План работы по методическому сопровождению педагогов
проект по теме

Представлен план работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в  рамках формирования у детей патриотизма средствами музейной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_metodich_soprovozhd.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                             «Детский сад комбинированного вида № 82»                                                                                                                                                                      муниципального образования города Братска

       

  План работы по  методическому сопровождению педагогов в рамках формирования у детей патриотизма средствами музейной педагогики

Подготовили:

Бузмакова Е.С., зам.зав. по ВМР,                                                                                                                                                                                                          Банцова Е.В., старший воспитатель

       Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей, формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к историческому, культурному и этническому наследию. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. 
 В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем. Особенность  мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…). Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея,  созвучны с основными задачами современных комплексных программ

       Поэтому, целью методического сопровождения педагогов ДОУ мы поставили : создание системы работы по развитию  у детей познавательно-исследовательской деятельности через организацию мини-музеев

         Определены  задачи.

С педагогами:

  • Создать условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах музейной  педагогики, по созданию и организации мини-музеев.
  • Разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;  
  • Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении

С детьми:

  • Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Способствовать формированию интереса к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;
  • Содействовать воспитанию гражданственности.

С родителями:

  • Заинтересовать родителей в создании мини-музеев
  • Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

 Планирование работы строилось по следующим блокам:

  • Мотивационно-установочный блок – формирование понятийного аппарата и осознание актуальности данной проблемы
  • Методический блок  – апробация и дальнейшее применение педагогами инновационных технологий, методов и форм работы (проектная деятельность, экскурсии, репортажи, коллажи)
  • Организационно-деятельностный  блок– совместная деятельность в системе «педагог  - педагог – дети – родители -  социум»
  • Когнитивный  блок– сбор  и систематизация педагогами информационного материала

Реализация системы сопровождения предусматривает мониторинг деятельности для рефлексивно-оценочного анализа методической работы.

  Срок реализации плана:  август 2013 – май 2014 год

План работы по  методическому сопровождению педагогов в рамках формирования у детей патриотизма средствами музейной педагогики.

Этапы сопровождения, срок реализации,  задачи

Мероприятия

1.Мотивационно-установочный этап

 ( август-сентябрь 2013)

Задачи:

-Определить  уровень   осведомлённости педагогов о возможностях музейной педагогики как инструмента  патриотического воспитания дошкольников

-Уточнить знания основ теории обучения, воспитания и овладения музейной культурой, этикой коллективной исследовательской деятельности

Мониторинг. Цель: диагностика готовности педагогов осваивать музейную педагогику, выявление «носителя» передового педагогического опыта.

1.Анкетирование «Музейная педагогика в  патриотическом и духовно-нравственном  воспитания детей дошкольного возраста» (Приложение1)

2.Анкетирование «Моя система работы по патриотическому воспитанию» (Приложение2)

1. Организация в методическом кабинете тематических выставок печатных изданий, презентация новинок литературы по  музейной педагогике,  о родном крае

2.  Подбор методической литературы для педагогов с целью повышения компетентности по данной теме

4. Подбор информационных ресурсов для самообразования педагогов

5. Разработка диагностического материала, системы планирования.

6. Создание инициативной группы педагогов

7. Создание банка методических материалов

8. Составление картотеки книг, статей, журналов по созданию мини-музеев в ДОУ

2. Методический этап ( октябрь- ноябрь 2013)

Задачи:

-Рационально и целенаправленно использовать новые научные разработки и достижения педагогической практики по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс

1. Семинары:

1) « Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

           2) «Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ. Создание мини-музеев»

         3) «Музейная педагогика и эстетическое воспитание»

         4) «Патриотическое воспитание в системе музейной педагогики»

2. Практикум «Проектный метод в организации мини-музеев»

3. Консультации:

- «Работа с родителями по формированию основ патриотизма у детей средствами музейной педагогики»

4. Презентация «Дидактические игры для мини-музеев»

5. Разработка положения о создании мини-музеев.

6. Разработка педагогических проектов по созданию мини-музеев.

7.Защита педагогических проектов мини-музея

8. Самообразование педагогов.

Мониторинг. Цель: рефлексия, как результат овладения педагогом приёмами музейной педагогии

Тест  «Готовность педагога к работе по патриотическому воспитанию»( Приложение № 3)

3.Организационно-деятельностный этап (декабрь 2013 – март 2014)

Задачи:

-Анализировать деятельность коллег на основе современных научных идей и стандартов качества

 -Формировать потребность в непрерывном педагогическом самообразовании, профессиональном и личностном самосовершенствовании

 Работа с педагогами:

1. Тематический контроль: «Система работы  по патриотическому воспитанию дошкольников» (План тематического контроля Приложение №  4)

2. Заседание Совета педагогов « Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников»

3. Трансляция педагогического опыта: открытые показы педагогических мероприятий с детьми по патриотическому воспитанию с использованием средств музейной педагогики.

 

 Работа с детьми:

1. Диагностика знаний детей о музее

2. Посещение городских музеев с детьми

3. Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

4. Выбор направления по созданию мини-музея в группах ДОУ совместно с детьми.

5. Участие в создании мини – музея в группе, формирование коллекций

6. Составление картотеки описания экспонатов

7. Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей

8. Творческие работы детей (ИЗО, рукоделие)

Взаимодействие с родителями:

1. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание» (Приложение 5)

2. Общее родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»

3. Групповые родительские собрания «Роль музея в развитии познавательной активности детей»

4. Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.

5. Мотивирование родителей для организации совменстного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории Братска, Сибири

6. Организация совместной деятельности родителей по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ

4.Когнитивный этап ( апрель – май 2014 год)

Задачи:

1. Консультации воспитателей:

    1) «Формирование нравственных чувств, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников при ознакомлении с историей и культурой русского народа»

     2) «Народный календарь  и история возникновения праздников»

     3) «Воспитание любви к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами музейной педагогики»

2. Обмен опытом: «Фестиваль мини-музеев»

3. Оформление накопительной папки, содержащей материал из опыта работы педагогов по данной теме.

4.Презентация мини музеев на городском уровне

5.  Мастер-класс (из опыта работы педагога ДОУ): «Мир народной куклы»

6. Размещение методических материалов на сайте учреждения

Мониторинг. Цель: информационная компетентность педагогов 1.Самопроверка знаний (тесты, кроссворды)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для педагогов «Музейная педагогика в  патриотическом и духовно-нравственном  воспитания детей дошкольного возраста»

Уважаемые педагоги!

  С целью организации эффективной работы в ДОУ по патриотическому и духовно-нравственному  воспитанию детей дошкольного возраста  средствами музейной педагогики предлагаем ответить на вопросы данной анкеты

  1. Считаете ли вы создание мини-музеев эффективным средством патриотического воспитания дошкольников?
  • Считаю
  • Затрудняюсь ответить
  1. Какие возможности музейной педагогики  в формировании патриотических и духовно-нравственных представлений дошкольников вы видите?____________________________________________________
  2. В чём на ваш взгляд заключается эффективность системы работы в рамках музейной педагогики?
  • Обновление содержания (выбор программ и технологий);
  • Создание условий дя патриотического воспитания детей;
  • Использование музейной педагогики как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной с педагогами и самостоятельной деятельности детей;
  • Координация взаимодействия ДОУ с социумом (музеями и учреждениями культуры города);
  • (другое) ________________________________________________

  1. Какова цель музейно-педагогической работы в воспитании дошкольников?______________________________________________
  2. Какие задачи по музейной педагогике вы считаете наиболее значимыми в патриотическом воспитании дошкольников?
  • формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи.
  • Создание  условий для формирования первоначального опыта приобщения к природе родного края, учить ощущать ее красоту и близость ко всему живому, привлекая средства народной культуры.
  • Развитие активности, творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
  • Совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников.

  1. В чём, по вашему, заключается необходимость создания музеев и мини-музеев в детском саду? __________________________________________________________________________________________________
  2. В чём, на ваш взгляд, заключается эффективность работы педагога по патриотическому воспитанию средствами музейной педагогики?
  • Заинтересованное отношение педагога;
  • Определённый уровень подготовленности по данной теме;
  • Совместное посещение музеев с детьми;
  • Привлечение родителей к сотрудничеству:
  • (другое)________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

        ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для воспитателей.

«Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Вопрос

Да

нет

1

Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2

Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3

Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4

Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5

Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6

Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7

Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8

Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9

Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10

Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11

Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12

Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тестовые задания по  теме: «Готовность педагога к работе по патриотическому воспитанию»

Все задания имеют 5 вариантов ответа. Обведите кружком тот, который Вы считаете правильным.

  1. Патриот, это человек:

А) с ответственностью относится  к своей профессии

Б)  борется за чистоту атмосферы                                                                                                                                                                             В)  любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя  Родины.                                                                                  Г) сторонник борьбы за сохранность  исчезающих видов животных

Д)  исследует историю человечества

  1. Патриотизм включает в себя:                                                                                                                                                                                      А)усвоение норм морали и формирование коллективистского сознания;                                                                                                                              Б) гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к  историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

В) процесс общения взрослого с детьми

Г) процесс общения детей между собой;

Д)  процесс и результат общения педагогов и воспитанников ДОУ

  1. Уровни патриотизма:

А) начальный, основной, итоговый

Б) целевой, промежуточный, заключительный

В) обучающий, закрепляющий,

Г) биологический, психологический , социальный, духовный уровень

Д) первичный, вторичный

  1.  Что не является средством  патриотического воспитания:

А) окружающая среда,

Б) двигательная деятельность

В) фольклор

Г) практическая деятельность

Д) художественная литература и искусство

  1. Какие методы  не способствуют патриотическому   воспитанию дошкольников:

А)заучивание

Б) повышение познавательной активности; 

В) активизация словаря

Г)активизация  эмоционального восприятия  

Д) коррекция взаимоотношений

  1. Какой раздел не отражает содержание методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью:

А) формирование представлений о себе

Б) формирование представлений о своей семье

В) формирование представлений о своём городе

Г) формирование представлений о своей стране и труде взрослых

Д) формирование представлений о космосе и возможности жизни на других планетах

Ключ: 1-В;  2- Б; 3-Г;  4- Б; 5-А, В, Д; 6 - Д

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План тематического  контроля

«Система работы  по патриотическому воспитанию дошкольников »

Цель проверки:    выявить педагогические проблемы в процессе патриотического воспитания детей, определить уровень готовности педагогов к работе с воспитанниками и родителями в данном направлении

Разделы плана

Содержание

Методы

1.Обследование знаний  детей

1.1.Соответствие уровня знаний  детей  согласно ООП ДО

1.1.Анализ диагностических карт

1.2.Наблюдения за детьми на занятиях, в свободной деятельности, на прогулке.

2. Оценка профессионального мастерства  воспитателей

2.1.Знание программных задач и владение методикой работы по разделу «Ознакомление с окружающим».

2.2.Умение планировать и организовывать работу по патриотическому в-ю с детьми  в течение дня.

2.1.Анализ проведения занятий.

2.2.Анкетирование воспитателей.

3.Создание условий:

- в группе

3.1.Соответствие наглядно- дидактического материала, уголков краеведения в группах возрастным и индивидуальным особенностям детей.

3.2.Наличие методической литературы по патриотическому воспитанию

3.1.Анализ предметно - развивающей среды в группах, на участке.

 

4.Планирование работы

4.1.Соответствие перспективно- календарных планов возрасту и индивидуальным особенностям детей.

4.1.Проверка планов.

5. Работа с родителями по данной проблеме

5.1.Эффективность организации разнообразных форм работы с родителями

5.1.Анализ планов.

5.3.Анализ наглядной информации для родителей в группах

5.4.Опрос или анкетирование родителей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

 2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

 3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

 4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки  нашего города? Если не, то почему?

 

Спасибо за сотрудничество!        

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Литература:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей. // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения педагогов-психологов

Организация мероприятий по работе методического оъединения....

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальной задачей педагогических работников ДОО с момента введения ФГОС ДО стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом....

ПЛАН РАБОТЫ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ (ГМО) по внедрению технологии ТРИЗ на 2017-2018 учебный год

Тема работы ГМО: «Всестороннее развитие каждого ребёнка-дошкольника через внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДОУ»Цель: повышение профессиональной компетентности педа...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План самообразования "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетенции"

План самообразования "Совершенствование  эффективных форм работы методического сопровождения педагогов  в целях повышения уровня профессиональной компетенции"...

Индивидуальный план профессионального развития «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которое представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагог...