Методические рекомендации для педагогов ДОО по самообразованию
презентация
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Для педагогов и воспитателей ДОО самообразование должно стать потребностью. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_samoobrazovaniyu_pedagogov_dou.pptx | 145.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я чувствую себя вправе сказать : да здравствует самообразование во всех областях !.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами , побуждаемые собственной страстью . Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами …» К.И . Чуковский
Наука , техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы : О бучение на курсах (один раз в три года ) II. Самообразование III. Участие в методической работе детского сада, города, района
САМООБРАЗОВАНИЕ – это процесс осознанной самостоятельной познавательной деятельности. Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствую своё профессиональное мастерство.
Источники знаний литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); видео-, аудиоинформация на различных носителях; курсы, семинары и конференции; дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом; проведение исследовательской, поисковой деятельности; участие в олимпиадах, проектах; посещение театров, выставок, музеев, концертов; изучение информационно-компьютерных технологий; включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
Формы самообразования Индивидуальная В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Основными принципами самообразования являются: Непрерывность . Целенаправленность. Интегративность . Единство общей и профессиональной культуры. Взаимосвязь и преемственность. Доступность. Опережающий характер. Перманентность перехода от низкой ступени к высшей. Вариативность.
Составляющие потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию : Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации . Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие . Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики ).
Конкуренция . Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком . Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно. Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Интерес . Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам !» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
Технология организации самообразования педагогов 1 этап – УСТАНОВОЧНЫЙ: - предусматривает создание определённого настроя на самостоятельную работу; - выбор цели работы, исходя из научно- методической темы (проблемы) ДОУ; - формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – ОБУЧАЮЩИЙ: - педагог знакомится с психолого - педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. 3 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ: - происходит накопление педагогических фактов , их отбор и анализ; - проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ НАКОПЛЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОВ: - на данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; - творческие отчёты о ходе самообразования на заседаниях МО; -посещение с обсуждением открытых мероприятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – ИТОГОВО-КОНТРОЛЬНЫЙ: - на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведённой работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют её в планах методического объединения ДОУ (в годовом плане работы ДОУ). Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы , выработке новых педагогических приёмов и методик или созданию научных работ.
Личный план работы Название темы . Цели. Задачи. Предполагаемый результат. Этапы работы. Сроки выполнения каждого этапа. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой. Способ демонстрации результата проделанной работе.
Результаты работы Подготовка статей, докладов, сценариев. Участие в научно-практических и Интернет - конференциях, педагогических фестивалях. Разработка новых организационных форм, методов работы. Подготовка авторской парциальной программы. Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы. Разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия). Пакет стандартного календарного планирования по теме или группе тем.
Составление терминологического словаря по предметной теме. Создание банка данных игр, загадок, стихов. Разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления). Проекта организации и занятий кружковой работы. Базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования. Конспектов занятий с применением информационных технологий. Бланков и образцов документов для педагогической деятельности (грамоты, анкеты, планы). Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы согласно программе.
Если самообразование, то… ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию.
Этапы работы по саммобразованию....
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...
Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...
Программа «Сказочная гимнастика с элементами йоги» во второй младшей группе по методической разработке Е.Б. Болсуновой «Методические рекомендации для педагогов и родителей, Сказки о кролике Пики и его друзьях, 3-4 года»
Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей....