Взаимодействие с семьёй. Вопросы планирования.
учебно-методический материал по теме
Эффективность работы по воспитанию детей обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semyoy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.
ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Народная мудрость «Что посеешь, то и пожнёшь», несмотря на свою простоту, имеет под собой научные доказательства: образцы поведения, вынесенные из семьи, из взаимоотношений с близкими взрослыми, влияют на всю дальнейшую жизнь человека. Качество жизни в системе отношений «ребёнок-родитель», несомненно зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Ориентироваться необходимо, прежде всего, на общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи.
Необходимо менять мотивационные установки воспитателей: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнёрству; от закрытости – к совместной деятельности по постановке целей, задач, принятию и эффективному внедрению решений.
Эту проблему необходимо рассматривать под углом зрения целенаправленной проектировочно - управленческой деятельности, призванной обеспечить согласованность поставленных целей и средств их достижения.
Сложности в налаживании взаимодействия возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьёй роли дошкольного учреждения.
Поэтому одним из важнейших является рекламный блок, включающий пропаганду дошкольного образования, рекламу педагогических кадров и образовательных услуг. Конечная цель – привлечение максимального числа детей дошкольного возраста в сферу общественного воспитания.
Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия ДОУ с семьёй невозможен без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психологической культуры, без изучения детско-родительских отношений. Диагностический блок включает социологические исследования семьи, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты» наблюдения.
Блок педагогического просвещения родителей представляет собой планирование форм и направлений взаимодействия ДОУ и семьи. Логическим продолжением этого блока является блок совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Он включает мероприятия по привлечению родителей к участию во всех видах деятельности детского сада.
Одно из важнейших направлений планирования – блок подготовки педагогов к качественно новому взаимодействию с семьёй.
Контрольный блок включает промежуточный и итоговый анализ работы дошкольного учреждения с родителями, что позволяет в дальнейшем наиболее эффективно организовать деятельность педагогического коллектива.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЕМЬЁЙ
форма работы | содержание работы | ответственные |
1. | 2. | 3. |
БЛОК 1. РЕКЛАМНЫЙ Задачи: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования, Охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием | ||
Рекламный буклет | Знакомьтесь: детский сад № 21 (наш девиз, задачи, состав педагогических кадров, информация о программах и технологиях, фото-проспект) | Заведующая |
Листовка | Дошкольное образование: необходимость или потребность? Как устроить ребёнка в детский сад? (Правила приёма, записи детей.) Подготовка к школе в условиях семьи и детского сада. | Заведующая |
Стенды для родителей | «Наши успехи» (грамоты, дипломы, благодарности). «Наши педагоги» «Все программы хороши – выбирай на вкус». «Наши группы» Галерея детского творчества. | Воспитатели |
День открытых дверей | Экскурсия по детскому саду. Выступления заведующего, заместителя заведующего по УМР, старшей медсестры, социального педагога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и др. Просмотр открытых занятий, проведение досугов. | Заведующая, педагоги |
Реклама образовательных услуг | Размещение рекламных объявлений в печати, на городском кабельном телевидении. | Заведующая |
Публикации | Подготовка материалов, посвящённых психолого-педагогическим проблемам управления дошкольным образованием. Разработка проекта ежемесячной газеты детского сада. | Заведующая, воспитатели |
Горячая линия | Консультации по телефону:
| Заведующая, воспитатели, старшая медсестра |
БЛОК 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомлённости родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | ||
Анкетирование | Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах («Чего Вы ждёте от детского сада?», «Довольны ли Вы работой дошкольного учреждения?», «Какая практическая помощь по вопросам воспитания и обучения ребёнка Вам необходима?» и т.п.). | Воспитатели, другие специалисты |
1. | 2. | 3. |
Опросы | Социологическое исследование состава семьи воспитанников. Сочинение «Мой ребёнок» и т.п. | Воспитатели, другие специалисты |
Интервью | «Что такое счастье?» «Взрослые – какие они?» | |
Беседы | «Роль дошкольного учреждения в развитии ребёнка». Выявление уровня вовлечённости членов семьи в образовательный процесс. | |
Тестирование | Адекватность оценки родителями способностей ребёнка («Какой Вы родитель?» и др.) | |
Комплексные исследования | Эмоциональное самочувствие старших дошкольников в полной и неполной семье. Измерение родительских установок и реакций. | |
Почта | Размещение в группах специальных закрытых ящиков, в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе дошкольного учреждения в целом и группы в частности, с целью их дальнейшего обсуждения. | |
БЛОК 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе | ||
Наглядная педагогическая пропаганда | Информационные стенды для родителей: «У нас так принято», «Наши награды и заслуги», «Наш детский сад» (история создания, информация о сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми и т.д.), «Профсоюз». «Охрана труда», «Санбюллетень». Выставки для детей и родителей: Галерея детского творчества (тематические выставки). Стенд «Это актуально» (защита прав и достоинства ребёнка). Тематические художественные выставки («Времена года», «Жанры живописи», «Дети в изобразительном искусстве», «Борисоглебск» и др.). Выставки, посвящённые праздникам и памятным датам. Групповые стенды:
«Наш режим дня», «Наши занятия и двигательный режим», «времена года». Содержание педагогического процесса (текущая информация). По эвакуации в чрезвычайных ситуациях.
«День рождения ребёнка в семье», «Физическое развитие и закаливание ребёнка», «Художественно-эстетическое воспитание», «Защита прав ребёнка в РФ», «Социализация дошкольника», «Что мы узнаем (узнали) в этом году» и т.п. | Воспитатели, другие специалисты |
1. | 2. | 3. |
Групповые выставки: «Уголок детского творчества», «Развивающие игры», «Пособия для подготовки ребёнка к школе», «Семейное чтение» (книги для детей и родителей), «Своими руками – к празднику» (поделки, изготовленные детьми и их родителями). | ||
Родительские собрания | Общие (два раза в год).
Групповые (4 раза в год – установочное, текущие и итоговое). | Заведующая, воспитатели, председатель родительского комитета |
Методические мероприятия | Круглый стол «Права ребёнка – это актуально», «Секрет семейного воспитания». Тренинг педагогической компетентности. Дискуссии: «Наказания – «за» и «против», «Что такое полноценное развитие». Консультации по интересующим родителей темам. Участие представителей родительского комитета в заседаниях педсовета. Участие родителей в подготовке праздничных утренников и вечеров детского досуга. | Заведующая, воспитатели, председатель родительского комитета |
БЛОК 4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, Повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах родителей | ||
Планирование |
| Заведующая, воспитатели, председатель родительского комитета |
Проведение досуга |
| Заведующая, воспитатели, председатель родительского комитета |
1. | 2. | 3. |
| музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре | |
Разработка наглядной культуры учреждения | Совместные заседания администрации детского сада и родительского комитета, на которых разрабатываются формы поощрения заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников детского сада | Заведующая, воспитатели, родительского комитета |
Работа по благоустройству детского сада |
| Заведующая, завхоз, родители, |
Участие родителей в педагогическом процессе |
| Воспитатели, родители |
Школа родителей | Организация творческих микрогрупп по интересам «Азбука внутрисемейных отношений», «Если твой малыш упрям (капризен, застенчив, плохо ест и т.п.), «Как привлечь папу к воспитанию своего ребёнка», «Вкусная и здоровая пища каждый день», «Проблема неполной семьи» и др. | Воспитатели, родители |
БЛОК 5. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ Задачи: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов | ||
Диагностика |
| Заведующая |
Методические мероприятия с педагогами |
| |
1. | 2. | 3. |
| ||
Самообразование педагогов |
| |
БЛОК 6. КОНТРОЛЬНЫЙ Задачи: анализ результативности взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьёй. | ||
Воспитание культуры педагогического общения | Система тренингов, коррекционных психогимнастических занятий и игр для повышения педагогического мастерства, культуры общения (преодоление психологического барьера при налаживании отношений с семьями воспитанников, в том числе с «неконтактными» родителями). | Заведующая, воспитатели |
Сбор аналитического материала | Тесты, опросы, анкетирование педагогов. | |
Методические мероприятия | Создание творческой микрогруппы педагогов для разработки эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьёй. | |
Обмен опытом |
| |
Планирование | Перспективное и календарное планирование работы с родителями с учётом аналитических, эмпирических и методических материалов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания
Файл содержит в себе формы работы с родителями....
Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"
Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...
Взаимодействие с семьёй по вопросам охраны здоровья детей.
Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё! Всем хорошо известна печал...
Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитании и укрепления здоровья детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко» ...
Статья "Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников."
В статье раскрыты вопросы по взаимодействию музыкального руководителя и родителей. Приведены примеры некоторых форм работы с родителями....
Проектная деятельность в вопросах взаимодействия с семьёй в образовательном процессе ДОУ»
/Организация работы с семьей – этодлительный процесс и очень кропотливыйтруд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяетсяинтуицией, инициативой, терпениемпедагога и...
Проектная деятельность в вопросах взаимодействия с семьёй в образовательном процессе ДОУ
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребёнка, непо...