Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию.
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для педагогов ДОУ по самообразованию
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Назовем мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая . Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Изменения мира.
• Конкуренция .Родители являются заказчиками и имеют право выбирать воспитателя, который будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. В садах ведется персонифицированный учет достижений педагога. И чем больше достижений , тем больше материальное поощрение.
• Интерес. Учиться всегда интересно .Познавая новое , мы развиваем себя.
Источники получения информации :
- Газеты, журналы.
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
- Интернет.
- Видео, аудио информация на различных носителях.
- Платные курсы.
- Семинары и конференции.
- Мастер-классы.
- Мероприятия по обмену опытом.
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
- Курсы повышения квалификации.
- Телевидение.
Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.
Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
Этапы работы по самообразованию:
1.Подготовительный этап
-Выбор темы.
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Работа с интернет ресурсами.
- Знакомство с работами других педагогов.
2. Практический этап.
- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
- Разработка конспектов НОД.
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
- Подготовить консультации по теме.
- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.
- Разработать проект.
- Разработать опросники для диагностирования детей.
- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
- Создать собственные методические пособия, атрибуты.
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
- Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, методических часах по представлению опыта.
- Открытые просмотры.
- Мастер – классы.
- Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.
- Консультации для педагогов по теме самообразования.
- Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ, методических пособий.
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).
- Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
- Определение направления для дальнейшего самообразования.
Самообразование помогает:
-пополнить и конкретизировать свои знания.
- осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
- пополнить копилку своих знаний.
- найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями.
- овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
- развить в себе потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний.
- формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс.
- раскрыть творческий потенциал.
Список используемой литературы:
- Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.
- Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.
3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-74893-1360169264.jpg)
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682725-1444300657.jpg)
Методические рекомендации для педагогов ДОО по самообразованию
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/13/picture-986093-1513174141.jpg)
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-1251768-1590261498.jpg)
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-123312-1350304063.jpg)
Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/18/picture-792053-1463594309.jpg)
Программа «Сказочная гимнастика с элементами йоги» во второй младшей группе по методической разработке Е.Б. Болсуновой «Методические рекомендации для педагогов и родителей, Сказки о кролике Пики и его друзьях, 3-4 года»
Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей....