Исследование уровня психологической комфортности пребывания воспитанников в ДОО
методическая разработка на тему

Гончарова Марина Анатольевна

С введением ФГОС ДО изменились некоторые положения аттестации педагогов. Появилась необходимость предъявлять документально подтвержденные результаты определения уровня психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада. В помощь педагогам и психологам ДОО предлагаем материал, включающий анализ результатов наблюдений; перечень методов и приемов работы в разных возрастных группах; анкету для родителей; характеристику воспитанников группы; образец справки об уровне психологической комфортности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_urovnya_ps-koy_komf-ti.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ результатов обследования  уровня психологической комфортности

   (на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)

Параметры наблюдений

Количество детей, %

Результаты обследований

(качественный анализ)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

I. Инициативность

-   ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми, ждет указаний взрослых, играет в одиночестве или пассивно следит за другими (0 баллов)

-   ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым (1 балл)

-   ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, а взрослых – к оценке этих действий (2 балла)

II. Чувствительность к воздействиям  

-   ребёнок лишь в редких случаях реагирует на действия сверстников и предложения взрослых, предпочитая индивидуальную игру (0 баллов)

-   ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников, но с удовольствием выполняет поручения взрослых (1 балл)

-   ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, помогает взрослым (2 балла)

III. Преобладающий эмоциональный фон

- негативный:   капризничает, отказывается от еды, игр, занятий и т.п. в течение длительного времени (0 баллов)

- нейтрально-деловой: ребенок спокоен, активен, исполнителен (1 балл)

- позитивный: ребенок бодр, энергичен, инициативен (2 балла)

Результаты обследования  уровня психологической комфортности

Период обследования:________ Возраст детей:______ Воспитатели:____________________________

Фамилия, имя ребенка

I

II  

III

Общая оценка психологической комфортности ребенка  

Оценка параметров психологической комфортности в группе

Повышение  уровня психологической комфортности:

Возрастная группа

Направления работы

Используемые методы и приемы

Мониторинговые мероприятия

Результаты обследований

октябрь

апрель

Первая и вторая младшая,

средняя

Формирование и развитие

доверия к миру, уверенности в себе и своих возможностях, доброжелательного отношения к людям,

общей жизненной активности.

Создание комфорта, уюта и спокойной, доброжелательной обстановки.

«Утро радостных встреч» - сюрпризные моменты,

использование шумовых игрушек, релаксационные игры, прослушивание детских песен и классической музыки, аудио- и видеосказок.  

Игры на развитие мелкой моторики.

Использование потешек, прибауток, считалок и др. форм фольклора в разные режимные моменты.

Наблюдения в течение дня и отдельных режимных моментов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.).

Анкета для педагогов (Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н.)

Методика "Паровозик" (Велиева С.В.)

Старшая и подготови-тельная

Анкета «Эмоциональное благополучие в детском саду» (Бабанова А.А.)

Тест  «Я в детском саду»

(Быкова М., Аромштам М.)

АНКЕТА  

Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сала. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.

1. Как складываются ваши отношения  с педагогами  группы?

  • Деловое сотрудничество
  • Ограничиваемся  посещением родительских собраний
  • С отдельными педагогами в конфликте
  • Теплые дружеские взаимоотношения
  • Хороших контактов наладить не удалось
  • Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках ребенка
  • Другое______________________

2. Чем вы удовлетворены в работе группы?

  • Качеством образования
  • Отношением воспитателей к детям
  • Порядком, требованиями, дисциплиной

  • Оформлением интерьера группы
  • Комфортной доброжелательной обстановкой

3. Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

  • Дни рождения членов семьи
  • Посещение кинотеатров, театров, музеев и др.
  • Религиозные обряды  
  • Праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.)
  • День создания семьи

  • Профессиональные праздники
  • Выпуск семейной газеты
  • Оформление фотоальбомов
  • Воскресные семейные обеды (ужины)
  • Проведение семейных советов
  • Другое ______________________

4. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи, к которым вы  подключаете  своего ребенка?

  • Спорт                
  • Рыбалка                 
  • Домашние  животные
  • Шахматы
  • Рукоделие                

  • Музицирование (пение)
  • Коллекционирование
  • Чтение
  • Сочинение  стихов (рассказов, сказок)
  • Другое __________________________

5. Что  «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

  • Новые знания и навыки
  • Умение замечать красивое
  • Культуру общения        
  • Интерес к знаниям        
  • Желание   идти в школу
  • Внимание к близким                    
  • Страх перед взрослыми
  • Сквернословие

  • Непослушание                    
  • Нервозность        
  • Самостоятельность
  • Усталость
  • Возбуждение
  • Нежелание  ходить в дет. сад
  • Грубость
  • Другое _________________________      

6.  Более охотно ребенок играет

  • со сверстниками
  • с младшими детьми
  • со старшими

  • с детьми своего пола
  • с детьми противоположного пола

7. Чем легче успокоить вашего ребенка?

  • подарками, лакомствами
  • уговорами, лаской
  • похвалой

  • наказанием
  • обещанием выполнить его желание

8. Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, богатырь, красавец, талант?

  • Очень часто
  • Редко

  • Не считаю нужным излишне захваливать

9. Как вы обычно поступаете, если ребенок плохо себя вел?

  • Наказываем ребенка (подчеркните, каким образом):

- ставим в угол

- шлепком

- ремнем

- лишением удовольствий (сладостей, м/ф, прогулок, компьютера и т.п.)

- ограничением в общении (не разговариваем)

- угрозами (уйду от тебя, не буду любить и т.п.)

  • Ведем нравоучительную беседу

  • Обсуждаем проступок (без участия ребенка) с членами семьи

  • Показываем личный пример поведения в подобной ситуации

  • Обсуждаем поступки героев подходящих сказок, мультфильмов

  • Оставляем ситуацию без внимания – разрешится сама со временем

  • Обвиняем других участников конфликта(детей, воспитателей, близких…)

10. Часто ли у вас в семье шутят, смеются?

  • Да, часто
  • Редко

  • Нет поводов для веселья

11. Какой труд объединяет Вашу семью?

  • Общего труда нет                
  • У  каждого свое дело                
  • Уборка и ремонт квартиры
  • Работа в саду                        
  • Уход  за домашними животными
  • Другое ________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № ____

________________________ 20___ года

Краткие  характеристики

К кому относятся

Поводы и возможные причины проявления особенностей характера

Уровень развития выше возрастной нормы

Наблюдается  отставание в развитии (и в чем именно)

Дети часто проявляют агрессивность

Дети часто плаксивы, тревожны

Не выполняют требования воспитателей

Медлительные дети

Подвижные дети

Популярные дети (в общении со сверстн.)

Непопулярные дети

Другие характеристики

Тревожность

(на основе методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора)

Оцените каждого ребенка группы по предлагаемым параметрам, ставя «+», если характеристика соответствует, и «-», если не соответствует.

1. Может долго работать, не уставая.          7. Расстраивается по любому поводу.

2. Всегда уверен в своих силах.                    8. Настороженно относится к людям.

3. Ожидание его нервирует.                          9. Уклоняется от конфликтов.

4. Настроение обычно приподнятое.          10. Часто не хватает уверенности в себе.

5. Не слишком застенчив.                            11. Бывает трудно сосредоточиться на задании.

6. Часто бывает напряжен.                           12. Бывает трудно усидеть на одном месте.

Фамилия, имя ребенка

ВОПРОСЫ

Всего

 (по ключу)

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Ключ: по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 3, 6 – 12  и  за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5.

Высокий уровень тревожности – 7 – 12 баллов; средний уровень – 4 – 6 баллов; низкий – 1 – 3.

СПРАВКА (образец)

об уровне психологической комфортности пребывания воспитанников

в  группе №___  ДОУ № _____ г. Кургана

Воспитатели: _____________________________________________________

20__-20__ учебный год

Оценка психологической комфортности пребывания воспитанников в группе производилась на основе сравнительного анализа наблюдений воспитателей, результатов опроса родителей и  материалов выборочного  психологического исследования с использованием методик _______________________________

 ______________________________________________________________

 ______________________________________________________________

(данные прилагаются).

Выводы:

  • Результаты всех проведенных исследований показывают положительную динамику психоэмоционального состояния воспитанников группы - __________________________________ (количественные показатели исследований).
  • Низкие показатели в начале учебного года объясняются _____________ (особенности адаптации, новые условия при формировании специализированных или сводных групп, смена воспитателей, проявление  возрастного кризиса и т.п.).
  • Положительная динамика является результатом активного использования педагогами группы _____________________________ (методы и приемы, используемые в определенной возрастной группе, педагогические находки воспитателей, работа с родителями и т.п.).

Дата: __________               Педагог-психолог ДОУ: _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игровые упражнения на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду

Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона , коммуникативных способностей....

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада...