Организация образовательной деятельности по сохранению национальных языков и перспективы взаимодействия ДОУ и ОУ
материал на тему
Аннотация: Представленные тезисы посвящены вопросам обучения детей дошкольного возраста национальным языкам и опыт работы МДОУ «Детский сад №20» в этом направлении, а также идея взаимодействия с общеобразовательным учреждением «Финнно-угорская школа имени Элиаса Леннрота» г.Петрозаводска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательной деятельности по сохранению национальных языков и перспективы взаимодействия ДОУ и ОУ
А.А.Решетина,
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
МДОУ «Детский сад №20»
Аннотация: Представленные тезисы посвящены вопросам обучения детей дошкольного возраста национальным языкам и опыт работы МДОУ «Детский сад №20» в этом направлении, а также идея взаимодействия с общеобразовательным учреждением «Финнно-угорская школа имени Элиаса Леннрота» г.Петрозаводска.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания национальных языков является обучение карельскому языку детей дошкольного возраста, в связи с потребностью и необходимостью сохранения языков финно-угорских народов. Карельский язык должен стать составной частью воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
В МДОУ «Детский сад №20» обучения национальным языкам ведется с 1998 года, разработана программа «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста на карельском языке» (авторы Т.Ф. Трофимова, С.В. Серова), которая имеет рецензию ГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (г. Петрозаводск, от 09.12.1999 года) с рекомендациями по использованию данной программы в детских дошкольных учреждениях РК.
В 2008 году обучение детей карельскому языку в МДОУ «Детский сад №20» стали осуществлять методом языкового погружения, суть которого заключается в овладении языком на основе интегративного подхода к содержанию и приемам организации погружения детей в языковую среду, позволяющего создавать благоприятные условия для практического овладения языком. Интеграция различных видов и форм деятельности позволяет обеспечить мотивацию речевых действий, их наглядность и конкретность.
В связи с этим была разработана план-программа «Языковое гнездо» (для финского и карельского языков), авторами-составителями являются С.С. Егорова, Т.Л. Мяделец, С.И. Макова, Т.Т. Лашко, общая редакция: Е.Д. Макарова, П.А. Шурова. План-программа разработана на основе комплексных программ развития и воспитания в детском саду «Детство» (под реакцией З.А. Михайловой, В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой) и «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под реакцией М.А. Васильевой), она имеет комплексный характер и направлена на реализацию основных линий развития ребенка, формирование базисных характеристик его личности, укрепление физического и психического здоровья детей, их полноценное всестороннее развитие. Данная план-программа стала основой последующей Программы «Языковое гнездо», для воспитанников (3-5 лет, 4-6 лет, 5-7 лет) в группе «Языковое гнездо» (ливвиковское наречие карельского языка). Предусматривает изучение детьми национального языка (карельский, финский) только на устной основе в процессе проведения всех режимных процессов и в непосредственно организованной образовательной деятельности в условиях разновозрастной группы (не более двух возрастов, не более 15 детей).
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разработана программа воспитательно-образовательной деятельности детей на карельском языке (авторы: А.А. Решетина, М.В. Волхонова, М.И. Хотеева). Специфика данной программы заключалась в новом перераспределении объема образовательной нагрузки, в описании содержания образовательных областей, их интеграции, разнообразии организационно-образовательных форм детской деятельности и особенности их проведения на карельском языке.
Образовательный процесс выстраивается в соответствии с тенденциями дошкольного образования, непосредственная организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности. Для этого используем различные методы, формы организации детской деятельности. В нашем детском саду состоялся первый выпуск детей, изучающих карельский язык методом языкового погружения, кроме того, обучение финскому языку реализуется как дополнительная образовательная программа.
Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями, с учреждениями и организациями социума. В помощь родителям создали пособия по обучению и закреплению знаний детей в области карельского языка.
Воспитанники и педагогический коллектив участвуют в различных конкурсах, фестивалях этнокультурной направленности: конкурс «Наследие-детям», конкурс чтецов «Он жив, карельский язык». Конкурсы на лучшую предметно-развивающую среду, на лучшие практики, на лучшие учебно-методические материалы по этнокультурной направленности.
С целью развития нашего учреждения планируется следующее:
1. Расширение спектра услуг в области национальных услуг.
2. Открытие новых групп для воспитанников с изучением языка, чьи родители заинтересованы в этом.
3. Более тесное взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями этнокультурной направленности, МОУ «Финно-угорская школа» и других учреждений, организаций социума и, конечно же, поиск новых путей сотрудничества и сотворчества.
Особое внимание уделяется взаимодействию с МОУ «Финно-угорская школа» в рамках преемственности, непрерывности языкового образования.
В рамках взаимодействия с МОУ «Финно-угорская школа» планируется не только проведение совместных мероприятий, но и обмен опытом педагогических работников в области сохранения и популяризации национальных языков, таким образом, необходимо разработать совместную программу сотрудничества на основе сетевого взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект организации интегрированнойобразовательной деятельностипо основной образовательной области" Познание" для детей 5- 6 лет «Путешествие в историю жилищ людей»
Дети знакомятся с историей развития жилища...

Организация образовательной деятельности в свете реализации субъект-субъектного взаимодействия"
Попробуем обозначить проблемные поля, мешающие педагогам осуществлять реализацию ФГОС ДО...
Сохранение хакасского языка в услвиях модернизации современного образовательного процесса.
В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значимым становится возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения, в котором заключаются основы ...

Сохранение хакасского языка в условиях модернизации современного образовательного процесса.
Статья....

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения родного языка и культуры мордовского народа
Этнокультурное воспитание дошкольников – один из важных аспектов дошкольного образования. Основная идея этого процесса – приобщения детей к культуре, сохранению национальных традиций...