Взаимодействие с семьёй. Вопросы планирования.
учебно-методический материал по теме

Леонова Лариса Валерьевна

Эффективность  работы по воспитанию детей обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semyoy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С  СЕМЬЁЙ.

ВОПРОСЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ.

     Народная мудрость «Что посеешь, то и пожнёшь», несмотря на свою простоту, имеет под собой научные доказательства: образцы поведения, вынесенные из семьи, из взаимоотношений с близкими взрослыми, влияют на всю дальнейшую жизнь человека. Качество жизни в системе отношений «ребёнок-родитель», несомненно зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

    Ориентироваться необходимо, прежде всего, на общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи.

    Необходимо менять  мотивационные установки воспитателей: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнёрству; от закрытости – к совместной деятельности по постановке целей, задач, принятию и эффективному внедрению решений.

    Эту проблему необходимо рассматривать под углом зрения целенаправленной проектировочно - управленческой деятельности, призванной обеспечить согласованность поставленных целей и средств их достижения.

    Сложности в налаживании взаимодействия возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьёй роли дошкольного учреждения.

Поэтому одним из важнейших является рекламный блок, включающий пропаганду дошкольного образования, рекламу педагогических кадров и образовательных услуг. Конечная цель – привлечение максимального числа детей дошкольного возраста в сферу общественного воспитания.

    Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия ДОУ с семьёй невозможен без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психологической культуры, без изучения детско-родительских отношений. Диагностический блок включает социологические исследования семьи, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты» наблюдения.

    Блок педагогического просвещения родителей представляет собой планирование форм и направлений взаимодействия ДОУ и семьи. Логическим продолжением этого блока является блок совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Он включает мероприятия по привлечению родителей к участию во всех видах деятельности детского сада.

    Одно из важнейших направлений планирования – блок подготовки педагогов к качественно новому взаимодействию с семьёй.

    Контрольный блок включает промежуточный и итоговый анализ работы дошкольного учреждения с родителями, что позволяет в дальнейшем наиболее эффективно организовать деятельность педагогического коллектива.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  

ДОШКОЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ  В  СЕМЬЁЙ

форма работы

содержание работы

ответственные

1.

2.

3.

БЛОК  1.  РЕКЛАМНЫЙ

Задачи: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования,

Охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием

Рекламный буклет

Знакомьтесь: детский сад № 21 (наш девиз, задачи, состав педагогических кадров, информация о программах и технологиях, фото-проспект)

Заведующая

Листовка

Дошкольное образование: необходимость или потребность?

Как устроить ребёнка в детский сад? (Правила приёма, записи детей.)

Подготовка к школе в условиях семьи и детского сада.

Заведующая

Стенды для родителей

«Наши успехи» (грамоты, дипломы, благодарности).

«Наши педагоги»

«Все программы хороши – выбирай на вкус».

«Наши группы»

Галерея детского творчества.

Воспитатели

День открытых дверей

Экскурсия по детскому саду.

Выступления заведующего, заместителя заведующего по УМР, старшей медсестры, социального педагога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и др.

Просмотр открытых занятий, проведение досугов.

Заведующая,

педагоги

Реклама образовательных услуг

Размещение рекламных объявлений в печати, на городском кабельном телевидении.

Заведующая

Публикации

Подготовка материалов, посвящённых психолого-педагогическим проблемам управления дошкольным образованием.

Разработка проекта ежемесячной газеты детского сада.

Заведующая,

воспитатели

Горячая линия

Консультации по телефону:

  • Информирование родителей о содержании работы ДОУ по различным программам и технологиям;
  • Разъяснение порядка приёма ребёнка в детский сад;
  • Консультации по проблемам семьи и ребёнка, взаимодействия семьи и детского сада.

Заведующая,

воспитатели,

старшая медсестра

БЛОК  2.  ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомлённости родителей в области

воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Анкетирование

Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах («Чего Вы ждёте от детского сада?», «Довольны ли Вы работой дошкольного учреждения?», «Какая практическая помощь по вопросам воспитания и обучения ребёнка Вам необходима?» и т.п.).

Воспитатели,

другие специалисты

1.

2.

3.

Опросы

Социологическое исследование состава семьи воспитанников.

Сочинение «Мой ребёнок» и т.п.

Воспитатели,

другие специалисты

Интервью

«Что такое счастье?»

«Взрослые – какие они?»

Беседы

«Роль дошкольного учреждения в развитии ребёнка».

Выявление уровня вовлечённости членов семьи в образовательный процесс.

Тестирование

Адекватность оценки родителями способностей ребёнка («Какой Вы родитель?» и др.)

Комплексные исследования

Эмоциональное самочувствие старших дошкольников в полной и неполной семье.

Измерение родительских установок и реакций.

Почта

Размещение в группах специальных закрытых ящиков, в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе дошкольного учреждения в целом и группы в частности, с целью их дальнейшего обсуждения.

БЛОК  3.  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ПРОСВЕЩЕНИЕ  РОДИТЕЛЕЙ

Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей,

привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Наглядная педагогическая пропаганда

Информационные стенды для родителей:

«У нас так принято», «Наши награды и заслуги», «Наш детский сад» (история создания, информация о сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми и т.д.), «Профсоюз». «Охрана труда», «Санбюллетень».

Выставки для детей и родителей:

Галерея детского творчества (тематические выставки).

Стенд «Это актуально» (защита прав и достоинства ребёнка).

Тематические художественные выставки («Времена года», «Жанры живописи», «Дети в изобразительном искусстве», «Борисоглебск» и др.).

Выставки, посвящённые праздникам и памятным датам.

Групповые стенды:

  1. Обязательные:

«Наш режим дня», «Наши занятия и двигательный режим», «времена года».

Содержание педагогического процесса (текущая информация).

По эвакуации в чрезвычайных ситуациях.

  1. По потребностям педагогов и запросам родителей:

«День рождения ребёнка в семье», «Физическое развитие и закаливание ребёнка», «Художественно-эстетическое воспитание», «Защита прав ребёнка в РФ», «Социализация дошкольника», «Что мы узнаем (узнали) в этом году» и т.п.

Воспитатели,

другие специалисты

1.

2.

3.

Групповые выставки:

«Уголок детского творчества», «Развивающие игры», «Пособия для подготовки ребёнка к школе», «Семейное чтение» (книги для детей и родителей), «Своими руками – к празднику» (поделки, изготовленные детьми и их родителями).

Родительские собрания

Общие (два раза в год).

  1. Установочное собрание: информация о дошкольном учреждении, сотрудниках; программах и технологиях, предметно-развивающей среде, о планах на предстоящий год; организационные вопросы.
  2. Итоговое собрание: подведение итогов прошедшего года, информация о летней оздоровительной кампании, обсуждение планов на следующий год; организационные вопросы.

Групповые (4 раза в год – установочное, текущие и итоговое).

Заведующая,

воспитатели,

председатель родительского комитета

Методические мероприятия

Круглый стол «Права ребёнка – это актуально»,  «Секрет семейного воспитания».

Тренинг педагогической компетентности.

 Дискуссии: «Наказания – «за» и «против», «Что такое полноценное развитие».

Консультации по интересующим родителей темам.

Участие представителей родительского комитета в заседаниях педсовета.

Участие родителей в подготовке праздничных утренников и вечеров детского досуга.

Заведующая,

воспитатели,

председатель родительского комитета

БЛОК  4.  СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА  УЧРЕЖДЕНИЯ  И  РОДИТЕЛЕЙ

Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе,

Повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах родителей

Планирование

  • Создание Попечительского совета дошкольного учреждения, планирование и организация его работы;
  • Участие родительского комитета в разработке локальных актов учреждения;
  • Участие родительского комитета в составлении плана работы на учебный год;
  • Участие родительского комитета в составлении плана взаимодействия с семьёй на учебный год;
  • Участие председателя родительского комитета в составлении Договора с родителями;
  • Совместная работа педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами.

Заведующая,

воспитатели,

председатель родительского комитета

Проведение досуга

  • Работа в малых группах по интересам («Красота и здоровье», «Правильное питание» и др. – по желанию родителей);
  • Спортивный праздник «Мама, папа , я – спортивная семья»;
  • День здоровья;
  • Творческая мастерская «Папа, мама и я – спортивная семья»;
  • Масленица;

Заведующая,

воспитатели,

председатель родительского комитета

1.

2.

3.

  • КВН;
  • «Взрослые – детям» (показ театральных представлений и кукольных спектаклей силами сотрудников и родителей);
  • тематические вечера: «Путешествие в страну Экология», «Математические приключения», «Путешествия в мир искусства» и др.

музыкальный руководитель,

инструктор по физкультуре

Разработка наглядной культуры учреждения

Совместные заседания администрации детского сада и родительского комитета, на которых разрабатываются формы поощрения заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников детского сада

Заведующая,

воспитатели,

родительского комитета

Работа по благоустройству детского сада

  • субботники по благоустройству участков групп;
  • субботники по благоустройству групповых комнат;
  • субботники по озеленению территории детского сада;
  • спонсорская помощь родителей в оснащении предметно-развивающей среды.

Заведующая,

завхоз,

родители,

Участие родителей в педагогическом процессе

  • открытые занятия в группах с участием детей;
  • домашние задания для совместного выполнения с детьми;
  • «Гость группы» (комплексные занятия с участием родителей для ознакомления с профессиями, национальными обычаями и др.);
  • индивидуальная работа с родителями с повышенными познавательными потребностями

Воспитатели,

родители

Школа родителей

Организация творческих микрогрупп по интересам «Азбука внутрисемейных отношений», «Если твой малыш упрям (капризен, застенчив, плохо ест и т.п.), «Как привлечь папу к воспитанию своего ребёнка», «Вкусная и здоровая пища каждый день», «Проблема неполной семьи» и др.

Воспитатели,

родители

БЛОК  5.  ПОДГОТОВКА  ПЕДАГОГОВ  К  РАБОТЕ  С  РОДИТЕЛЯМИ

Задачи: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников,

повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов

Диагностика

  • анкетирование педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями;
  • опрос «Сложность в общении с семьёй»;
  • составление карт педагогического мастерства;
  • тестирование «Общительны ли Вы?» и др.

Заведующая

Методические мероприятия с педагогами

  1. семинары-практикумы «Работа с семьёй»:
  • психолого-педагогический анализ проблемы;
  • нормативно-правовой аспект;
  • основная документация;
  • формы взаимодействия с семьёй;
  • нетрадиционные подходы к работе с родителями;

1.

2.

3.

  • исследование семьи;
  • совместные мероприятия с семьёй.
  1. Педсоветы по проблемам взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.
  2. Консультации для воспитателей по вопросам работы с родителями.
  3. Индивидуальные беседы по возникающим у педагогов вопросам.
  4. Деловые игры и тренинги.

Самообразование педагогов

  • Самостоятельное изучение литературы по проблемам семейного воспитания;
  • Посещение курсов повышения квалификации по проблемам взаимодействия ДОУ с семьёй.

БЛОК  6.  КОНТРОЛЬНЫЙ

Задачи: анализ результативности взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьёй.

Воспитание культуры педагогического общения

Система тренингов, коррекционных психогимнастических занятий и игр для повышения педагогического мастерства, культуры общения (преодоление психологического барьера при налаживании отношений с семьями воспитанников, в том числе с «неконтактными» родителями).

Заведующая,

воспитатели

Сбор аналитического материала

Тесты, опросы, анкетирование педагогов.

Методические мероприятия

Создание творческой микрогруппы педагогов для разработки эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьёй.

Обмен опытом

  • Дискуссии, коллоквиумы и другие формы работы с педагогами по обмену опытом взаимодействия с родителями;
  • Заседания круглого стола; деловые игры и другие мероприятия по проблеме взаимодействия детского сада и семьи.

Планирование

Перспективное и календарное планирование работы с родителями с учётом аналитических, эмпирических и методических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания

Файл содержит в себе формы работы с родителями....

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Взаимодействие с семьёй по вопросам охраны здоровья детей.

Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё! Всем хорошо известна печал...

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитании и укрепления здоровья детей.

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение           «Детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»     ...

Статья "Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников."

В статье раскрыты вопросы по взаимодействию музыкального руководителя  и родителей. Приведены примеры  некоторых форм работы  с родителями....

Проектная деятельность в вопросах взаимодействия с семьёй в образовательном процессе ДОУ»

/Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и  рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и...

Проектная деятельность в вопросах взаимодействия с семьёй в образовательном процессе ДОУ

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребёнка, непо...