Организация образовательной деятельности по сохранению национальных языков и перспективы взаимодействия ДОУ и ОУ
материал на тему

Аннотация: Представленные тезисы посвящены вопросам обучения детей дошкольного возраста национальным языкам и опыт работы МДОУ «Детский сад №20» в этом направлении,  а также идея взаимодействия с общеобразовательным учреждением «Финнно-угорская школа имени Элиаса Леннрота» г.Петрозаводска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_reshetina_a.a_mdou_20.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности  по сохранению национальных языков и перспективы взаимодействия ДОУ и ОУ

А.А.Решетина,

заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

МДОУ «Детский сад №20»

Аннотация: Представленные тезисы посвящены вопросам обучения детей дошкольного возраста национальным языкам и опыт работы МДОУ «Детский сад №20» в этом направлении,  а также идея взаимодействия с общеобразовательным учреждением «Финнно-угорская школа имени Элиаса Леннрота» г.Петрозаводска. 

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания национальных языков является обучение карельскому языку детей дошкольного возраста, в связи с  потребностью и необходимостью сохранения языков финно-угорских народов. Карельский язык должен стать составной частью воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

В МДОУ «Детский сад №20» обучения национальным языкам ведется с 1998 года, разработана программа  «Обучение  и воспитание детей дошкольного возраста на карельском языке» (авторы Т.Ф. Трофимова, С.В. Серова), которая имеет рецензию ГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (г. Петрозаводск, от 09.12.1999 года) с рекомендациями по использованию  данной программы в детских дошкольных учреждениях РК.

В 2008 году обучение детей карельскому языку в МДОУ «Детский сад №20» стали осуществлять методом языкового погружения, суть которого заключается в овладении  языком  на основе интегративного подхода к содержанию и приемам организации погружения детей в языковую среду, позволяющего создавать благоприятные условия для практического овладения языком. Интеграция различных видов и форм деятельности позволяет обеспечить мотивацию речевых действий, их наглядность и конкретность.

В связи с этим была разработана план-программа «Языковое гнездо» (для финского и карельского языков),  авторами-составителями являются С.С. Егорова, Т.Л. Мяделец, С.И.  Макова, Т.Т. Лашко, общая редакция: Е.Д. Макарова, П.А. Шурова.  План-программа разработана на основе комплексных программ развития и воспитания в детском саду «Детство» (под реакцией З.А. Михайловой, В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой) и «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под реакцией М.А. Васильевой), она имеет комплексный характер и направлена на реализацию основных линий развития ребенка, формирование базисных характеристик его личности, укрепление физического и психического здоровья детей, их полноценное всестороннее развитие. Данная план-программа стала основой последующей Программы «Языковое гнездо», для воспитанников (3-5 лет,  4-6 лет, 5-7 лет) в группе «Языковое гнездо»  (ливвиковское наречие карельского языка). Предусматривает  изучение  детьми  национального  языка (карельский, финский) только  на  устной  основе  в  процессе  проведения  всех  режимных  процессов  и  в непосредственно организованной образовательной деятельности в условиях разновозрастной группы (не более двух возрастов, не более 15 детей).

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разработана программа воспитательно-образовательной деятельности детей на карельском языке (авторы: А.А. Решетина,  М.В. Волхонова, М.И. Хотеева).  Специфика данной программы заключалась  в новом перераспределении объема образовательной нагрузки, в описании содержания образовательных областей, их интеграции, разнообразии организационно-образовательных форм детской деятельности и особенности их проведения на карельском языке.

Образовательный процесс выстраивается  в соответствии с тенденциями дошкольного образования, непосредственная организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности. Для этого используем различные методы,  формы организации детской деятельности.  В нашем детском саду состоялся первый выпуск детей, изучающих карельский язык методом языкового погружения, кроме того,  обучение финскому языку реализуется как дополнительная образовательная программа.

Особое  внимание уделяется взаимодействию с родителями, с учреждениями и организациями социума. В помощь родителям создали пособия по обучению и закреплению знаний детей  в  области карельского языка.

Воспитанники и педагогический коллектив участвуют в различных конкурсах, фестивалях этнокультурной направленности: конкурс «Наследие-детям», конкурс чтецов «Он жив, карельский язык». Конкурсы на лучшую предметно-развивающую среду, на лучшие практики, на лучшие учебно-методические материалы по этнокультурной направленности.  

С целью развития нашего учреждения планируется следующее:

1. Расширение спектра услуг   в  области национальных услуг.

2. Открытие новых групп для воспитанников с изучением языка, чьи родители заинтересованы в этом.

3. Более  тесное взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями этнокультурной направленности, МОУ «Финно-угорская школа» и других учреждений,  организаций социума и, конечно же, поиск новых  путей сотрудничества и сотворчества.  

Особое внимание уделяется взаимодействию с МОУ «Финно-угорская школа» в рамках преемственности, непрерывности языкового образования.

В рамках взаимодействия  с МОУ «Финно-угорская школа»  планируется не только проведение совместных мероприятий,  но и обмен опытом педагогических работников в области сохранения и популяризации  национальных языков, таким образом, необходимо разработать совместную программу сотрудничества на основе сетевого взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Организация образовательной деятельности в свете реализации субъект-субъектного взаимодействия"

Попробуем обозначить проблемные поля,  мешающие педагогам осуществлять реализацию ФГОС ДО...

Сохранение хакасского языка в услвиях модернизации современного образовательного процесса.

В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значимым становится возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения, в котором заключаются основы ...