Реализация принципа интеграции в процессе развития детского изобразительного творчества
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Акимушкина Людмила Евгеньевна

В статье рассматривается развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста через принцип интеграции.

По материалам: "Единое образовательное  пространство как фактор  формирования и воспитания личности": материалы VII всероссийской студенческой конференции с международным участием, 18-19 апреля 2013 года. г. Рязань

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципа  интеграции  в процессе развития детского изобразительного творчества

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности.  Одним из видов деятельности, способствующих развитию творчества дошкольников, является изобразительная деятельность, так как она носит творческий характер. Отечественные психологи  и педагоги: Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.С. Запорожец, А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова,  и др., рассматривают творчество как самоценность  ребенка и его личностное качество; как деятельность  естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника.

Однако практический  аспект  развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым,  поскольку  стремительно меняются многие точки зрения относительно  психологических и художественных условий формирования способностей к творчеству, меняются  детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. Именно сегодня назрела необходимость   в осуществлении  интеллектуального и нравственно – эстетического  воспитания детей и развития их творчества  через новую форму образовательной деятельности.

Сегодня личностно-ориентированная педагогика предполагает возможность такой организации процесса обучения ребенка, при котором  образовательная деятельность  проводится в индивидуальном, свойственном ему темпе. Интеграция содержания дошкольного образования является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка. Интеграция содержания образования  предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности, сочиняя, фантазируя, раздумывая, познавая и экспериментируя.

Опираясь  на научно – исследовательские основы развития  детского изобразительного творчества, констатируем: что  детское изобразительное  творчество – это создание субъективного нового (значимого, прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка и т.д.). Оно проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью. При  анализе теоретических аспектов мы подошли к пониманию того, что на пути к самовыражению в творческой деятельности, дети должны не только рисовать, но  прежде накапливать впечатления, личный опыт, знания и умения, а также импровизировать и играть, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Таким образом, ребенок занимает позицию исследователя.

Некоторые теории интегрированного обучения  на основе внутривидовой интеграции, предусматривающие определенное чередование видов деятельности, отражены в работах З.А. Богатеевой, Н.А. Курочкиной, Т.И. Лазарь, Е.С. Рогалевой, Н.Б. Халезовой и другие. Актуальность разработок  исследователей очевидна: встает вопрос об использовании интегративного подхода к  развитию  у детей  дошкольного возраста изобразительного творчества, и организации интегрированной образовательной деятельности, как формы  непосредственной образовательной деятельности.  Потребность  выражена в следующем: во-первых, ребенок познает окружающий мир лишь через отдельные явления,  фрагменты, не представляя о целом многообразии и единстве; во-вторых,  образовательная  развивает  потенциал детей, побуждая к активному познанию, развивая логику, мышление; в-третьих, форма  проведения интересна, нестандартна, что позволяет  удерживать внимание дошкольников и достичь высокой результативности.

Интеграция  в изобразительной деятельности помогает каждому ребенку проявить свой интерес, замысел, выбрать техники и материалы, внести новизну и неповторимость в изображение. Таким образом, подход через интегрированную образовательную  деятельность позволяет оптимизировать художественное воспитание в детском саду, повысить креативность, улучшить создание детьми образов, проявляя инициативу и  самостоятельность.

При внедрении в жизнь ДОУ  принципа интеграции через образовательную деятельность необходимо помнить о ведущих принципах личностно – ориентированного  обучения, которые  способствуют не только развитию личности ребенка, но и изобразительному творчеству детей дошкольного  возраста (принцип индивидуальности, принцип творчества и успеха, принцип  выбора и т.д.).

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере может быть реализован  интегративный подход, является  художественная изобразительная деятельность. Вот почему данная  инновация в образовательной деятельности дошкольных  образовательных учреждений актуальна в наши дни, для доказательства ее целесообразности  была поставлена следующая цель: выявить  возможности интеграции для развития  изобразительного  творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Нами было проведено исследование на базе МБДОУ №6 «Колосок» г.Рыбное,  Рязанская область, где  были выявлены методы и приемы эффективного  развития изобразительного  творчества через принцип интеграции  (интегрированные блоки): интегрированную образовательную деятельность, экскурсии, чтение книг, рассматривание картин и иллюстраций, беседы, игровая мотивация и т.д. Для самостоятельного развития творчества старших дошкольников определена значимость деятельности с творческими заданиями,  свобода  выбора материала для выполнения замысла.

Таким образом,  можно сделать вывод, что обогащая опыт ребенка, посредством  оптимальных  педагогических условий, в понимании им  окружающего мира, мы способствуем развитию  детского  изобразительного творчества. И как актуально звучит сегодня  высказывание Аристотеля:  «Необходимо влиять на молодое  поколение искусствами трех родов: посредством красок и образов (подражая природе), посредством голоса и слова,  посредством  гармонии и ритма»

Мы с уверенностью  можем сказать, что принцип интеграции -  основа педагогики  XXI века, он – стержень качества образования, его обновления и эффективности  в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и  свободного пространства детства.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок»: Л. Е. Акимушкина

Научный руководитель: доцент   Ивкина Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Идеи для творческих работ. Выпускная работа слушателя курсов "Инновационные технологии развития детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС ДО"

В презентации собраны образцы творческих работ, выполненных по методике Погодиной С.В. Материал может быть полезен воспитателям ДОУ и учителям начальных классов как собрание идей для занятий ИЗО-деяте...

Роль игры в процессе развития навыков изобразительного творчества дошкольников

В статье рассматривается вопросы развития навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста....