Использование метода проекта в приобщении младших дошкольников к экспериментальной деятельности.
консультация (младшая группа) на тему
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования одним из ориентиров является любознательность. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Цели экспериментирования - это:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Проекты - одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействие педагога и воспитанника, способ воздействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании – это метод проектов. Так во второй младшей группе могут быть разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнают о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получают знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; а во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок сможет не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают и т. д. Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, на которых педагоги пытаются объяснить родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работ
Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей. Поэтому Педагогам ДОУ следует:
1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
Таким образом, использование проектной деятельности в организации работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование, является действенным методом воспитания, расширения кругозора, удовлетворения детского любопытства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_k_seminaru_24.10.14.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования одним из ориентиров является любознательность. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Цели экспериментирования - это:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Проекты - одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействие педагога и воспитанника, способ воздействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании – это метод проектов. Так во второй младшей группе могут быть разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнают о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получают знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; а во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок сможет не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают и т. д. Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, на которых педагоги пытаются объяснить родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работ
Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Из этого следует, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей. Поэтому Педагогам ДОУ следует:
1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.
Таким образом, использование проектной деятельности в организации работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование, является действенным методом воспитания, расширения кругозора, удовлетворения детского любопытства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одной из важных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав ребенка. Решение этой проблемы позволит укрепить условия для всес...
Консультация для воспитателей «Использование метода проектов в физическом воспитании дошкольников»
Использование метода проекта в дошкольном образовании...
Статья «Использование метода проектов в работе с дошкольниками»
Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Задача педагога научить дошкольников ориентироваться в большом потоке информации. Детям важно не только усваивать и с...
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
Педагогическая статья...
Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)
Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...
Проект по приобщению младших дошкольников к истокам русской народной культуры. «Дети в мире звуков». Вторая младшая группа.
Проектная деятельность по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре. В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими на...
Проект "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"
Предложенный материал может быть использован педагогами в своей профессиональной деятельности....