Исследование уровня психологической комфортности пребывания воспитанников в ДОО
методическая разработка на тему
С введением ФГОС ДО изменились некоторые положения аттестации педагогов. Появилась необходимость предъявлять документально подтвержденные результаты определения уровня психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада. В помощь педагогам и психологам ДОО предлагаем материал, включающий анализ результатов наблюдений; перечень методов и приемов работы в разных возрастных группах; анкету для родителей; характеристику воспитанников группы; образец справки об уровне психологической комфортности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_urovnya_ps-koy_komf-ti.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов обследования уровня психологической комфортности
(на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)
Параметры наблюдений | Количество детей, % | Результаты обследований (качественный анализ) | ||
октябрь | апрель | октябрь | апрель | |
I. Инициативность | ||||
- ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми, ждет указаний взрослых, играет в одиночестве или пассивно следит за другими (0 баллов) | ||||
- ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым (1 балл) | ||||
- ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, а взрослых – к оценке этих действий (2 балла) | ||||
II. Чувствительность к воздействиям | ||||
- ребёнок лишь в редких случаях реагирует на действия сверстников и предложения взрослых, предпочитая индивидуальную игру (0 баллов) | ||||
- ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников, но с удовольствием выполняет поручения взрослых (1 балл) | ||||
- ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, помогает взрослым (2 балла) | ||||
III. Преобладающий эмоциональный фон | ||||
- негативный: капризничает, отказывается от еды, игр, занятий и т.п. в течение длительного времени (0 баллов) | ||||
- нейтрально-деловой: ребенок спокоен, активен, исполнителен (1 балл) | ||||
- позитивный: ребенок бодр, энергичен, инициативен (2 балла) |
Результаты обследования уровня психологической комфортности
Период обследования:________ Возраст детей:______ Воспитатели:____________________________
№ | Фамилия, имя ребенка | I | II | III | Общая оценка психологической комфортности ребенка |
Оценка параметров психологической комфортности в группе |
Повышение уровня психологической комфортности:
Возрастная группа | Направления работы | Используемые методы и приемы | Мониторинговые мероприятия | Результаты обследований | |
октябрь | апрель | ||||
Первая и вторая младшая, средняя | Формирование и развитие доверия к миру, уверенности в себе и своих возможностях, доброжелательного отношения к людям, общей жизненной активности. | Создание комфорта, уюта и спокойной, доброжелательной обстановки. «Утро радостных встреч» - сюрпризные моменты, использование шумовых игрушек, релаксационные игры, прослушивание детских песен и классической музыки, аудио- и видеосказок. Игры на развитие мелкой моторики. Использование потешек, прибауток, считалок и др. форм фольклора в разные режимные моменты. | Наблюдения в течение дня и отдельных режимных моментов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.). Анкета для педагогов (Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н.) Методика "Паровозик" (Велиева С.В.) | ||
Старшая и подготови-тельная | Анкета «Эмоциональное благополучие в детском саду» (Бабанова А.А.) Тест «Я в детском саду» (Быкова М., Аромштам М.) |
АНКЕТА
Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сала. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.
1. Как складываются ваши отношения с педагогами группы? |
|
|
2. Чем вы удовлетворены в работе группы? | ||
|
| |
3. Какие семейные традиции Вы соблюдаете? | ||
|
| |
4. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи, к которым вы подключаете своего ребенка? | ||
|
| |
5. Что «приносит» Ваш ребенок из детского сада? | ||
|
| |
6. Более охотно ребенок играет | ||
|
| |
7. Чем легче успокоить вашего ребенка? | ||
|
| |
8. Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, богатырь, красавец, талант? | ||
|
| |
9. Как вы обычно поступаете, если ребенок плохо себя вел? | ||
| ||
- ставим в угол - шлепком - ремнем - лишением удовольствий (сладостей, м/ф, прогулок, компьютера и т.п.) - ограничением в общении (не разговариваем) - угрозами (уйду от тебя, не буду любить и т.п.) | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
10. Часто ли у вас в семье шутят, смеются? | ||
|
- Нет поводов для веселья
11. Какой труд объединяет Вашу семью? | |
|
|
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № ____
________________________ 20___ года
№ | Краткие характеристики | К кому относятся | Поводы и возможные причины проявления особенностей характера |
Уровень развития выше возрастной нормы | |||
Наблюдается отставание в развитии (и в чем именно) | |||
Дети часто проявляют агрессивность | |||
Дети часто плаксивы, тревожны | |||
Не выполняют требования воспитателей | |||
Медлительные дети | |||
Подвижные дети | |||
Популярные дети (в общении со сверстн.) | |||
Непопулярные дети | |||
Другие характеристики |
Тревожность
(на основе методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора)
Оцените каждого ребенка группы по предлагаемым параметрам, ставя «+», если характеристика соответствует, и «-», если не соответствует.
1. Может долго работать, не уставая. 7. Расстраивается по любому поводу.
2. Всегда уверен в своих силах. 8. Настороженно относится к людям.
3. Ожидание его нервирует. 9. Уклоняется от конфликтов.
4. Настроение обычно приподнятое. 10. Часто не хватает уверенности в себе.
5. Не слишком застенчив. 11. Бывает трудно сосредоточиться на задании.
6. Часто бывает напряжен. 12. Бывает трудно усидеть на одном месте.
№ | Фамилия, имя ребенка | ВОПРОСЫ | Всего (по ключу) | Примечания | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
18 | |||||||||||||||
19 | |||||||||||||||
20 | |||||||||||||||
21 | |||||||||||||||
22 | |||||||||||||||
23 |
Ключ: по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 3, 6 – 12 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5.
Высокий уровень тревожности – 7 – 12 баллов; средний уровень – 4 – 6 баллов; низкий – 1 – 3.
об уровне психологической комфортности пребывания воспитанников
в группе №___ ДОУ № _____ г. Кургана
Воспитатели: _____________________________________________________
20__-20__ учебный год
Оценка психологической комфортности пребывания воспитанников в группе производилась на основе сравнительного анализа наблюдений воспитателей, результатов опроса родителей и материалов выборочного психологического исследования с использованием методик _______________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(данные прилагаются).
Выводы:
- Результаты всех проведенных исследований показывают положительную динамику психоэмоционального состояния воспитанников группы - __________________________________ (количественные показатели исследований).
- Низкие показатели в начале учебного года объясняются _____________ (особенности адаптации, новые условия при формировании специализированных или сводных групп, смена воспитателей, проявление возрастного кризиса и т.п.).
- Положительная динамика является результатом активного использования педагогами группы _____________________________ (методы и приемы, используемые в определенной возрастной группе, педагогические находки воспитателей, работа с родителями и т.п.).
Дата: __________ Педагог-психолог ДОУ: _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Игровые упражнения на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду
Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона , коммуникативных способностей....
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада...
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
Тест \'\'Я в детском саду\'\'...
Рекомендации для родителей и педагогов по созданию психологически комфортного пребывания в детском саду
Памятка для родителей...