Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса. Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного. Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: · педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; · родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей; · дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. Проект рассчитан на два года: Возрастная группа | Тема | Старшая группа (5-6 лет) | «Моя малая родина» | Подготовительная группа (6-7 лет) | «Россия – Родина моя» |
Цель проекта. Ориентация родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье. Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданской принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; помощь каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир. Задачи: 1. Расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках. 2. Развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять богатства города, страны. 3. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; формировать бережное отношение к природе и ко всему живому. 4. Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут: к родному дому, семье, улице, городу, стране. 5. Воспитывать уважение к труду кировчан, создающих красивый город. 6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Ожидаемые результаты: 1. Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Кирове и стране России в детских видах деятельности. 2. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки). 3. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных будущих граждан своего города, страны. Механизм отслеживания результатов: 1. Анализ детской деятельности (рассказы о городе, стране; рисунки, аппликация, сюжетно-ролевые игры на общественную тематику, дидактические игры). 2. Наблюдения за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; доброжелательные отношения со взрослыми, сверстниками; гуманное отношение к объектам природы). На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. Для этого использовались беседы индивидуального и подгруппового характера. В процессе совместного обсуждения с детьми и родителями был осуществлен выбор темы изучения города (страны) в соответствии с интересами и возможностями; совместно составлен план маршрута экскурсий; подобраны необходимые наглядные материалы: фотографии, иллюстрации, художественная литература, пословицы, поговорки о родном крае (стране). Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная деятельность, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Совместная деятельность проводилась с опорой на партнерскую позицию педагога при партнерской форме организации, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Необходимая дисциплина в ходе образовательной деятельности достигалась через создание системы интересов детей, в том числе и через выбор интересной и значимой для них тематики образовательного процесса. Для ознакомления детей с родным городом были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину. Это беседы: «Имя нашего города. Город раньше и теперь», «Улицы нашего города. Моя родная улица», «Какие памятники я видел в нашем городе», «Транспорт нашего города», «Что в нашем городе создано для детей (парки, театры, кинотеатры, спортзалы, бассейны)», «Родная природа», «Заводы, музеи, театры», «Мои выходные дни». Проводились совместные экскурсии и целевые прогулки в микрорайоне детского сада в магазины и аптеку, в школу №54, в парк Победы; семейные экскурсии в кукольный театр, в музеи города (по желанию детей и родителей), на центральные улицы и площади в выходные и праздничные дни. Большой интерес у детей вызвало составление макета города Кирова, в процессе которого они могли не только применить свои знания, но и приобрести опыт творческого взаимодействия со сверстниками. Чтение художественной литературы («Семь холмов над рекой» А.Лиханова; «Вятские жемчужины» (I и II части) Н. Дмитриева; «Мальчик из Уржума»; пословицы и поговорки), рассматривание буклетов, иллюстраций о городе Кирове способствовали эмоциональному восприятию информации. В конкурсе совместного рисунка «Моя любимая улица» приняли участие все семьи. Рисунки были яркими и эмоционально окрашенными. Победителям и всем участникам были вручены призы. Акции «Покормим птиц», «Украсим аллею детского сада цветами» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений. Укреплению детско-родительских отношений способствовали и различные досуги. На семейных вечерах «У нас в гостях жители города» побывали родители воспитанников: папы и дедушки – бывшие солдаты; мама-милиционер, мама-повар, мама-врач, мама-медсестра. Они рассказали о своем труде, а также о своем отношении к городу, любви к своей родине. Дидактические игры «Моя семья», «Составь генеалогическое древо», «Семейные реликвии», «Что в волшебном сундучке?», «Узнай по описанию», «Назови театр по афише», «Я знаю пять…(названий улиц; театров; парков; имен спортсменов и т.д.)», «Кто больше загадок отгадает», «Узнай по рисунку» способствовали развитию активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта», «Театр», «Путешествие по городу», «Магазин сувениров Кировских мастеров» и др. были длительными и интересными по содержанию. В процессе ознакомления детей с Россией, большое внимание уделялось воспитанию гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества. Цикл мероприятий познавательного блока включал следующую тематику «Никто не забыт, ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги на фронтах и в тылу». Используемый наглядный материал, собранный совместно с родителями, способствовал повышению степени осознанности предлагаемого материала. Родители и дети приняли активное участие в организации экспозиции мини-музея «Наши деды (прадеды) – славные победы». Совместными усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Они сражались за Родину», «Памятники героям», «Военная техника»; мини-библиотека «Рассказы, повести, стихи о ВОВ», собрана мини-коллекция «Музыка военных лет». Дети имели возможность не только самостоятельно почитать книги о героях, послушать любимые песни («Бравые солдаты», «Катюша», «День Победы» и др.), но поделиться своими впечатлениями, полюбоваться наградами, подержать их в руках. Очень трогательно прошел конкурс чтецов на тему «Этих дней не смолкнет слава». Дети с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины. По слезам некоторых детей было понятно, что прозвучавшие стихи тронули душу детей, не оставили холодным их сердце. Сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь» вызвали большой интерес, как у девочек, так и мальчиков. Итогом проекта послужило совместное написание книги «Я за мир на всей планете», состоявшей из детских рисунков и высказываний. Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях-тружениках. Полученные знания о городе Кирове и стране России дети отражали в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально-положительную окраску. Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять богатства города, страны проявлялось в добрых дела и поступках. Дети научились бережно относиться к природе и ко всему живому, к труду взрослых. С большим желанием принимали участие в озеленении территории детского сада, кормлении птиц зимой, в изготовлении сувениров и подарков. Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками. Надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь. |