Консультация для воспитателей "Технология проблемного обучения в детском саду" (выступление на РМО педагогов дошкольного образования)
консультация

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Одной из них является технология проблемного обучения.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Давыдова Наталья Леонидовна,

музыкальный руководитель

 Галат  Марина Викторовна,

воспитатель

МБДОУ «Полтавский д/сад «Родничок»

"Технология проблемного обучения в детском саду"

Знания только тогда знания, когда они приобретаются

усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.

                                                               Л.Н.Толстой

Дошкольное образование теперь является составной частью системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги призваны развивать умения у детей к творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Одной из них является технология проблемного обучения, именно об этой технологии которую мы используем каждый день на практике мы вам сейчас коротко расскажем.

Технология проблемного обучения – организация продуктивной учебно-познавательной деятельности воспитанников по усвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения.

Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы; это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность воспитанников с усвоением ими готовых выводов науки.

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования , основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Задачи проблемного обучения:

-  развитие мышления (прежде всего творческого, или диалектического) и способностей воспитанников, их творческих умений;

- усвоение детьми знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; в результате этого знания характеризуются прочностью;

- воспитание активной творческой личности ребёнка, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для дошкольников.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы дошкольник не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность дошкольников;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации дошкольников;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

                Недостатки проблемного обучения:

1. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Этапы проблемного обучения:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

          Формы организации проблемного обучения:  

  1. Проблемный вопрос

Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. Вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

  1. Проблемная задача.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

  1. Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его новый способ объяснения или действия. Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема — поиск способов ее решения — решение проблемы. Полученное новое знание становится продуктом собственной интеллектуальной деятельности. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Проблемная ситуация которую,  мы создаем каждый день сами того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

         Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов:

 - он подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

 - сталкивает противоречия практической деятельности;

 - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

 - предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает воспитанников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять

факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

- ставит проблемные задачи.

Проблемная ситуация №1, металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Методы проблемного обучения:

В целом можно говорить о  шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала воспитателем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности воспитанников:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

Метод монологического изложения.

При монологическом методе педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает дошкольникам готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации. Форма изложения материала - рассказ.

Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант - создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант - излагать тему педагог пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма изложения - беседа .

Метод диалогического изложения.                               

Представляет диалог педагога с коллективом детей. Педагог  в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью детей, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности дошкольников присуще сочетание репродуктивного и частично- поискового методов обучения. Основные формы  - поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не воспитателем, при участии воспитанников, а самими воспитанниками под руководством и с помощью воспитателя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решения проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется педагогом путем постановки перед дошкольниками теоретических и практических исследовательских заданий,  имеющих высокий уровень проблемности. Ребёнок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий.

Это метод, при котором ребёнок с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Подводя итог нашего выступления, можно сделать выводы, что технология проблемного  обучения способствует  развитию:
        1. умственных способностей дошкольников(возникающие затруднения заставляют задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
        2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, 
формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
        3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).    

    Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя. Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

 Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего, он додумается сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

Презентация к консультации «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учи...

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание в детском саду в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

В данной консультации педагоги знакомятся с актуальностью и новизной проблемы трудового воспитания в соответствии с ФГОС дошкольного воспитания, с тем, что трудовое воспитание формирует черты коллекти...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...