Эссе.Компетентность руководителя образовательного учреждения
статья на тему

Караульнова Ольга Анатольевна

 Компетентность современного руководителя образовательного заведения базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением школой, сколько на приобретении широкого круга менеджерских навыков, обеспечивающих управление организацией. Поэтому управленцам следует выходить за рамки  действительности и в первую очередь активно знакомиться с классикой менеджмента. Чем больше руководитель будет интересоваться разными сторонами управления, экономикой и финансами, статистикой, социологией, узнавать о практическом опыте других организаций, даже не образовательных, тем эффективнее он станет действовать на своем месте. Руководитель образовательного учреждения сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, дидакт, стратегический менеджер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования

«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»

Выполнил слушатель 1 группы программы профпереподготовки

«Менеджмент социальной сферы»

Караульнова Ольга Анатольевна

Эссе

Компетентность руководителя образовательного учреждения – что это сегодня?

Модернизация системы российского образования направлена на инновационное развитие образовательных учреждений. От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.

        Что же такое компетентность?

 Пристрастие к иностранным словам у нас огромно. Впервые это понятие появилось в США в сфере бизнеса в семидесятых годах прошлого века. Было это связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности. Понятие «компетентность» можно трактовать по-разному. На наш взгляд, применительно к руководителю оно звучит так: «Способность и умение координировать деятельность других людей для достижения цели, успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования». Отсюда можно сформулировать основные признаки понятия:

-наличие знаний для успешной деятельности;

-понимание значения этих знаний для практики;

-набор операционных умений;

-способность творческого подхода к профессиональной деятельности.

Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?

Попробуем согласиться с Джоном Равеном автором книги «Компетентность в современном обществе», который считает, что это способность брать на себя ответственность по собственной  инициативе; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе.

Компетентность современного руководителя образовательного заведения базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением школой, сколько на приобретении широкого круга менеджерских навыков, обеспечивающих управление организацией. Поэтому управленцам следует выходить за рамки  действительности и в первую очередь активно знакомиться с классикой менеджмента. Чем больше руководитель будет интересоваться разными сторонами управления, экономикой и финансами, статистикой, социологией, узнавать о практическом опыте других организаций, даже не образовательных, тем эффективнее он станет действовать на своем месте. Руководитель образовательного учреждения сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, дидакт, стратегический менеджер.

Изучение теории и практики современного менеджмента – это особая задача, позволяющая выйти за узкие рамки повседневной жизни школы и сформировать для директора и его заместителей компетенции.

Что конкретно нужно делать?

Для того чтобы не отстать от жизни, идти в ногу со временем, вернее, идти немного впереди, следует иметь представление о современных концепциях управления, использовать коммуникативные технологии в управлении, регулировать процесс изменений, развивать лидерский потенциал. Управление образовательным процессом в динамично меняющейся социальной обстановке должно носить опережающий характер, что позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами и достаточной скоростью реакции на быстро меняющиеся условия.

Одна сторона управления – это правильно определенные приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат. Другая – это «мужество принятия на себя ответственности за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам». Сформулировал это положение еще в начале прошлого века французский теоретик менеджмента Анри Файоль.

А вот мистер Стивен Кови, говоря об особом типе управления, провозглашает 7 вечных истин, следуя которым, мы добиваемся больших успехов и в бизнесе, и в личной жизни. Нам они близки и понятны.

1). Первыми воздействуйте на ситуацию, не ждите у моря погоды.

2). Начинайте любое дело, четко представляя себе конечную цель. Иначе нельзя достигнуть результатов, а отсутствие ощутимых результатов, лишает чувства реальности  и уверенности в себе.

3). Делайте в первую очередь самые важные дела.

4). Рассматривайте каждую ситуацию с позиции всех заинтересованных лиц и ищите наилучшее для них решение.

5). Сначала старайтесь понять, а потом быть понятыми. (И вас в конечном итоге услышат и поймут).

6). Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно стремитесь к совершенству.

7). Объединяйте свои усилия с усилиями других.

Если рассматривать эти истины с точки зрения школы, то, очевидно, она добьется успеха и станет лидером, если будет брать на себя инициативу, сформирует ясное видение будущего, вдохновляющее весь коллектив; четко расставит приоритеты, будет работать ради общего дела.

В кратком педагогическом словаре-справочнике читаем: «Процесс управления образовательным процессом определяется как система деятельности, в которую входят прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция, анализ педагогического процесса».

Главная забота руководителя: сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла на решение общих задач, чтобы школьные годы были неповторимыми для воспитателей и воспитанников.

 Руководитель – первое лицо в системе хозяйствования, потому что несет ответственность за детский сад в целом. Для исполнения такой возлагаемой на него обязанности он должен иметь финансовую и экономическую компетентность. Это лицо, от которого зависит большой  успех, обеспечивающих  физический комфорт, как детей, так и взрослых. Можно сказать, что руководитель – особо полномочный хозяин организации и особо ответственное лицо. Но он не может быть только «хозяйственником», просто чиновником, ему как стратегу нужно заглядывать в Гегеля, положить на стол и читать великих педагогов мира, начиная с Сократа.

Обеспечение профессиональной адекватности возлагается на организационную деятельность администрации школы, поэтому нужно соединять целевые идеи воспитания с профессиональной компетентностью дошкольных специалистов. Руководитель – главное лицо воспитания. От него зависит система детских традиций: культурных, этических, гигиенических. Но рядом всегда должен быть педагогический совет, родительский комитет.

Психологический климат, думается, один из решающих факторов успешности в организации. Необходим тонкий психологический подход к каждому. А этому тоже нужно учиться. Искусство общения – обязательная составляющая руководителя. Руководитель – психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка, где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.

Школа сейчас переживает нелегкие времена.  И только качественно иной руководитель, способный  мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед, не страшась штормов, бурь и неизвестностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...

Качества современного руководителя образовательного учреждения.

Управление современным образовательным учреждением - это прежде всего работа с людьми, поэтому для достижения успеха, руководителю необходимо обладать рядом качеств....

Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем образовательного учреждения (организационные моменты)...

Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданию благополучного социально-психологического климата в коллективе

Успех работы педагогического коллектива во многом зависит от умения руководителя организовать свой собственный труд, от трудовой мотивации коллектива и качественной оценки деятельности педагогов....

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...

«Музыка, дети, здоровье» выступление на конференции руководителей образовательных учреждений Пушкинского муниципального района

laquo;Музыка, дети, здоровье» выступление на конференции руководителейобразовательных учреждений Пушкинского муниципального района    Одной из приоритетных задач общества и ...

Открытый Кубок президента ФГСМ по городошному спорту среди команд преподавателей, руководителей образовательных учреждений 24.10 2020

Целью Соревнований является:- популяризация и развития исконно русской народной игры «Городки», как одного из видов физического воспитания. Девиз соревнования – «Играем в город...