах;

- не доверяем  воспитателю, ставим  под сомнение его профессионализм,

-и вообще нам некогда.

Разрешение проблемы  по  преодолению  препятствий установления партнерских отношений с родителями по воспитанию детей  в ДОУ  организуется в разных направлениях, одним из которых является  профилактика детского дорожно- транспортного травматизма.  

 

          ДТП с участием детей  происходят не всегда по вине  водителей автотранспорта. Незнание детьми   правил  поведения на дорогах, неумение   управлять своим поведением зачастую является основной причиной ДТП.

 Поэтому формирование дисциплинированности,

организованности надо начинать в дошкольном возрасте, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.  

Дети — самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды — обязанность взрослых.

 Если эти правила не поддерживаются родителями, то можно с уверенностью утверждать, что ребенок не будет их выполнять, находясь вне поля зрения воспитателя.  

Как построить работу с семьей, чтобы  она ощутила важность проблемы?

Обоснование

Направления работы  ДОУ с семьей разнообразны- собрания, консультации…

 Однако считаем, что весомый вклад в формирование мировоззрения родителей оказывает наглядно - информационная деятельность.

Ученые отмечают, что наибольший процент усвоения  информации  происходит в дневное время.

 Организация работы с семьей в детском саду, как правило, происходит в часы утреннего приема, и вечернего «забирания»  детей домой.

В это время родители спешат на работу или домой и получаемая ими звуковая (словесная)  информация просто не достигает  желаемого результата.

Наглядная  информация  в ДОО является уникальным средством воздействия на  семью - всегда находится в поле зрения родителей и  позволяет возвращаться  к ней (пока ждут ребенка)  многократное количество раз, тем самым увеличивая  вероятность ознакомления, осознания  и принятия  (или несогласия) с информационным  материалом.

Однако здесь речь идет не о стандартной наглядной агитации, годами размещаемой  в холле ДОО. На современном этапе развития дошкольного образования осуществляется  поиск более эффективных форм    воздействия на семью, в том числе и  среди средств наглядно – информационной  деятельности.

 Творческому поиску  и разработке  инновационных форм наглядно - информационной деятельности   по преодолению препятствий, способствующих конструктивному социальному взаимодействию   с семьей  в рамках темы  профилактика  детского дорожно -  транспортного травматизма я посвятила данную работу.

Цель:   Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнерство с семьей средствами инновационной наглядно – информационной деятельности

Задачи:

  • Поиск и разработка форм инновационной наглядной информационной деятельности для родителей по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Вовлечение родителей в разрешение проблемы   детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Апосредованное  формирование у  детей,  навыков   безопасного поведения на дорогах и улицах.

Результат:   

  • Формирование заинтересованности и осознанного отношения родителей   к проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах и улицах города;
  • Установление партнерских отношений ДОО с семьей;
  • Формирование  осознанного поведения детей в профилактике ДДТТ
  • Повышение значимости и роли ДОО и конкретного воспи

Инструментарий:   Стандартные и инновационные формы наглядно - информационной деятельности

Родители считают:

- вам в садик привели – вот и воспитывайте, мы за это деньги платим;

- детский сад – это все только ИГРУШКИ, вот пойдет в школу и сам научиться всему;

-мы и  так все сами знаем  и не нуждаемся в советах;

- не доверяем  воспитателю, ставим  под сомнение его профессионализм,

-и вообще нам некогда.

Основные направления деятельности:

  Этапы организации деятельности

Первый этап –  диагностика

Уточнение уровня:  

-мотивации родителей по отношению к проблеме профилактики детского дорожно - транспортного травматизма через анализ анкетирования;

- сформированности  у  детей,  навыков   безопасного поведения на дорогах и улицах через анкетирование  родителей;                                                                                                                          

Второй этап – содержательный

Поиск и разработка, выпуск  форм наглядной информационной деятельности для родителей по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма;

Третий этап –  итоговый

Анализ уровня:  

-мотивации родителей по отношению к проблеме профилактики детского дорожно - транспортного травматизма через анализ активности в мероприятиях ДОУ, направленных на обобщение и распространение лучшего опыта;

- сформированности  у  детей,  навыков   безопасного поведения на дорогах и улицах через опрос родителей;

Принципы

  • Принцип наглядности: наглядно-информационная деятельность должна быть краткой, доступной, правдивой,  отражала пути возможной реализации проблем;
  • Принцип  индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей родителей и проблем детей по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Родители должны знать и представлять, какие последствия могут подстерегать их детей в дорожной среде;
  • Принцип социальной безопасности. Родители  должны  помнить, и передать понимание детям,  что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

Поиск и разработка инновационных

 форм наглядно - информационной деятельности 

Поиск и разработку инновационных  форм  наглядно - информационной деятельности по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в работе с семьями в  ДОУ№ 17 «Родничок»  я начала с анализа форм наглядно – информационной деятельности. 

Анализ видов  и назначений наглядной информации

Виды  наглядно -  информационной

деятельности по освещению проблем профилактики безопасности на дорогах и улицах города:

Средства массовой информации

Государственные и частные издания — газеты, журналы, TV, интернет.

Наглядно - педагогическая информация общего характера;

Наглядно - педагогическая пропаганда в холле учреждения, интернет

Наглядно- педагогическая пропаганда дифференцированного характера;

Наглядно - педагогическая

в приемной учреждения, интернет

 

  Наглядная информация, как вид деятельности в работе с семьей существовала в ДОУ всегда. Однако ее разнообразие было  небольшим: стенды в холле ДОУ,  приемной групп.  Сменяемость  информации осуществлялась в соответствии с сезоном.

Виды и назначение информационной деятельности в ДОУ

Направление  

Виды  

Задачи  

Содержание  

Время  изучения

Наглядно - педагогическая информация общего характера;

Наглядно - педагогическая пропаганда в холле учреждения. интернет

Освещение основных направлений деятельности по обучению детей ПДД

Отражение  подхода учреждения к проблеме обучения детей ПДД

По мере прихода в д/ сад в период ожидания ребенка в холле ДОУ

Наглядно - педагогическая пропаганда дифференцированного характера;

Наглядно - педагогическая

в приемной учреждения, интернет

Освещение направлений деятельности по обучению детей конкретного возраста ПДД

Отражение  подхода ДОУ к обучению детей  ПДД;     Общие рекомендации родителям по обучению детей ПДД в семье

По мере прихода в детский сад в период ожидания ребенка в приемной  ДОУ

Модернизация дошкольного образования  потребовала  обеспечить индивидуализированный подход ко всем участникам образовательной деятельности: ребенку, педагогу, семье.

Значительным  изменениям подверглись  почти все формы деятельности ДОУ, в том числе и наглядно - информационная деятельность.

С  введением в действие федеральных государственных требований к дошкольному образованию требования к наглядно - информационной деятельности резко возросли.

 Комплексно - тематическое  планирование   потребовало  мобильности  предметно - развивающей среды, в состав которой входит    работа с семьей  в рамках организации наглядно - информационной деятельности.

Стандартные формы наглядной информации не отвечали предъявляемым требованиям.

 Таким образом,  возникло противоречие между имеющимися формами наглядно - информационной деятельности и требованиями современного общества к ее организации.

Тем самым возникла необходимость в разработке новых форм наглядной информации для тематической работы с семьей.

Наглядная  информация,

как фактор психологического воздействия на родителей при профилактике детского дорожно - транспортного травматизма

( теоретическое обоснование)

Любая наглядно -  информационная деятельность  содействует развитию у людей самостоятельного критического мышления, тем более по такой важной теме, как профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. Каким же образом действует на сознание человека наглядная информация? Будет ли она полезным и эффективным средством  для наших родителей?

Ответы на свои вопросы я нашла в научно- теоретическом обосновании данного вида деятельности.

Общая психология наглядно -  информационной деятельности

 такова, что предлагает человеку предварительно обдумать информацию, а затем прийти к решению.

Современные психологи утверждают, что эффективность восприятия наглядно -  информационной деятельности  определяется силой воздействия используемых средств, правильным выбором ее содержания.

В процессе своего воздействия содержание наглядно -  информационной деятельности оказывает влияние на восприятие сообщения и человек либо отвергает, либо принимает данную информацию.
Поэтому большое значение имеет то, насколько профессионален подход к созданию  
наглядной   информации,   что непосредственно отражается на его восприятии в среде  родителей.        

Психологическое воздействие наглядно -  информационной деятельности.

 осуществляется по этапам:

Этапы воздействия

Методы воздействия

  • привлечение внимания

Размер, яркость,

  • возбуждение интереса

актуальная тема

  • убеждения

Профессиональная,  краткая  и соответствующая реальности информация

  • принятие решения

убедительность

Каждый этап воздействия между собой взаимосвязан.   Нарушение последовательности этапов,  или исключение какого - либо из них,  приводит к тому, что человек не воспринимает информацию.

На восприятие наглядной   информации по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма   может повлиять множество факторов, причем как позитивно, так и негативно.

Например:

  • голос воспитателя  может снизить общее впечатление об информации, хотя содержание наглядно -  информационной  деятельности  будет представлять для родителей  особый интерес; или наоборот, интонационное выделение особенных позиций, будет способствовать пристальному изучению наглядной  информации;
  • наглядная  информация небольшого размера может остаться незамеченной среди прочих объявлений,  или, оставаясь небольшой, будет удобна для изучения родителям как «карманный вариант»;

В зависимости от психологии каждого человека и восприятие наглядной  информации будет происходить по-разному.

Насколько она будет воспринята,   зависит от:круга интересов родителей; его потребностей; социального и материального положения; профессии; образования; возраста.  

Состав родителей разнороден по возрасту, занятиям, предпочтениям. Однако общее преобладание людей среднего возраста, работающих.

 Значит у данной категории минимум времени для изучения наглядной информации. Поэтому разумнее будет использовать варианты «карманных форм».
        Большое значение в процессе ПДДТТ имеет процесс запоминания тематической  наглядной  информации.   Степень запоминания зависит от  метода повторения  наглядно-  информационного материала.  

Часто можно услышать, как родитель говорит: «Об одном и том же 100 раз. Хочешь того ты или не хочешь, но непроизвольно запоминаешь!»
          Метод
 наглядной   информации, - внушение,  проявляется особенно эффективно, когда словесная информация сопровождается яркими, образными представлениями. Уже давно доказано:  мысленные или словесные внушения наиболее действенны тогда, когда они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие и оптимистичны.  

Использование данных методов стало  основой   разработки инновационных «карманных форм» наглядно - информационной деятельности по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в работе с семьями в  ДОУ№ 17 «Родничок».

Разработка инновационных

форм наглядно - информационной деятельности

    Изучив разнообразные виды наглядно - информационной деятельности карманного типа в других сферах  я  решила применить их в работе с семьей.

Инновационный подход к организации наглядно - информационной деятельности взаимодействия с семьей по дорожной тематике позволил разработать новые для ДОУ формы  индивидуализированного характера.

Так появились первые разработки буклетов, листовок - закладок, мини – газет(приложение).

Направление информационной деятельности

Виды информационной деятельности

Задачи информационной деятельности

Содержание информационной деятельности

Время для изучения

Наглядно - педагогическая пропаганда индивидуального характера;

Наглядно - педагогическая пропаганда личного пользования (карманный тип)

Освещение конкретного вопроса по имеющимся проблемам в воспитании и обучению детей ПДД

Информация об использовании методов и приемов по обучению детей конкретному умению в рамках  ПДД;

Конкретные рекомендации семье

Изучение в  свободное время в домашних условиях

Обобщение и тиражирование семейного опыта работы.

Наглядно - педагогическая пропаганда личного пользования, тиражированная

(газеты, буклеты, листовки)

Освещение конкретного вопроса по обучению детей конкретного возраста ПДД

Отражение  индивидуальных достижений семьи в вопросах обучения ребенка правилам дорожного движения

Изучение в  свободное время в домашних условиях

Новые виды наглядно - информационной деятельности  имеют преимущества перед стандартными формами и  позволяют одновременно решить задачи, как для взрослых, так и для детей:

Вид  

преимущество

задачи

буклет

Можно взять домой, малая форма, много тематической информации

  • -осознание вклада семьи в вопросах собственной безопасности на дороге, как передача опыта безопасности младшему поколению.
  • -формирование у родителей стремления к регулированию своего поведения на дорогах и улицах города, как образца обеспечения собственной безопасности и безопасности близких;
  • -формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице, как принятие опыта своих родителей.

листовка

Можно взять домой, малая форма, краткая  тематическая информация

газета

Можно взять домой, малая форма, много информации, можно отражать свой опыт, задавать вопросы, организовывать конкурсы…

  • -Формирование семейного неприятия нарушений ПДД;
  • -Осознание гражданской позиции взрослого по отношению к своему ребенку, к другим детям, к обществу.

Анализ  эффективности использования  стандартных и инновационных видов наглядно - информационной деятельности позволил отследить уровень  мотивации родителей по отношению к проблеме профилактики детского дорожно - транспортного травматизма через  анкетирование. Выявлено 2 основные группы родителей:

1группа – не соблюдают правила дорожного движения и пренебрегают вопросами профилактики;

2группа - соблюдают правила дорожного движения, однако допускают незначительные,  по их мнению, нарушения.                    

 Процентное соотношение практически не изменилось при уточнении вопроса: «Нарушаете   Вы правила дорожного движения, если идете с ребенком?»

Родители детей средней  группы

14 человек

Родители детей подготовит.  группы

15 человек

          Всего

     29 человек

Нет

10 чел.

9 чел.

19 чел.  

   65,5%

Иногда бывает

4 чел.

6 чел.

  1. чел.    34,5%

 

        

Для данных подгрупп использовались следующие формы наглядной информации:

  • для родителей постоянно нарушающих ПДД:

  • для родителей, иногда допускающих нарушение ПДД:

В процессе тематических мероприятий  родителям  всех подгрупп раздавались  газеты  по теме ПДД; листовки – задания для работы с детьми дома (приложение)

Для повышения активности родителей проводились выставки семейного рисунка «Я на улице»; «Мой любимый транспорт», родители участвовали в изготовлении макетов «Наша улица», атрибутов к сюжетным играм о транспорте.

Постепенно в семьях накапливался тематический опыт, который нашел отражение в создании первых семейных газет «Копилка»

В результате проведенной   работы с семьями можно отметить, что

  • если ранее родители  не обращали внимание на выполнение правил дорожного движения своими детьми,  сами нарушали  правила  дорожного движения (64%), то после введения инноваций  ситуация резко изменилась: 

Родители ср. группы

19 человек

Родители подгот.гр.

18 человек

          Всего

     37 человек

нет

17 чел.

15 чел.

32 чел.      86%

иногда бывает

2 чел.

  1. чел.

5чел.    14%

  • Если в начале года родители не хотели делиться своим опытом воспитания детей по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в семье, то в конце года активность выросла.

В настоящее время выпущено 4 газеты с опытом родителей о соблюдении правил дорожного движения в семье.(приложение) В подготовке еще 4 материала.

Апосредованное  формирование у  детей

 навыков   безопасного поведения на дорогах и улицах.

Тема профилактики ДДТТ в ДОУ проходит через разные формы организации воспитательно - образовательного процесса с детьми.  Педагогическая диагностика данной проблемы отслеживается  по общепринятым методикам.  Однако на опыте прошлых лет  всегда отмечаю:    зачастую в детском саду ребенок покажет одно, а в реальной жизни знания не применяет.    С помощью инновационных форм   по профилактике   детского дорожно-транспортного травматизма   я получила возможность:

-  с помощью родителей в семье расширить влияние  на   формирование  у  детей  навыков   безопасного поведения на дорогах;

- изучать ситуацию по применению детьми знаний по  ПДД в реальной жизни;   диагностировать знания детей  путем анкетирования родителей (вопросы по теме: реагирование ребенка на нарушение родителями правил дорожного движения). 

 Анализ анкет родителей выявил:

     Реагирование ребенка на нарушение ПДД

Средняя группа

14 чел.

Подгот. группа

15 чел.

          Всего

      29 чел.

   требует, чтобы       шли правильно

4 чел.

3 чел.

7 чел.         24%

   говорит, что идем неправильно

2 чел.

9 чел.

11 чел.       38%

     никак не реагирует

8 чел.

3 чел.

11 чел.       38%

Реагирование ребенка на нарушение ПДД

Средняя группа

19 чел.

Подг. гр группа

18 чел.

          Всего

      37 чел.

     требует, чтобы шли правильно

12 чел.

14 чел.

28 чел.       75  %

 говорит, что идем неправильно

5чел.

4 чел.

9 чел.       24%

   никак не реагирует

2 чел.

-

2 чел.   1   %

в конце года:

Организованная наглядно- информационная деятельность с родителями способствовала  достижению следующих результатов:

  • если в начале год только 24% детей проявляли активную
  • позицию к нарушению правил дорожного движения, то в конце года  уже 75% детей требовали от родителей выполнения правил дорожного движения;
  • если в начале года не реагировали на нарушения дорожного движения 38% детей, то к концу года процент снизился до одного.

Вывод

 Таким образом,  использование в системе воспитательно- образовательной работы по профилактике ДДТТ     инновационных видов наглядно- информационной деятельности позволяет значительно повысить эффективность данной работы, а именно:

 Результат на уровне детей:

  • вовлекаются в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ,
  • расширяют знания и представления,
  • под контролем педагогов и семьи применяют на  практике полученные знания по ДДТТ,
  • используют  семейный опыт;
  • в поведении ребенка  происходят изменения:

В целом:  Формируется непримиримость к неправильному поведению на дорогах и улицах.

Результат на уровне семьи:

  • вовлекается в общий процесс ДОУ по профилактике ДДТТ,
  • получает новые знания,
  • овладевает педагогическими технологиями,
  • внедряет передовой семейный опыт;
  •  в  мировоззрении семьи происходят изменения:

В целом:  происходит формирование семейного неприятия нарушений ПДД; осознание гражданской позиции взрослого по отношению к своему ребенку, к другим детям, к обществу в целом.

В частном: происходит:

- переосмысление  вклада семьи в вопросы собственной безопасности на дороге, как передачи опыта безопасности младшему поколению;

-формирование у родителей стремление к регулированию своего поведения на дорогах и улицах города, как образца обеспечения собственной безопасности и безопасности близких;

- как принятие опыта своих родителей у детей формируются   устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.

 Литература:

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. ОБЖ:  Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.; Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста  Н.А.Извекова;. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема проекта: «Связующая нить»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ направлен на организацию и проведение мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей....

Социальный проект "Социальная сеть "Одноклассники", как одна из современных форм взаимодействия педагога и родителей"

Материал расскажет об использовании социальных сетей, для более эффективного взаимодействия педагога и родителей....

Семинар-практикум для педагогов и специалистов "Реализация социальных проектов в работе с дошкольниками и младшими школьниками". Проект "Что делать с мусором, или Отходы в доходы!"

В лице родителя, участвовала в проектной деятельности по природосбережению со своим ребёнком, ученицей нашего образовательного комплекса ГБОУ Шко...

Проект: «Дети войны», посвященный празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (инновационный социальный проект). для детей 5-6 лет

laquo;Дети войны» - так называют это поколение. Это они трудились наравне со взрослыми на колхозных полях, у станков на заводах, помогали в госпиталях, а многие из них совмещали работу еще...

Благотворительный экологический проект "Крышка-малышка". Участие в социальном проекте "Выжить без мамы".

Крышка-малышка - благотворительный проект по сбору пластиковых крышечек.Крышечки отправляют на переработку, а вырученные средства на поддержку проекта "Выжить без мамы".Мы хотим привлечь вни...

«Лучший социальный проект дошкольника – 2020» "Откуда берутся бездомные животные" (область «Социально-коммуникативное развитие»)

laquo;Всегда оставляйте в сердце место для сочувствия»Зачастую, когда я гуляю с родителями по городу, иду в детский сад, или из сада, мне встречаются бродячие собаки. То, что они бездомные-видн...