Обобщение опыта работы: «Интегрированная и комплексная НОД: сходство и отличия»
методическая разработка
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompl_i_integr_nod.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колокольчик»
Обобщение опыта работы:
«Интегрированная и комплексная НОД: сходство и отличия»
Составила: Попова Людмила Николаевна,
Музыкальный руководитель.
г. Камень – на - Оби
2018 год
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно.
Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения - это «ознакомление с окружающим миром», числа и геометрические фигуры - это «математика».
В литературе часто комплексное занятие подменяется интегрированным, и наоборот.
Интегрированные и комплексные занятия: общие черты.
Целью интегрированных и комплексных занятий является разностороннее изучение объекта (предмета или явления) , осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Комплексная и интегрированная НОД обязательно является тематической, в ней избранная тема или ключевое понятие является основным для объединения заданий из разных видов деятельности. Содержание обоих занятий концентрируется вокруг одной темы.
Комплексная и интегрированная НОД опирается на междисциплинарные ( межпредметные ) связи.
- Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
- Во время их проведения обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной)
Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий:
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.
Так, например, при проведении мной комплексного занятия с названием «К ёжику в осенний лес» ёжик был представлен как основной персонаж. Детям предлагались задания с разными видами деятельности:
- Познавательная (беседа Ёжика с Медвежонком на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу);
2. Физическая (физкультминутка «Вот идёт колючий ёж», музыкальная игра "Кто быстрее ");
3. Художественно – эстетическая (исполнение песенок «Маленький ёжик», «Осень золотая», танца «Лесные зверята». На занятии была использована имитация звуков лесной природы).
4. Речевая (прочтение стихов и скороговорок на осеннюю тему)
Каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности:
Познавательная – формирование у воспитанников определённых знаний по заданной теме;
Физическая - совершенствование ритмичности, моторики, гибкости и пластичности движений;
Художественно – эстетическая - развитие творческой активности, музыкальных способностей детей.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение. Содержание интегрированного занятия отличается от комплексного тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
На интегрированном занятии по теме «Зимние радости» мной были предложены следующие задания:
1. Беседа на актуализацию знаний о зимних изменениях в природе, дидактическая игра «Зимние месяцы », музыкальная игра «Ветерок»
2. Исполнение песни «Налетели белые метели», танца «Зима – красавица», танцевальной импровизации «Русские зимы», импровизация на шумовых музыкальных инструментах
3. Использование на занятии слайдов с изображением картин русских художников.
4. Прочтение стихов о зимней природе.
5. Театрализованные интермедии Скомороха.
В данных заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть тему с разных сторон, раскрыть её основные свойства и особенности.
Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме « Зимние радости», имеют возможность узнать что-то новое, необычное, интересное.
Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы создаём у детей целостные знания по нашей теме.
Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой – то определённый багаж представлений о зимней природе.
Планирование занятия предполагает конструирование материала определённым образом, с построением чёткой и продуманной схемы. Берётся ключевое понятие «зима», а другие понятия уже будут связаны с ним логически (зимний лес, пушистый снег, колючий ветерок, лыжи и санки и. т. д). При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщённым, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определённой теме.
Вот ещё одно важное свойство интегрированного занятия: виды деятельности детей на таком занятии нельзя строго разделять, они будут плавно перетекать одна в другую. Можно организовать познавательную деятельность воспитанников таким образом, что дети сами будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать зимние явления природы
«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии один вид деятельности сменяет другой, и этот переход ощутим. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждая из прослоек остаётся отдельной». (Н. Гавриш)
Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания. Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.
При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:
- Выделить в программе из каждой образовательной области подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
- Выявить связи между подобными элементами знаний;
- Изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
- Учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
- Планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
- Смоделировать (анализ, отбор, проверка) содержание занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
7.Выявить оптимальную нагрузку детей (познавательная, физическая, речевая деятельности и др.) .
На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.
Интеллектуальная карта - структурно-логическая схема, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы. Вместе они складывают неразрывное единство.
Эти карты помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).
Преимущества интегрированной НОД перед комплексной.
Интегрированная НОД:
1.Способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
2. Расширяет кругозор;
3.Основывается на нахождении новых связей между фактами;
4.Эмоционально развивает детей.
Трудности проведения интегрированной НОД:
- сложность отбора материала;
- подробное структурирование занятия;
- общий подход к оценке знаний и умений детей;
- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия»
ЦЕЛЬ ДАННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ : ПОКЗАТЬ ПЕДАГОГАМ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ КОМПЛЕКСНЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСУЛЬТАЦИИ "КОМПЛЕКСНЫЕ И ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ -СХОДСТВО И ОТЛИЧИЯ"
ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОГАЕТ ПОЛНЕЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ КОНСУЛЬТАЦИИ...
Статья на тему: "Определение страха и тревожности,сходства и отличия."
И в страхе,и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события,которое трудно прогнозировать и которо...
Презентация "Сходство и отличие"
Презентация "Сходство и отличие" предназначена для занятия с дошкольниками 3 - 4 лет....
АННОТАЦИЯ к электронным пособиям «Эвенки Якутии» и «Сходства и отличия тюркских народов – якутов, эвенков и чулымцев»
Электронные пособия «Эвенки Якутии»и «Сходства и отличия тюркских народов – якутов, эвенков и чулымцев»разработаны в формате PowerPoint в виде слайдовых пре...
Консультация для родителей " Возрастные кризисы 3 и 7 лет, сходства и отличия"
Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упря...