Развитие института дошкольного образования в социализации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет
материал по теме

Демянчук Светлана Леонидовна

Иследование проблемы разрыва процесса социализации детей в возрасте с 1,5 до 3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие института дошкольного образования в социализации личности детей в возрасте от 1,5 до 3 лет»

Демянчук Светлана Леонидовна

старший воспитатель

 МБДОУ Детский сад № 147

г. Архангельск

Обращение к этой теме обусловлено ее актуальностью для деятельности дошкольных учреждений, об их роли в процессе социализации детей раннего возраста.

Главную роль в воспитании и развитии ребёнка, в приобретении им социального опыта является семья. Как важнейший фактор социализации, семья представляет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти.  В современной Росси семья утрачивает свою ценность.[9] Поэтому особая роль в процессе социализации принадлежит одному из главных социальных институтов – образованию, в том числе и дошкольному.[32]

Изменения в системе образования, переоценка его концептуальных основ, переосмыслений целей, задач, содержания, привели к серьёзным изменениям в системе в целом, не оставляя без внимания  и дошкольное. В современном мире хорошее образование играет очень важную роль и особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. [14]

Условия и истоки успешной социализации кроются в детском возрасте. Детский возраст – это самый важный  период для социального, интеллектуального и личностного развития. [29] Дошкольное образовательное учреждение получает ребёнка из среды, как развивающую личность, формирование которой уже начато в семье. Очевидно, что семья и дошкольное учреждение, выполняя свои функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития дошкольника. И в зависимости от того, насколько семья и дошкольное учреждение значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении, какими средствами семья и сотрудники дошкольной организации оказывают свое влияние на ребенка, и будет, формируется представления о себе, процесс освоения ролей, моральные, социальные нормы, которые ребенок в дальнейшем преобразует в собственные ценности и ориентиры. [21]

Дошкольное образование как первый уровень общего образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Доступность услуги дошкольного образования остается одной из острых социальных проблем, решение которой является приоритетной задачей системы образования города Архангельска.

Муниципальная сеть представляет - 70 ДОУ (94089 чел), очередность на устройство детей в ДОУ (стоят в очереди) 31 % детей.

Воспитание ложится на родителей. Они берут на себя роль педагога, порой, не обладая достаточными знаниями в области психологии и педагогике. Неправильное воспитание детей приводит к серьезным проблемам в формировании личности, нарушениям социальной адаптации.

 В связи с этим была выявлена проблема в противоречии между потребностью социализации детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием научно обоснованных и апробированных рекомендаций по совершенствованию процесса.

Сейчас в последние приблизительно десять лет, с происходящими рядом мероприятий, таких как: увеличением рождаемости, недостаточным количеством дошкольных учреждений - это привело к нехватки мест,  и ребёнок может быть зачислен в дошкольное учреждение по достижению трехлетнего возраста.

В свое время устройство социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены  А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Развитие личности, ее сущность и структура процесса, влияние социальной среды, семьи, ДОУ освещены в трудах И.В. Столярчук, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрик и др.

Значительную роль в социальном развитии ребёнка играет дошкольное образование. Осуществление образовательного процесса в  деятельности дошкольных учреждений всегда привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Какие проблемы возникают в образовании, воспитании детей анализировались в трудах Н.В. Ивановой, Е.В. Рылеевой, Л.С. Барсуковой  и других.

Анализ литературы позволил сделать вывод о многообразии теоретических положений и методологических подходов к проблеме социализации детей и деятельности дошкольных учреждений, Однако вопросы роли дошкольных учреждений в социализации детей раннего возраста, её специфики, изучены пока недостаточно.

 Важность и актуальность проблемы социализации детей раннего возраста и роли дошкольных учреждений в этом процессе, слабая её разработанность обусловили выбор темы.

Цель: Мной было решено провести исследование и выявить, как протекает процесс социализации в современное время,  до поступления ребенком в дошкольное учреждение и выявить проблему  разрыва процесса социализации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть особенности влияния дошкольных учреждений на социализацию детей;
  • исследовать проблему разрыва процесса социализации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
  • сформулировать практические рекомендации, направленных на оптимизацию деятельности дошкольных образовательных учреждений в социализации детей;
  • разработать компенсаторную модель социализации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

В качестве основного метода социологического исследования использовался анкетный опрос. Опрос проводился с родителями детей не посещающие дошкольные учреждения от 1,5 до 3 лет. Выборочная совокупность составила среди родителей 690 человек. Опрос проводился анонимно, в добровольной форме, что обеспечило психологический комфорт и высокий уровень мотивации у респондентов.

Проведенное исследование показало что:

  • Проблема социализации детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение, носит системный характер, на который стоит обратить внимание;
  • Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей затрудняет процесс социализации ребенка;
  • Выявлено в связи с низким семейным доходом 80% (10-30 т.р.), родители вынуждены рано выходить на работу 50% в период  1,5-3 лет, тем самым оставляя ребенка с тем «кто может» 40%,  в том числе бабушки – 35%;
  • Выявлена потребность родителей в дошкольных учреждениях 86%;
  • Определенно, что основной вид деятельности детей – это самозанятость.

В связи с выше перечисленным, следует отметить, что существующие проблемы в социализации личности в возрасте от 1,5 до 3 лет выявлены в городе Архангельске.

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает право каждого гражданина на образование. В связи с этим необходимо обеспечить доступность дошкольного образования, способствовать развитию современных качественных услуг дошкольного образования.

Для решения этой проблемы необходимо и возможно создание одной из новых форм, «развитие современных гибких моделей дошкольного образования», для родителей и детей в возрасте от полутора лет до трех, не посещающих ДОУ.

Возможности дошкольного учреждения, как показывает практика, реализуется слабо. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного учреждения.

Поступая в дошкольное учреждение, не учитываются индивидуальные способности ребёнка, состояния здоровья, нервной системы. Некоторым детям провождение в дошкольном учреждении по двенадцать часов в первый год совсем не обязательно и не нужно. Но родители готовы запихнуть ребенка в группу и уйти по делам, не думая, какой стресс переносят некоторые дети, прейдя в дошкольное учреждение. Очень важна психологическая готовность ребенка к посещению дошкольного учреждения. То есть умение ребенка общаться с другими детьми и не менее важное, а для многих родителей и самое болезненное - умение расставаться с мамой и папой. Поэтому оптимальное время для посещения - вопрос сугубо индивидуальный.

Из этого можно сделать вывод, что ребенку необходима предварительная психологическая подготовка к поступлению в дошкольное учреждение. Возраст от полутора до трех лет является самым оптимальным для того чтобы познакомить ребенка с дошкольным учреждением. В этом возрасте адаптация малыша к новым условиям проходит легче, просто потому, что он еще не все понимает и не наработал определенный багаж знаний, затрудняющих для него подобный переход в новое качество.

Необходимо, чтоб в дошкольных учреждениях организовывалась работа в разных направлениях и в различной по продолжительности времени. В настоящее время существует дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, и данное направление приобретает особую актуальность. Для решения этой проблемы необходимо и возможно создание одной из новых форм дошкольного образования для родителей и детей в возрасте от полутора лет до трех, не посещающих дошкольные учреждения. В связи с этой проблемой мной была разработана компенсаторная модель для детей от 1,5 до 3 лет не посещающие дошкольные учреждения.

В рамках данной модели, усилия направлены на социализацию детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения  и оказание им необходимых услуг дошкольного образования.

Модель состоит из 3 этапов:

Первый этап: Изучение образовательных потребностей родителей, мониторинг состояния  развития детей раннего возраста не посещающих дошкольные учреждения на уровне муниципалитета.

Второй этап: Изучение и анализ существующей сети дошкольных учреждений.

Третий этап: Реализация управленческих действий по предоставлению образовательных услуг детям раннего возраста, не посещающих дошкольные учреждение.

Назначение модели - стать средством для создания необходимых условий для воспитания, реализации, заложенного ребенке индивидуального потенциала, активного вхождения  в окружающий мир взрослых и сверстников, полноценной ранней социализации ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, позволяющей обеспечить успешную адаптацию к условиям дошкольного учреждения.

Цель Увеличение охвата детей раннего возраста дошкольным образованием, формирование имиджа и конкурентоспособности дошкольного учреждения, расширение сферы образовательных и социальных услуг населению, привлечение дополнительных средств, для финансирования дошкольного учреждения.

Задачи: Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

  • Создание благоприятных условий для социализации и последующей адаптации детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в целях обеспечения равных стартовых возможностей  при поступлении в ДОУ;
  • Повышение родительской компетентности посредством  оказания психолого-педагогической и консультативной помощи родителям  (законным представителям) детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, по вопросам воспитания, обучения и развития;
  • Обеспечение взаимодействия между дошкольным образовательным  учреждением, реализующим  общеобразовательную  программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей);
  • Формирование у родителей доверия и установки на дальнейшее взаимодействие с ДОУ, взаимно детско-родительские отношения;
  • Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

ФОРМЫ РАБОТЫ С  ДЕТЬМИ

1. «Группы кратковременного пребывания»;

2. «Группа вечернего пребывания»;

3. «Условная группа»;

4. «Группа выходного дня»;

5.Группа «Родители – дети».

ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

«Консультативный пункт»

Цель: Помощь родителям в области обучения и воспитания детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, обеспечения единства семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей.

Ожидаемые результаты:

1. Организация услуг дошкольного образования для детей от 1,5 до 3 лет не посещающих ДОУ, для максимально успешной социализации;

2. Организация развивающей, досуговой деятельности дошкольников, создание условий для максимальной реализации их способностей;

3. Снижение очередности при устройстве детей в дошкольное учреждение, реализующее образовательную программу;

4. Выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения для успешной социализации личности.

Таким образом, сущность новых подходов к социализации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, основывается на принципах вариативности, индивидуализации, на основе образовательных развивающих целей и задач, на познании детьми мира, через интересующую родителей услуг. Исходя из итогов, можно предположить, вышеперечисленные формы и педагогические условия взаимодействуют друг с другом, образуя комплекс, и будут способствовать повышению эффективности социализации детей от 1,5 до 3 лет, полноценное проживание его детства.

Анализ выявленной и проанализированной мною проблемы социализации детей позволяет утверждать, что содержание процесса социализации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет требует новых форм к формированию и внедрению условий включающих целенаправленную оптимизацию социально-культурной деятельности.

Создание комплекса условий в реальном процессе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса является механизмом социализации ребенка от 1,5 до 3 лет. Социальный заказ на преобразование системы дошкольного образования в Российской Федерации определяет основные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Проведенное исследование позволило определить основные требования к построению педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, рассмотреть проектирование процесса социализации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольном образовательном учреждении, как предварительную разработку интегративной формы объединения усилий всех участников педагогического процесса, создающих благоприятные условия для успешной социализации детей раннего возраста.

Проведенное исследование позволило сформулировать практические рекомендации для совершенствования развития института дошкольного образования в социализации личности и направленных на оптимизацию деятельности дошкольных образовательных учреждений в социализации детей.

Перспективы дальнейших разработок связаны с изучением различных подходов к социализации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении, его планированию и применению в работе современных моделей, включающих в себя инновационные формы, методы и направления работы с детьми раннего возраста, обеспечивающие успешную социализацию ребенка раннего возраста в различных видах дошкольных образовательных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. психол. наук; Российская Академия образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.- Москва: [б. и.], 2000. - 24 с.

2 Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования // Народное образование. - 2009. - № 6. - С. 79-84.

3 Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. -2004. -№ 5. - С. 8-28.

4 Липовцева А.В. Оптимизация социокультурных условий социализации детей в дошкольном образовательном учреждении // Мир науки, культуры, образования. – М.: Издательство Смысл. - 2009. - № 3. - С. 274-278.

46 Шерстнев Д.Е., Шерстнева О.Е., Шишкин С.Н. Риски стихийной социализации в современных условиях. Проблемы социально-экономического развития Сибири // Психология, педагогика, филология. - М. - 2007. - № 1 - С. 105-111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для работников дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста «Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательн...

"Роль развития мелкой моторики рук в социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Сборник материалов шестой Всеросийской научно-практической конференции 2012 года....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обоснов...

Рабочая программа к основной общеобразовательной программе дошкольного образования по адаптации детей раннего возраста"В детский сад без слез"

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитаннико...

«Художественно-эстетическое развитие как один из аспектов социализации детей дошкольного возраста»

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, реализ...

Приказ. Национальный исследовательский институт дошкольного образования Воспитатели России

Приказ. Национальный исследовательский институт дошкольного образования Воспитатели России....

Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...