Организация образовательной деятельности в свете реализации субъект-субъектного взаимодействия"
презентация
Попробуем обозначить проблемные поля, мешающие педагогам осуществлять реализацию ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация ООД в ДОУ для реализации ФГОС ДО | 671.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О рганизация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательных отношений в ДОО.
субъект в педагогическом процессе – это человек, активно преобразующий мир вокруг себя (и прежде всего, несомненно, самого себя); у чет индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, т.е становится субъектом образования; с одействие и сотрудничество взрослых и детей, т.е. признание ребенка полноценным участником ( субъектом) образовательных отношений).
Попробуем обозначить проблемные поля, мешающие педагогам осуществлять реализацию ФГОС ДО
Типичные ошибки в организации образовательного процесса Комментарии Формирование мотивации к деятельности. Педагог не стремится создать для ребенка «детскую цель», а использует фразу «сегодня мы с вами будем…» Виды мотивации: в нутренняя; внешняя («+», «-») Необходимо создавать проблемные ситуации, которые стимулируют детей к внутренней работе «я хочу помочь». «Представляете, какая случилась неприятность… он так расстроился и совсем растерялся… Как же быть?...» Планирование педагог пропускает вообще как этап и ли заменяет собственной активностью… У детей снижается уровень детской самостоятельности; дети просят помощи. Нужно успеть вовремя задать детям ряд вопросов и приложить максимум усилий для реализации именно детского плана, а не своего собственного. «Как именно это лучше сделать?» «А где это выполнить будет гораздо удобнее?», «А что вы будете делать потом?», «А если что-то (….) произойдет на так, как поступите?» Ответы «за детей» …….
Типичные ошибки в организации образовательного процесса Комментарии Ориентация только на первые правильные ответы …каждый ребенок индивидуален «Ты уверен? Докажи», «Кто согласен с Мишей?», «Кто-нибудь считает по-другому?» Создание образовательных ситуаций для детей, противоречащих реальной жизни «победила дружба»? Отсутствие педагогического экспромта Игнорируется все, что выходит за рамки запланированного Иногда необходимо совсем немного времени, чтобы с детьми «прожить» появившееся событие, а затем вернуться к прежним событиям «Мы отвлеклись, друзья, а как же там дела у нашего знакомого, которому вы так хотели помочь» .
Типичные ошибки в организации образовательного процесса Комментарии Многократное повторение своего вопроса для детей Нет паузы в речи педагога Убедиться, что внимание детей сконцентрировано на педагоге, если это не так, то можно использовать фразу: «ребята, хочу увидеть ваши глазки»… Многократное повторение ответов вслед за детьми Педагог не знает (или не хочет) находить варианты поддержки детского высказывания «да», «правильно», «молодец» А можно в зависимости от ситуации: «точно», «верно», «согласна», «возможно», «неужели?», «может быть», «как необычно», «а ты уверен?», «возможно»…; не забываем о мимике и жестах: кивок, улыбка, подмигивание… Предупреждение детской ошибки, затруднений «Авансовая» помощь… а как же фиксация ошибки? «Как хорошо, что ты попробовал, теперь ты точно знаешь, что это не так!»
Типичные ошибки в организации образовательного процесса Комментарии Готовность отвечать на все детские вопросы А разве педагог – единственный источник информации? Категорическая педагогическая оценка «Это правильно!», «Это неправильно!», у детей не возможности порассуждать «Доделывание» за ребенка …Как правило без ведома самого ребенка «временные рамки»; показ только на своем материале!!!; эстетичность Неоправданный тактильный контакт … Необходимо переходить на словесные инструкции Отсутствие свободы выбора для детей Средств, способов, очередности, места, положения (тела ребенка) Отсутствие открытых вопросов /изобилие закрытых вопросов … «зачем», «почему», «как», «для чего», «предположите, что может случиться, если…»
Типичные ошибки в организации образовательного процесса Комментарии Большое количество времени, отведенного на рассказ педагога … «Лимит - 1 минута», либо вставлять открытые вопросы и возвращаться к тексту (рассказу педагога) Отсутствие поддержки детского высказывания «На корню рубится» детская инициатива к дальнейшему контакту См. «многократное повторение ответов вслед за детьми» Навязывание помощи «Ребята, помогите, пожалуйста, Катюше»… Нерефлексивный итог … наше знаменитое: «Вам…?» Вернуться к началу, к детской цели: «а для чего мы ходили в лес?», «почему мы выбрали это путь?», «что помогло нам выручить медвежонка из беды?», «почему не получилось сразу?», «что можно рассказать родителям?»
Типичные ошибки в организации образовательного процесса Комментарии Педагог делает выводы самостоятельно «Сегодня мы с вами… Уместно задавать вопросы типа: «А для чего нам это (то, чему мы научились) нужно?» Педагогическое оценивание «Вы все сегодня …!» Обязательно находить добрые слова для каждого ребенка или группы детей, независимо от степени успешности, делая акцент только на +, либо запрограммировать на будущий успех: «я уверена, ты обязательно в следующий раз что-то интересно придумаешь»
Конспект ОД по познавательному развитию. 2 младшая группа (3-4 года) Тема: «В гости к ежику»
Цель: упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации. Задачи: з акрепить знания о домашних и диких животных; з акрепить понятия «один и много»; у пражнять в умении объединять предметы в группы по общему признаку; з акреплять знания геометрических фигур: п родолжать закреплять с детьми цвета; п родолжать развивать мелкую моторику рук; р азвивать речь детей, слуховое и зрительное внимание; развивать память, наблюдательность, мыслительную активность; воспитывать желание помогать другим.
Ход. 1 Воспитатель обращает внимание детей на ворону с конвертом. В.: Ой, ребята, смотрите, ворона нам письмо принесла! Представляете, нас с вами кто-то в гости в лес пригласил. Хотите узнать, кто же нас пригласил в гости? Для этого нужно отгадать загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. Кто же это, ребята? Д.: Еж. В.: Правильно , ребята. Ну, что отправимся к ежику в гости? Закрывайте глазки, а я буду произносить волшебные слова: «Глазки дружно все закрыли. И в лесу мы очутились». Звучит музыка «Прогулка по лесу ». В.: А кого мы еще можем встретить в лесу? Ответы детей… В.: А можем мы встретить в лесу кошечку или корову?
Д.: Нет. Это домашние животные. 2 В.: Молодцы, ребята! Пойдем искать, где же живет ежик. Дети идут по групповой комнате, воспитатель обращает внимание на игрушечную белочку . Ребята, а кто это сидит? Д .: Белочка. В.: Ребята, а белочка хочет с нами поиграть. Посмотрите, какие у нее яркие картинки. Сейчас белочка будет показывать вам картинки. Если нарисован один предмет, то нужно хлопнуть 1 раз в ладоши, а если много – то потопать ножками. Игра «Один-много» В .: М олодцы, ребята! Белочке очень понравилось с вами играть. Вы были очень внимательны. А теперь нам пора идти дальше. Дети идут по групповой комнате, воспитатель обращает внимание на игрушечных зайчиков. В .: Это мама Зайчиха со своим сыночком. А почему они такие грустные? Ребята, у зайчиков рассыпалась морковка и они не могут ее собрать. Поможем зайчикам? Только нужно быть очень внимательными. Посмотрите, какая мама?
Д.: Большая. 3 В.: А какой зайчик? Д .: Маленький. Далее рассматриваем корзиночки и морковку и приходим к выводу, что зайчихе - большая корзиночка, а зайчонку – маленькая; что в большую корзинку будем складывать большую морковку, а в маленькую – маленькую. Игра «Собери морковку» В .: Молодцы, вы правильно собрали морковку зайчатам. Маме Зайчихе Мы собрали большую морковку, а зайчонку – маленькую. Зайчики говорят вам спасибо и хотят с вами потанцевать. Танец «Ты похлопай вместе с нами». В .: Ну, что, ребята, отправляемся дальше. Звучит плач медвежонка. В .: Ребята, кто это ревет? Смотрите, это медвежонок. Что же у него произошло? Ребята, он вырастил для своей мамы цветочки, но подул ветерок и лепесточки все облетели. Что же теперь делать?
4 Воспитатель обращает внимание детей на дид . пособие. «Цветочная клумба» В.: Р ебята! Что же делать? Д .: Надо помочь медвежонку. В.: Смотрите, у цветочков остались только серединки. А как мы можем сделать лепесточки? Предположения детей. В .: Действительно, лепесточки можно сделать из прищепок. Какие вы у меня молодцы! Ребята, мы должны подбирать лепесточки по цвету. Игра «Разноцветные лепесточки» В .: Медвежонок, посмотри, какие ребята тебе сделали цветочки. Молодцы, что вы помогли медвежонку. Давайте попрощаемся и отправимся дальше. Воспитатель обращает внимание на ворону. В .: Ворона, что случилось? Ворона: У ежика любимый ковер порвался, а он ждет в гости ребят.
В.: Что же нам делать? 5 Д.: Надо помочь ежику. В.: Ребята, вот дырявый коврик ежика и заплатки разных форм. Давайте возьмем по заплатке и найдем ее место. Игра «Залатаем коврик» В.: Молодцы, ежик будет очень рад, что вы ему помогли восстановить его любимый ковер. А вот и ежик. Ежик благодарит детей и предлагает поиграть с разноцветными флажками. Игра «Найди свой домик» В.: Спасибо тебе, ежик за игру. А нам пора возвращаться в садик. Звучит музыка «Прогулка по лесу». В .: Закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова: «Глазки дружно мы закрыли и в саду мы очутились». В .: Ну, вот мы в садике. Давайте мы расскажем гостям, как мы ходили к ежику и кого мы встретили. Обобщение.
Конспект ОД по познавательному развитию. 2 младшая группа (3-4 года) Тема: «В гости к ежику » (модифицированный)
Ход. 1- Воспитатель обращает внимание детей на конверт. В.: Ой, ребята, смотрите, нам записка! Как вы думаете, от кого она может быть? А что может быть там написано? Давайте проверим. Оказывается, нас пригласили в гости! Но, чтобы узнать к кому, нужно отгадать загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. Кто же это, ребята? Д.: Еж. В.: Все согласны, ребята? Ну, что отправимся к ежику в гости? А как мы можем это сделать? Может быть попробуем использовать волшебные слова? Кто знает какие-нибудь? Отлично! Тогда все дружно их повторяем. ….. Звучит музыка «Прогулка по лесу ». В.: А кого мы еще можем встретить в лесу? В.: А можем мы встретить в лесу кошечку или корову?
Д.: Нет. Это домашние животные. 2 В.: Точно, ребята! Пойдем искать, где же живет ежик. Дети идут по групповой комнате, воспитатель обращает внимание на игрушечную белочку . Ребята, а кто это сидит? Д .: Белочка. В.: Я думаю, что с белочкой нужно поздороваться. Ребята, а она, между прочим хочет с нами поиграть. А вы хотите? Посмотрите, какие у нее яркие картинки. Играть мы будем так: если белочка покажет нам картинку, где нарисован один предмет, то вы будете его как-то приветствовать. Как это можно сделать? Как много интересных вариантов! Какой выберем? (дети высказываются, воспитатель проводит голосование – так выбирают один из вариантов, затем второй). Игра «Один-много» В .: Как весело вы играли! Белочке очень понравилось. Вы были очень внимательны. Идем дальше? До свидания, белочка! Дети идут по групповой комнате, воспитатель обращает внимание на игрушечных зайчиков. В .: Кто это, друзья? А почему они такие грустные? ( в случае, если дети затрудняются: посмотрите, у них вся морковка рассыпана. Может быть из-за этого?) Что же делать? Может, дальше пойдем? Все-таки вы хотите помочь? Я очень рада вашему решению.
Тогда обратите внимание, чем мама-зайчиха отличается 3 о т зайчика ( размером) ? А чем отличается морковка между собой ( размером )? Кому какую морковку вы положите? Согласна. Вперед, помощники! Игра «Собери морковку» В .: Ребята, мы помогли нашим новым друзьям, как думаете? Как именно мы помогали? Зайцы очень рады и предлагают вам потанцевать. Вы не против? Сейчас заиграет музыка и мы будем хлопать в ладошки под нее. Слушайте внимательно музыку и нас получится очень красивый танец. Танец «Ты похлопай вместе с нами». В.: Ну что, ребята, отправляемся дальше? Звучит плач медвежонка. В.: Ребята, кто это ревет? Смотрите, это медвежонок. Что же у него произошло? Какие интересные предположения! Но пока вы размышляли, он мне все рассказал. Оказывается, он вырастил для своей мамы цветочки, но подул ветерок и лепесточки все облетели. Что же теперь делать? Воспитатель обращает внимание детей на на дид . пособие. «Цветочная клумба» (серединки цветков и стебельки в цветочном горшке, вокруг горшков лежат прищепки, бумажные разноцветные лепестки и кусок пластилина).
В .: Смотрите у цветочков остались только серединки. Чего у них не хватает? Как мы можем сделать так, чтобы цветочки вновь оказались целыми? ( предположения детей). В .: Действительно, лепесточки можно сделать из прищепок. Какие вы у меня догадливые! А еще? (можно прикрепить бумажный лепесток к серединке при помощи пластилина). Ребята , а как мы будем подбирать лепесточки? Здорово! Тогда начинайте! Какие необычные цветы у вас получились! Игра «Разноцветные лепесточки» В.: Медвежонок, посмотри, какие ребята тебе сделали цветочки. Он хочет каждому из вас сказать что-то на ушко. ( воспитатель подносит медвежонка к каждому ребенку). Кто хочет рассказать, что сказал ему медвежонок? Ну что, попрощаемся и отправимся дальше? Воспитатель обращает внимание на ворону. В.: Здравствуй, ворона, а ты отчего такая взволнованная? Что случилось? Ворона: У ежика любимый ковер порвался, а он ждет в гости ребят. Что делать? В.: Что же нам делать? Помощники снова готовы помогать. Это очень приятно! В.: Ребята, вот дырявый коврик ежика и заплатки разных форм. Что с этим делать? Тогда предлагаю каждому из вас взять по одной заплатке и найти ее место
Игра «Залатаем коврик» В .: Отлично, ежик будет очень рад, что вы ему помогли восстановить его любимый ковер. А вот и ежик. Ежик благодарит детей и предлагает поиграть с разноцветными флажками: выбрать флажок любого цвета и бегать с ним, пока играет музыка. А когда музыка остановится, спрятаться в домик (обруч) такого цвета, как и флажок. Игра «Найди свой домик» В.: Спасибо тебе, ежик за игру. А нам пора возвращаться в садик. Звучит музыка «Прогулка по лесу». В.: Кто помнит волшебные слова? Три-четыре… В.: Ну, вот мы в садике . Ребята, напомните, для чего мы с вами произносили волшебные слова в начале? Чего мы хотели? Что же у нас получилось? Ребята, я хочу вам сказать несколько слов: Маше, Славе и Милене за интересные идеи, Матвею и Артему за старательность, а Анечке за внимательность и т.д. Большое вам всем спасибо, мои дорогие помощники!
Цель: развитие способности принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения. Задачи: р азвитие эмоциональной активности, сопереживания; р азвитие воображения и творческой активности; Закрепление представлений о геометрических формах ( ), р азмерах (большой, маленький), количестве (один, много), свойствах (дикие, домашние, красный, желтый, синий цвет) некоторых объектах окружающего мира; создание условий для реализации самостоятельной музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности организации образовательной деятельности в процессе реализации ФГОС в первой младшей группе ДОУ"
Выступление на педсовете...
"Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, ...
«Организация игровой деятельности в свете реализации ФГОС ДО»
Итоговая работа на тему: «Поликлиника» /старшие дошкольники/...
Проектная деятельность как составляющая технологии «субъект - субъектного» взаимодействия Л.В.Свирской
Учитывая изменения в дошкольном образовании, можно сделать вывод о необходимости подбора и обновления современных образовательных технологий, способствующих достижению целевых ориентиров, определённых...
Выступление на педагогическом совете в ДОУ «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
На смену уходящей в прошлое, основной цели ДОУ: транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором...