Выступление на педагогическом совете "Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования"
консультация
Тема: Образовательная область «Познание» по ФГОС в сравнении с ФГТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Обновление образовательного процесса в ДОУ
с учетом ФГОС дошкольного образования»
Тема: Образовательная область «Познание»
по ФГОС в сравнении с ФГТ.
Подготовила воспитатель
Королькевич Валентина Николаевна
Образовательная область «Познавательное развитие»
Позиции для сравнительного анализа | ФГТ | ФГОС | Рефлексия/ итог |
Терминология | Направление развития – познавательно-речевое; Образовательная область - Познание | Направление развития – познавательное развитие Образовательная область - Познавательное развитие | |
Цель |
|
| В ФГТ прописаны цели и задачи каждой образовательной области; В ФГОС цели и задачи носят общий характер |
Задачи |
| ||
Виды деятельности | Игровая; Коммуникативная; Трудовая; Познавательно-исследовательская; Продуктивная (конструктивная); Музыкально-художественная; Чтение художественной литературы Двигательная | Игровая; Коммуникативная; Двигательная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора; Музыкальная; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Конструирование. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: 2.7. Конкретное содержание образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – манипулирование с предметами и познавательно- исследовательские действия; В раннем возрасте (1 год-3 года) – экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) Для детей дошкольного возраста (3года-8лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. | ФГТ охватывали дошкольный возраста – от 3 до 7 лет. ФГОС рассчитан на возраст детей от 2 месяцев до 8 лет. Для каждого возрастного периода определен ведущий вид деятельности |
Результаты деятельности | Интегративные качества, которые он приобретает в результате освоения Программы: любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем). | Представлены в виде целевых ориентиров Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Результаты деятельности в ФГОС ориентированы на возраст Результат деятельности в ФГТ представлен промежуточными и итоговыми результатами освоения программы по завершении каждой возрастной группы, для подготовительной группы – только итоговый результат. В ФГОС результат деятельности представлен в виде целевых ориентиров, которые могут быть достигнуты, а могут и не быть достигнуты. Выделены два возрастных этапа, на которые рассчитаны целевые ориентиры (младенческий и ранний возраст; завершение дошкольного детства). В ФГТ результаты четко прописаны по образовательной области «Познание», по каждому ее направлению (ФЦКМ, ФЭМП, ПИПКД), в ФГОС нет конкретного ориентира по образовательной области «Познавательное развитие», «показатели» развития ребенка в данной области присутствуют в каждом из ориентиров. |
Мониторинг | 3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. | индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей При реализации программы может проводится оценка | Цель мониторинга в ФГТ и ФГОС разные. В ФГОС, в отличие от ФГТ четко определено, какая диагностика может проводиться и кто должен проводить педагогическую и психологическую диагностики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
Доклад заведующего на педагогическом совете...
Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования
Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...
статья «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»
Автором статьи «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования» освещены вопросы модернизации дошкольного образования, изменения деятельности ДОО в условиях вне...
«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»
Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...
Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования»
Представлены материалы для проведения педагогического совета...
Методическое объединение «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования».
Цель: Активизировать обмен информацией, практическими знаниями, опытом по обновлению содержания образовательного процесса. Содействовать развитию познавательных интересов, творческой...