Математика в детском саду-выступление на математическом форуме
статья по теме

Мастрова Любовь Витальевна

Данная работа была выполнена для выступления на математическом форуме Пестречинского муниципального района.Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, полочки Кьюзинера, счётные палочки, наглядные модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_dou.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Математика до школы.

 Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.  Математика для дошкольников – способ познания окружающего. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос.Большим тормозящим фактором является то, что некоторые воспитатели никак не могут отойти от той авторитарной системы организации занятий, которая преподносилась в традиционной программе Васильевой и вносят элементы инновационных программ, в большинстве своем содержащие завышенные  требования к детям.В результате такого подхода  дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к затруднениям других.
К тому же многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой").В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, полочки Кьюзинера, счётные палочки, наглядные модели.Следуя основным принципам программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», где сказано: «Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх», в своей педагогической практике наши воспитатели  используют математические развивающие игры, которые способствуют развитию у дошкольника мыслительной деятельности и приобщают к умственной деятельности.Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит.

        В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.Результат использования развивающих игр в математическом развитии дошкольника:

        -- развитие умственной деятельности, познавательного интереса, мыслительной активности;

        -- развитие логического мышления детей, памяти, сообразительности и смекалки;

        -- развитие творческого воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности;

        -- умение активно действовать в условиях простых проблемных ситуациях;

        -- умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;

        -- умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов.

 И если мы сегодня затрагиваем вопросы преемственности детского сада и школы, то одним из требований готовности ребёнка к школе  является  уровень развития мелкой моторики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Одной из форм работы детского сада являются дополнительные занятия в режимные моменты, где нашими воспитателями с большим успехом      применяются дидактические игры на развитие логического мышления и развитие мелкой моторики рук. Наши дети с восторгом рисуют, вырезают всевозможные фигуры и таким образом наша непосредственная образовательная деятельность плавно перетекает в свободную детскую деятельность, образуя единую систему образовательной деятельности.

Ведь только   работа в системе, которая охватывает все виды детской деятельности, совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

        Хоть мы уже в течение 4 лет  занимаемся по инновационной программе «Детство» , которая максимально приближена  к современным программам начальной школы, проблема преемственности детского сада и школы   так же остро стоит перед нами и происходит это потому, что сущность преемственности, следует  отметить,носит  двусторонний характер : с одной стороны, педагоги детского сада должны учитывать требования школы, с другой - педагоги школы могут использовать математические знания, приобретённые детьми в детском саду, и наиболее актуальные формы и методы работы на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.

Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы, а это значит, что   наши дети будут успешными в последующем обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду " выступление из опыта работы

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие малыша. Изображая предметы и явления ребенок познает их, у него формируются первые представления. Нетрадиционное рисование ...

Консультация для воспитателей "Технология проблемного обучения в детском саду" (выступление на РМО педагогов дошкольного образования)

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными техноло...

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду», выступление

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 08.04.2021г....

«Проектная деятельность в детском саду», выступление

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 21.01.2020г....

«Разновидности проектов в детском саду», выступление

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 13.10.2021г....