Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия»
консультация на тему

ЦЕЛЬ ДАННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ : ПОКЗАТЬ ПЕДАГОГАМ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КОМПЛЕКСНЫХ  И ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия»

Интегрированные и комплексные занятия

 в детском саду. (сходство и отличие)

 выступление на РМО №3 старших воспитателей

 Слайд 1

 Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

 Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры это «математика» и т. д.

 Интегрированные и комплексные занятия: общие черты

 Слайд 2

 Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение

 Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

 Слайд 2

 Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

 работы.

 Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

 Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

 Слайд 2

 Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

 Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

 Слайд 2

 Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее? "; музыкальная исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал? », счетная деятельность "Чего в лесу больше? " и т. п.

 Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное) ; художественная научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т. п.

 По этой же теме "Цыпленок" на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

 - беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я? » (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т. п.) ;

 - составление рассказа «Почему цыпленок пищит? » (можно использовать картинку)

 - выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет? » (на установление логической последовательности событий - необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор) ;

 - дидактическая игра «Кто с кем дружит? » или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)

 - решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня? » и т. п.) ;

 - конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей

 - доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

 В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

 Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

 Слайд 2

 Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий

 Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

 Слайд 3

 Общие рекомендации:

 Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

 При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :

 - выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;

 - выявить связи между подобными элементами знаний;

 - изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;

 - учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;

 - планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

 - смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

 - выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.) .

 Слайд 5

 Потребность

 Слайд 6 Педагогические возможности

 формирование в единстве знаний и умений;

 • коммуникативность умений;

 • повышение интереса к учению;

 • снятие напряженности, страха, неуверенности.

 Сдайд 7 Требования к структуре занятий

 Слайд 8 темы интегрированных занятий

 1. Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников, профессий

 2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов:

 (лес: совокупность животных, растений, отдых;

 море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;)

 На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

 Интеллектуальная карта структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство)

 Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема) .

 Например, для интегрированного занятия "Море" основным понятием, которое расположено в центре, будет "море". От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды

 Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми:

 >"Вода источник жизни"

 >"Время в природе"

 Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием:

 "Разнообразие листьев".

 Познавательная деятельность анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга, группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы, физическая деятельность подвижная игра "Дневные и ночные растения", речевая игра составление рассказа-предупреждения "Осторожно! Растения-хищники! " (или лекарственные растения и т. п., художественная деятельность аппликация "Ноябрь" (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев) .

 "Елка".

 Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое, анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев ("Родственники елки", создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки ("Танграм", "Пифагор", рассуждения на тему "Почему грустят елки после праздников"? (экологическое воспитание) .

 Сдайд 9 Преимущества

 • способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;

 • расширяют кругозор;

 • основываются на нахождении новых связей между фактами;

 • эмоционально развивают детей.

 Слайд 10 Трудности проведения

 • сложность отбора материала;

 • подробное структурирование занятия;

 • проблема личной совместимости педагогов;

 • общий подход к оценке знаний и умений детей;

 • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

 ст. воспитатель МДОУ детский сад «Светлячок» МальцеваМ. Б

 2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка и проведение интегрированных и комплексных занятий в детском саду.

В работе рассматриваются понятия интегрированных и комплексных занятий . Показаны разница между ними и даны рекомендации по подготовке и проведению....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСУЛЬТАЦИИ "КОМПЛЕКСНЫЕ И ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ -СХОДСТВО И ОТЛИЧИЯ"

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОГАЕТ ПОЛНЕЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ КОНСУЛЬТАЦИИ...

Интегрированные и комплексные занятия в детском саду. В чем отличие?

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении...

Консультация для воспитателей ДОУ "Особенности комплексных и интегрированных занятий в детском саду"

Консультация для педагогов ДОУ "Особенности комплексных и интегрированных занятий в детском саду"...

Консультация для воспитателей "Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников"

Одним из принципов, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования является принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержа...

Обобщение опыта работы: «Интегрированная и комплексная НОД: сходство и отличия»

Одним из направлений методического обновления дошкольного образования является  проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнеде...