Технологическая карта мероприятия для педагогов дошкольного образования по теме: «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности»
план-конспект занятия по окружающему миру
Технологическая карта мероприятия для педагогов дошкольного образования по теме: «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologichecheskaya_karta.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта для педагогов дошкольного образования по теме: «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности»
ФИО педагога | Иванова Анжелика Сергеевна | |||||||
Участники | Педагоги, специалисты дошкольного образования | |||||||
Форма проведения, количество | Квест- игра | |||||||
Тема мероприятия | «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности» | |||||||
Используемые технологии и методики | Презентация, Задания №1. Исправь ошибку в определении. Задание №2. Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС. Задание № 3. Какие виды деятельности позволяют реализовать содержание образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников? Изготовление лэпбука «Юный исследователь» Задание №4 Придумайте опыт из предложенного материала | |||||||
Цель мероприятия | Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно-исследовательской деятельности | |||||||
Подготовительная работа: жетоны для жеребьевки, таблички с названиями станций, маршрутные листы, 2 конверта (желтого и зеленого цвета) с заданиями, карточки-буквы (знаю, опыт, пособие по изготовлению лэпбука (клей, ножницы, карточки и т. п, различный материал для проведения опыта). | ||||||||
Развитие профессиональной компетентности педагога | ||||||||
Когнитивный компонент | Деятельностный компонент | Рефлексивный компонент | ||||||
Наличие теоретических знаний в области познавательно-исследовательской деятельности | Владение методикой развития познавательно-исследовательских умений детей в процессе экспериментирования | Педагог систематически проводит рефлексивный анализ и оценку своей профессиональной деятельности для определения новых направлений в организации эффективного взаимодействия с детьми | ||||||
Список используемой литературы | ||||||||
Структура педагогического мероприятия | ||||||||
Этапы мероприятия | Действия | Формы/приемы/ ресурс | ||||||
Организационный этап | ||||||||
Входя в зал, педагоги берут фишки и садятся за тот стол, на котором такого же цвета фишка. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на квест- игре по теме «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности» Невозможно представить наше общество без такой необходимой профессии, как воспитатель детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладываются моральные принципы и взгляды, основы жизненной позиции, формируется характер ребенка. Поэтому воспитатель должен быть мудрым и добрым, грамотным специалистом, для которого воспитание детей не просто профессия, но и призвание. Хочется нашу сегодняшнюю встречу начать со слов Конфуция: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. | ||||||||
Обучающий этап | ||||||||
Теоретическая часть: | Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр: То, что мы слышим, - 10 %. То, что мы видим, - 50 %. То, что мы делаем сами, - 90 %. Поэтому предлагаю вам поучаствовать в квесте «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности». Вам необходимо пройти все станции, согласно маршрутного листа, если на станции есть команда, другая по прибытию на нее, не может выполнять задание, а перемещается на следующую станцию. Все станции расположены в музыкальном зале, каждая станция обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания и найти клад. За каждое пройденное испытание каждая команда получает по одной букве. По завершению квеста, обе команды собирают из данных букв слово, без которых не мыслимы ни теория, ни практика. Время прохождения квеста - 45 минут. За опоздание начисляются штрафные очки. Для определения результатов игры и выявления сильнейших представляю состав жюри: Игра эта командная, поэтому, у нас есть 2 команды за разными столами и перед тем как нам начать квест, нужно размяться. Разминка: в этом конкурсе нужно проявить эрудицию, смекалку и сообразительность, быть внимательным.
-Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? – репа -Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варятся 6 яиц? -24 минуты -Какое существо может прыгать на расстояние, в 100 раз больше собственной длины? – лягушка -По чему греки в 5 веке в сандалиях ходили? – по земле
-Как называется птица, у которой самый большой нос, а клюв как сачок. - пеликан -Какое живое существо может взять груз почти в 100 раз больше себя? – муравей -Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. – приключения Чиполлино -Вопрос на сообразительность. Что станет с красным шелковым платком, если его опустить на дно Черного моря? – намокнет | Презентация Разминка | ||||||
Практикум | Первое задание, командам необходимо в течение 3 минут придумать название и представить себя. Команды представляют свои визитки, затем им раздаются маршрутные листы, определяется время старта и финиша. станция «Умная голова» - буква «О», «З» Командам предлагается 3 задания из области «Познавательное развитие»: Задание №1. Исправь ошибку в определении Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной …………..в результате которой формируется личностный опыт ребенка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании Ответ: (деятельности) Задание №2. Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС? - Формирование элементарных математических представлений. - Развитие познавательно-исследовательской деятельности. - Ознакомление с предметным окружением. - Ознакомление с космосом - Ознакомление с социальным миром. - Ознакомление с миром природы. Ответ: Ознакомление с космосом. Задание № 3. Какие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства (образовательная область «Познавательное развитие)? Ответ:
станция «Угадайкино» - буква «!», «!» Командам предлагается разгадать кроссворд, в котором встречаются слова, имеющие отношение к познавательно-исследовательской деятельности. По горизонтали: 1. Один из этапов исследования. 2. …. развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. (Познавательное) 3. Одна из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольников. (экспериментирование) 4. Научное предположение, выдвигается для объяснения каких-нибудь явлений. (гипотеза) 5. Основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза. (опыт) По вертикали: 1. Качество ребенка, которое характеризует его как стремящегося получать все новые и новые знания, умения и навыки. (любознательный) 2. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является? (экспериментирование) 3. Способность человеческого мышления к критическому самоанализу. (рефлексия) 4. Умозаключение. (вывод) 5. Бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но многим живым существам. (любопытство) станция «Будь внимателен» - буква «Т», «А» Командам предлагается 2 задания для размышления. Задание № 1. Какому возрасту соответствует опыт? 1. Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти (2-3- года) 2. Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет (5-6 лет) 3. Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. (3-4 года) 4. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? (4-5 лет) Задание № 2. Педагогическая ситуация Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию. Находясь на прогулке, пятилетняя Маша увидела красивую бабочку. Мама не знает, как она называется. (Как ответить дочке? Обсуждение.) Как, по Вашему мнению, отвечать на вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? ___ Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? ___ Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? ___ Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. станция «Очумелые ручки» - буква «Ы», «Н» Командам предлагается изготовить лэпбук «Юный исследователь». станция «Лабораторская» - буква «П», «Ю» Эксперимент рождается не просто: Порой – с наивного вопроса. Порой – со странного ответа. Он долго зреет в тайне где-то Когда сомнений нет уж боле – Он вырывается на волю, Нам отдаёт себя на милость: Смотрите! Что-то получилось. Посмотрим, что же получится у нас? Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей и поэкспериментировать. Задание № 1. Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте (1-2 минуты) (педагогам предлагаются различные материалы). | Практическая деятельность педагогов Задание №1. Исправь ошибку в определении Задание №2. Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС? Задание № 3. Какие виды деятельности позволяют реализовать содержание образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников? Изготовление лэпбука «Юный исследователь» Задание Придумайте опыт из предложенного материала | ||||||
Заключительный этап | ||||||||
Рефлексия | Осталось составить из полученных букв слова. Что у вас получилось? Какой клад вы сегодня нашли? Наградой для всех участников игры стало получение знаний, которые педагоги могут применить на практике. «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать.» Антуан де Сент-Экзюпери. Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё знать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель. Ведущий. Прошу наше жюри подвести итоги игры. Пока жюри подводит итоги применим имеющиеся вами знания. Творческое задание для педагогов Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях. Незнайка, Винни- пух, Карлсон, Нильс, Алиса. Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским? Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок. Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером. Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений. Нильс - поведение исследовательское, постоянно находится в поиске гнома, чтобы узнать тайну его заклятия. Алиса - её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное. Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает? Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает. Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения? В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья. Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения? Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность. Подведение итогов, награждение. А закончить нашу квест-игру я бы хотела Притчей «Счастье». Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Что имел ввиду бог, оставив кусочек глины? (ответы) Все в наших руках: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога размышляйте и хоть криво, да сами», Готхольд Эфраим Лессинг. | Подведение итогов по квест игре Отзыв педагогов о квест игре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной интегрированной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты воздушного шарика» ( познавательно-исследовательская деятельность)
Цель:Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность. Задачи: Образователь...
Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно...
Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..
Технологическая карта мероприятия НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа) на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Семинар для педагогов «Игровая деятельность с детьми дошкольного возраста»
Цель: Формирование навыков руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по теме «Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность» Дизайн-премьера. «Шедевры руками малышей»
Дошкольникам можно предложить вариант украшения столовых тарелок (одноразовые тарелочки). Которые послужат отличным подарком. Использовать такие тарелочки для приёма пищи нельзя....
Квест-игра для педагогов ДОУ "Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности"
Квест-игра для педагогов ДОУ "Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности"...
Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»
Квест- игра для педагогов "Теория и практика позновательно-исследовательской деятельности"....