Роль игры в процессе развития навыков изобразительного творчества дошкольников
статья по рисованию на тему
В статье рассматривается вопросы развития навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_protsesse_razvitiya_izobrazitelnogo_tvorchestva_doshkolnikov.docx | 45.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в процессе развития навыков изобразительного творчества дошкольников
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.
Проблема художественного развития личности ребенка дошкольного возраста была и остается в числе ведущих. Сегодня она решается с учётом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В этой связи обеспечение формирования интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста и гармоничное вхождение личности в общество (Закон РФ «Об образовании в РФ») находится в числе приоритетных задач дошкольного образования. Потому программы дошкольных образовательных учреждений ориентированы на организацию совместных видов деятельности детей и взрослых, способствующих развитию мышления, воображения, навыков детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития. Изменение всей системы образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, предлагает искать новые, более эффективные пcихологопедагогические подходы в работе с детьми. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
Проблема развития навыков детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Выготский отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Изобразительная деятельность глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, память, речь, воспитываются нравственные качества ребенка, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.
Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
В психолого-педагогической науке сложилось устойчивое представление о том, что основанием для развития личности является процесс деятельности. Именно в ней происходит творческое развитие ребенка дошкольного возраста. Разные виды деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная, музыкальная, театрализованная, трудовая - играют важную роль в становлении личности дошкольника.
Игровую деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника рассматривали Л.С. Выготский, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, С.А. Шмаков. Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка: в общении, стремлении к самостоятельности, к активному участию в жизни взрослых. Игра вызывает качественные изменения в психике детей и способствует их творческому развитию в дошкольном возрасте.
Наблюдения за детьми в образовательном процессе ДОУ позволили установить тот факт, что дети часто объединяют игру и изображение: играя рисуют и рисуя играют. Это свидетельствует о взаимопроникновении двух видов деятельности, что позволяет сделать вывод о возможности процесса их интеграции. Это возможно, если сюжет игры, ее основные структурные составляющие наполнены по содержанию элементами изобразительной деятельности. В процессе такой игры ребенок углубляет свои представления о языке изобразительного искусства, закрепляет знания и умения. В свою очередь, изобразительная деятельность может проходить в игровой форме и наполняться активным игровым действием. Такое взаимопроникновение и является интеграцией двух видов детской деятельности. Результатом интеграции выступает игровое изображение и изобразительная игра.
Игровое изображение представляет собой выполнение детьми какого-либо изображения в творческом акте рисования с использованием игровых действий. Здесь на первое место выходит процесс изображения, а результатом является рисунок. Игровая составляющая зависит от воображения воспитателя и ребенка и сообразуется с возможностью получения качественного результата в изображении. Ребенок учится эстетически откликаться на явления окружающей действительности и искусства.
Изобразительная игра - это специфическая деятельность, в которой осваиваются элементарные закономерности изображения в специально организованных игровых условиях. В процессе изобразительной игры ребенок активно использует собственный творческий продукт - рисунок, что позволяет увидеть ценность своих усилий, благодаря чему у дошкольника формируются система мотивов, позволяющих активно преобразовывать действительность.
В процессе интеграции двух видов деятельности возникает возможность активного освоения универсальных способностей личности (восприятия, воображения). Воздействие игровых приемов осуществляется, во-первых, через создание с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. Во-вторых, игровые приемы могут создавать мотивы конкретных действий изобразительной деятельности, (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям.
Во всех случаях игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности на занятии, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей - мыслительную, речевую, эмоциональную. Пробуждая воображение и чувства, игровые приемы обучения активизируют способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью - качества, характеризующие, по мнению Н.А. Ветлугиной, наличие творческого начала детской деятельности и активизирующие волевые усилия при достижении творческой цели. Изменение отношения к обучению способствуют лучшему освоению изобразительных умений, развитию творческих способностей детей.
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. — С. 67.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961
- Косьминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977
- Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. / Под ред. В.С. Кузина. М., 1974
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
- Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 73 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.
Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...
Использование Театрализованной игры как средство развития навыков общения у дошкольников с ТНР
На протяжении 5 лет для формирования у детей навыков общения мы используем театрализованные игры. Это позволяет сделать выводы о том, что у детей с ТНР наблюдаются различии в сформированности на...
Реализация принципа интеграции в процессе развития детского изобразительного творчества
В статье рассматривается развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста через принцип интеграции.По материалам: "Единое образовательное пространство как фактор формирова...
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Консультация для педагогов и родителей...
Рекомендация для родителей: Коммуникативные игры как средство развития навыков общения у дошкольников
На сегодняшний день для педагогов дошкольных образовательных учреждений важно донести до родителей информацию о значении общения дошкольников с окружающим миром и о возникающих проблемах, связанных с ...
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....