положение Мониторинг качества образования
материал на тему
При организации и проведении мониторинга качества образования в ДОО руководителям организаций следует опираться на следующие нормативные документы:
Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) «О введении ФГОС дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. №462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»
Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662"Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с "Правилами осуществления мониторинга системы образования")
Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение, за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в ДОО – это системное понятие, которое охватывает все аспекты деятельности.
Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности ДОО стандартам и требованиям дошкольного образования своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольной организации. Принятие управленческих решений, основанных на фактах и данных, требует точных данных и способствует своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций
В работе дошкольного учреждения часто возникает необходимость в подведении результативности, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам (годовой отчет, тематические проверки, проведение самоанализа). Инструментом в решении этих вопросов и является мониторинг.
В педагогической литературе существует много понятий о мониторинге в образовании. К примеру, вот одно из них: «мониторинг качества образования – систематическая и регулярная процедура сбора данных по важнейшим образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях»
Систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:
- создать банк информации;
- подвести итоги;
- наметить перспективу;
- определить направление в деятельности педагогов.
К функциям мониторинга качества образования (МКО) в ДОО относят:
- интегрированную, обеспечивающую комплексную характеристику качества образования в организации;
- диагностическую, позволяющую дать объективную оценку качеству образовательного процесса;
- экспертную, позволяющую осуществить экспертизу (самоэкспертизу) качественного состояния образовательного процесса;
- информационную, являющуюся способом систематического получения релевантной (относящейся к делу) и валидной (надежной) информации о состоянии качества образования в ДОО;
- прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение высокого качества образовательных услуг в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_monitoringe_kachestva_obrazovaniya.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель ПК МБДОУ № 71 Заведующий МБДОУ № 71
___________ Н Ю Мочалкина _____________О А Кобак
«___» _______________ 2014 г. Приказ № __от _____________
ПОЛОЖЕНИЕ
о мониторинге качества образования
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида № 71
I Общие положения.
1.1 Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида № 71 (далее – МБДОУ № 71) (далее – система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также, общественное участие в оценке и контроле качества образования.
1.2 Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 12 2012.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) «О введении ФГОС дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с "Правилами осуществления мониторинга системы образования").
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Устав дошкольного образовательного учреждения и др.
1.3 В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и потребностям заказчика, в том числе степень достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования[1].
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.4 В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
∙ образовательная статистика;
∙ промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной программы
∙ мониторинговые исследования;
∙ социологические опросы;
∙ отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;
∙ посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.
II Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования
2.1. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия качества дошкольного образования в МБДОУ № 71 федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
2.2. Задачами системы оценки качества образования являются:
2.2.1. Определение объекта системы оценки качества образования, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля.
2.2.2. Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса.
2.2.3. Принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей.
2.2.4. Изучение состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения принятие решений, прогнозирование развития;
2.2.5. Расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении.
2.3.Основными принципами системы оценки качества образования МБДОУ № 71 являются:
принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
- принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
- принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
- принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
- принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.
III Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования.
3.1. Работа по проведению мониторинга качества образования (МКО)в МБДОУ № 71 предполагает:
- соотнесение полученных результатов с действующим стандартом дошкольного образования;
- выработка критериев оценки качества образовательного процесса и показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения соответствия стандарту;
- сбор данных о качестве образования в ДОО и проведение самооценки;
- принятие и исполнение управленческого решения, и оценивание результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.
3.2. Организационная структура МБДОУ № 71, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, службу (группу) мониторинга МБДОУ № 71, временные структуры (творческие группы педагогов, комиссии и др.).
3.3 Руководство мониторингом в образовательной организации находится в компетенции руководителя МБДОУ № 71, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе, которые:
- определяют объем и структуру информационных блоков и организуют их;
- планируют и организуют комплексные мониторинговые исследования разных сторон деятельности организации;
- организуют распространение информации о результатах мониторинга.
3.4 Мониторинговая группа в ВМДОУ № 71 является общественным органом самоуправления процессами функционирования и развития организации. Содержание ее деятельности определяется целями, задачами, направлениями и содержанием работы организации, закрепляется планом-графиком работы и приказом руководителя МБДОУ № 71. Состав членов Группы набирается на добровольной основе из числа работников ДОУ. Форма отчетности определяется членами Группы и согласовывается с руководителем ДОУ. Срок действия Группы определяется содержанием плана-задания. Служба прекращает функционирование после отчета на Педагогическом совете или педагогическом совещании (планерке) об итоговых результатах своей деятельности.
3.5 Периодичность, показатели, формы сбора и обработки информации определяются администрацией МБДОУ № 71(Приложение 1).
3.6 Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов.
3.7 По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции образовательной организации.
3.8 Перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу в МБДОУ № 71:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
- кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации;
- материально-техническое и информационное обеспечение МБДОУ № 71;
- состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
- финансово-экономическая деятельность дошкольной образовательной организации;
- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в МБДОУ № 71.
3.9 Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством печатных и электронных баз данных. Срок хранения материалов – 5 лет.
3.10 Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:
- основным потребителям результатов системы оценки качества образования;
- средствам массовой информации через публичный доклад заведующего;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте МБДОУ № 71.
Приложение 1
К Положению о мониторинге
качества образования МБДОУ № 71
№ п/п | Критерий (индикатор): | Показатель: | Примечания: |
1 | Обеспечение доступности дошкольного образования. |
| Сведения о деятельности ДОУ по форме 85-К. Отчет об исполнении муниципального задания. |
2 | Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования. |
| Самообследование. Грамоты, сертификаты. Паспорт методического кабинета. |
3 | Кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации. |
| Отчет об исполнении муниципального задания. Самообследование. Методы: изучение документов, анализ, самооценка, самоанализ, тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, контроль, аттестация. |
4 | Материально-техническое и информационное обеспечение МБДОУ № 71. |
| Самообследование. Смотры – конкурсы. Примерные перечни содержания ПРС по возрастным группам. План ФХД. Паспорт методического кабинета. |
5 | Состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования. |
| Самообследование. Отсутствие (наличие) предписаний органов надзора. Программа здоровья, система физкультурно-оздоровительной работы, закаливания. |
6 | Финансово-экономическая деятельность дошкольной образовательной организации. |
| Муниципальное задание. План ФХД. |
7 | Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в МБДОУ № 71. |
| Самообследование. Инструкции. Планы работы. |
[1] Закон РФ «Об образовании», ст. 95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "мониторинг качества образования"
мониторинг в ДОУ...
"Мониторинг качества образования в системе образования"
Система мониторинга в ДОУ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации мониторинга качества образования МБДОУ «Детский сад № 212 "Солнышко"
ПараметрКритерииПоказателиУровни проявленияСпособ получения информации. ИнструментарийВид обработки. Уровень предъявленияСроки. ответственныйУправленческое решение12345678Качество условий образо...
ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
1.Мониторинг в дошкольном образовательном учреждении (далее «мониторинг») представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве образования в ДОУ....
положение о внутреннем мониторинге качества образования в ДОУ
представлен пример оформления положения о системе внутреннего мониторинга качества образования в ДОУ, затрагивающая следующие направления:оценку профессионального роста педагогов,работу с родителями,о...
Положение о мониторинге качества образования
Положение...