Индивидуальный образовательный мартшрут педагогов ДОУ
методическая разработка по теме
В статье описан опыт работы по самообразованию педагогов нашего детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут педагогов ГБОУ
Опыт работы старшего воспитателя Федуловой О.Г.
«Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя.
Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой.
Иди рядом, и мы будем одним целым»
Высказывание индейского вождя
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Анализируя потенциал педагогического коллектива (квалификационный, образовательный уровень, стаж работы и т.п.) мы обратили внимание на то, что большинство педагогов работающих в нашем детском саду, отказываются выступать на педагогических советах, мероприятия, которые они проводят проходят скучно и не интересно, вся педагогическая деятельность сводиться к проведению образовательной деятельности взятой из готовых конспектов, в работе нет творческой изюминки.
Чтобы пробудить внутренние резервы коллектива, убедить педагогов, что даже самый заслуженный и авторитетный воспитатель, не ставя перед собой цели и не стремясь к преодолению трудностей, в конечном итоге скатывается на уровень «середнячка». Для развития у педагогов высокого потенциала прежде всего надо научиться прогнозировать и планировать свою деятельность. Было принято внедрить в методическую работу современную технологию - индивидуальный образовательный маршрут, который может занять важное место в портфолио педагога, являясь средством самообразования, стержнем и направлением профессионального мастерства. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала.
За основание построения ИОМ был принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность каждого педагога ГБОУ. Педагогам были предложены такие типы маршрутов, которые им были более близки по духу. Педагогами были выбраны: исследовательская деятельность, проектная деятельность, вновь начинающие педагоги выбрали тему - "Вхождение в профессиональную деятельность", более опытные педагоги выбрали тему "Профессиональные достижения".
Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).
При проектировании ИОМ нашим педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсы повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.
В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:
1. Самообразование педагога.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе ОУ.
Согласно обозначенным направлениям деятельности ИОМ, определялись содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
В маршруте педагог сформулированы:
- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом ГБОУ и основной образовательной программой; развитием воспитанников.
- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом сообществе) и внутренних стимулирующих факторов.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- реализацию маршрута;
- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута мы начали с работы по его составлению.
1 этап. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.
2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.
3этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
Показателями открытого образовательного пространства являются:
- многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);
- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.
4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ мы решили проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии является деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Продвижение по ИОМ мы фиксируем в карте ИОМ (таблице) по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
Направления деятельности (уровень методической работы ОУ) | Содержание деятельности | Результат | Достижения | Формы презентации достижений | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||||
Самообразование (персональный уровень) |
|
|
|
|
|
Участие в методической работе ОУ (организационный уровень) |
|
|
|
|
|
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) |
|
|
|
|
|
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
• формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.
В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой личный ИОМ.
В завершении, хотелось бы напомнить вам слова А.С. Макаренко, о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-175081-1367085663.jpg)
Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ
Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-228167-1586443441.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019 - 2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/17/picture-1127253-1555504649.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019 - 2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/09/picture-975281-1525870359.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми второй младшей группы»
Применение ЭОР для повышения интереса к познавательной деятельности детей второй младшей группы...
индивидуальный образовательный мартшрут для ребёнка с РАС
Индивидуальный образовательный маршрут разработан для ребёнка с РАС...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1101950-1547448148.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2023 - 2024 учебный год.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога Апанской Жанны Васильевны 8 лет, 6 месецев -1 квалификационной категории....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-500870-1615875754.jpg)
Авторская статья. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога дошкольного образовательного учреждения
Особенности проектированияиндивидуального образовательного маршрутапедагога дошкольного образовательного учреждения...