Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения родного языка и культуры мордовского народа
методическая разработка

Зуева Наталия Викторовна

Этнокультурное воспитание дошкольников – один из важных  аспектов дошкольного образования. Основная идея этого процесса – приобщения детей к культуре, сохранению национальных традиций, обучение детей мордовскому языку.

Формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность . На самом деле, родной язык – хранилище мудрости и памяти

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения родного языка и культуры мордовского народа»

Этнокультурное воспитание дошкольников – один из важных  аспектов дошкольного образования. Основная идея этого процесса – приобщения детей к культуре, сохранению национальных традиций, обучение детей мордовскому языку.

Формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность . На самом деле, родной язык – хранилище мудрости и памяти. Язык всегда передается по наследству, поэтому роль семьи особенно велика. Именно в семье закладываются основы владения родным языком. Ребенок должен знать свой национальный язык культуру и традиции в семье . Именно в семье детям впервые сообщаются сведения об окружающем мире, учат пользоваться различными предметами и приобщают к народным традициям и национальной культуре. Очень важно выработать у обучающихся и их родителей бережное отношение к родному языку, показать важность его знания. Это очень важно не только для детей коренной национальности, но и для русских детей, живущих в культурном пространстве мордовской республики. Желание сохранять и развивать родной язык должно быть у каждого: как у педагога, так и у родителей.

Современное поколение должно сохранить родной язык как непрерывную нить, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. Только взаимодействие семьи  и детского сада может стать важнейшим фактором развития интереса к изучению родного языка культуры, традиции родного народа

Поэтому  проведя опрос родителей, в МБДОУ «Детский  сад «Радуга»комбинированного вида структурное подразделение «Детский сад 10 комбинированного вида» в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг был создан кружок по изучению мокшанского языка и сохранение культуры мордовского народа. Двумя авторам  была разработана дополнительная туристско-краеведческая программа «Панчфу руця» .

 Направленность :программы–туристско-краеведческая.

Актуальность программы:

 Развитие языковых способностей у детей воспитывает чувства принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу.

Программа «Панчфу руця»пробуждает у ребенка интерес к культуре мордовского народа, стремления к общению на одном из мордовских языков, посредством изучения достопримечательностей г. Рузаевка Республики Мордовия

 Новизна программы:

Новизна образовательной программы «Панчфуруця» в том, что занятия проходят в очных путешествиях, экскурсиях и прогулках по «картам-схемам». Результатом продуктивной деятельности является оформление альбома о малой родине «Путешествие по городу».Участие родителей  в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в мероприятиях, проводимых в творческом объединении.

Педагогическаяцелесообразность

Общение с детьми организуется на мордовском (мокша) языке в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию о себе, о достопримечательностях г.Рузаевка, о природных явлениях, животных, природе и др. Таким образом, дети слышат живую речь педагога и соотносят её с реальными предметами, действиями, тем самым изучение мордовского языка проходит более успешно.

 Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; Формы и режим занятий

Основные формы работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов; мини-путешествия, экскурсии. План многоплановый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры, языка мордовского народа.

Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательной, творческой) вызывает активность и заинтересованность.

Целью программы является пробуждение интереса у детей к мордовской культуре и мордовскому языку и развитие стремления общаться на этом языке. Реализация данной программы предполагает обучение детей мокшанскому языку, получение новых знаний об истории и культуре мордовского народа, знакомство с мордовским декоративно-прикладным творчеством и фольклором. Она ориентирована на воспитание детей в традициях мордовской культуры. Работа кружка рассчитана на два год. Его посещают дети 5-7 лет, разных национальностей, исходя из желания родителей и самих детей. Кружок функционирует с сентебря по май. Подача материала построена на основе тематического недельного планирования.. К каждому разделу подобран речевой материал. Есть картинный словарь мордовского языка. Также я сама составляю на каждое занятие презентации по теме занятия. Много материала ля составления презентаций я беру в группе в социальных сетях .Мордовские сказки, рассказы, стихотворения открывают ребенку мир человеческих отношений, дают прекрасные образцы литературного языка: сказки раскрывают образность и выразительность зыка, юмор в родной речи. В нашем детском саду большое внимание уделяется к культуре республики. Совместно с педагогами нашего сада был создан мини-музей, где собраны предметы быта мордовского края. В каждой группе созданы уголки посвященные быту и культуре мордовского народа, где размещены различные пособия по данной теме. Каждый год мы проводим тематические мероприятия, где разучиваем вместе с детьми мордовские танцы и песни

 В ходе каждой беседы дается несколько названий используемых в быту предметов и деталей одежды на национальном языке. Независимо от темы, все занятия обязательно включают фольклорные тексты: мордовские народные пословицы, поговорки, отрывки из сказок, пестушки, колядки, мордовские песни. Использование музейных экспонатов помогают в подготовке самых значимых мероприятий. Провожу серии уроков-путешествий, посвященных мордовскому народу, нашему району, экскурсии,, фольклорные праздники. На этих мероприятиях дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях – наших земляках. У них впервые, может быть, возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанникибудутзнать:

 - о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест;

- о географическом, культурном и природно- экономическом своеобразии района;

- традиции малой родины, культуру мордовского народа, особенности быта, национальной одежды.

- о творчестве некоторых знаменитых горожан;

Воспитанникибудутуметь:

- ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, республику, родной город;

-воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;

- говорить по-мокшански в пределах доступной детям данного возраста тематики, словаря, грамматических форм и синтаксических конструкций (предложений);

- владеть несложными образцами связной речи.

В процессе реализации программы используются различные формы контроля знаний, умений и навыков: Оформление альбома, защита презентаций,  экскурсии.

Проведение итоговой аттестации предусматривает презентация альбома «Путешествие по городу» - 1 год обучения;

Презентация  путеводителя «Достопримечательности г. Рузаевка» - 2 год обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Взаимодействие семьи и детского сада по вопросу патриотического воспитания детей.»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формирова...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОПРОСАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Наверняка каждый взрослый человек когда-нибудь задумывался о том «Что является составляющим компонентом для успешной жизнедеятельности человека?». Ведь все Мы желаем себе, и особенно своим...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания

Нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и х...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

   Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждени...