Методические рекомендации по организации консультативного пункта в ДОУ
материал на тему
Данный материал поможет спланировать действия при организации вариативных форм работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_konsultativnogo_punkta_v_dou_-_kopiya.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области
Методические рекомендации «Организация и содержание деятельности вариативных форм дошкольного образования. Консультативный пункт в ДОУ»
Короткова Е.М., воспитатель
1-й квалификационной категории
Староюрьево 2013год
В связи с изменением социально-экономической ситуации, повышением рождаемости, недостатком мест в дошкольных образовательных учреждениях, руководителю учреждения дошкольного образования необходимо планировать работу с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения. Это позволяет расширить спектр предоставляемых услуг, реализовать идею «пошаговой доступности» дошкольного образования и способствует решению задачи обеспечения всем детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
Для решения этих задач создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР), Консультативные пункты для родителей и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (КП), Лекотеки и Службы ранней помощи (СРП).
Наибольшее распространение в настоящее время получили Консультативные пункты, которые организуются в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
Деятельность Консультативных пунктов осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой:
1. Международная Конвенция "О правах ребенка" (1989)
2. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ
3. Семейный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001
г. № 1756-р.
8. Концепция дошкольного воспитания.
Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. № 7\1.
9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,
Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666.
10. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий.
Письмо Минобразования России от 02.06.98 № 89/34-16
11. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении.
Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96, № 448.
12. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6.
13. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования.
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 07.04.1999 № 70/23-16.
14. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 "
15. О программе развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2000 №106/26-16
16. О направлении пакета документов "Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации».
Письмо Минобразования России от 31 июля 2002 г. N 271/23-16.
Консультативные пункты создаются для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, и их родителей (законных представителей).
Цели создания Консультативных пунктов - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Настоящие методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих в Консультационном пункте.
Известно, что организация работы с родителями (законными представителями) имеет свои особенности. Я постараюсь в настоящих рекомендациях определить необходимую последовательность организации этого взаимодействия.
Во-первых, необходимо обеспечить обучение педагогов на курсах повышения квалификации по соответствующему направлению.
Во-вторых, необходимо вместе с детской поликлиникой составить список детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Составить возрастную и проблемную характеристики данного контингента и обобщённую характеристику их семей. Для этого необходимо провести социологическое мини-исследование и анкетирование родителей (законных представителей) (см. Приложение1рр). Результаты исследований позволят наметить план работы консультационного пункта, скорректировать формы и методы предоставляемых образовательных услуг. Предварительная беседа с родителями (лицами, их заменяющими) до записи на консультацию к специалисту либо зачисления в одно из структурных подразделений учреждения осуществляется по телефону или при их личном посещении учреждения с целью выяснения причин обращения. Данную беседу осуществляет сотрудник, отвечающий за организацию работы структурных подразделений (чаще всего заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе). Далее производится запись на первичную консультацию специалиста в Консультативном пункте. Родители могут получить информацию о целях и задачах структурных подразделений через информационный стенд.
В-третьих, руководитель образовательного учреждения составляет график работы консультационного пункта и педагогов (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра).
В-четвёртых, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает дополнительное информирование населения через средства массовой информации о графике работы в ДОУ консультативного пункта и о представляемых образовательных услугах.
В зависимости от образовательных потребностей родителей организуются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
В Консультативном пункте организуются лектории, консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей), диагностические обследования дошкольников специалистами ДОУ (см. Приложение2). Вот примерные вопросы для консультации родителей (законных представителей):
- непослушание и упрямство;
- «плохие» познавательные процессы (память, внимание);
- неорганизованность;
- неусидчивость, непоседливость, импульсивность;
- медлительность;
- леность;
- слабоволие и т. д.;
- готовность ребенка к обучению в школе
Консультативный пункт осуществляет:
- просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей, воспитывающихся на дому. С этой целью проводятся подгрупповые консультации и мастер-классы с привлечением специалистов;
- информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье. В данной ситуации помогут индивидуальные консультации и групповые тренинги с педагогом-психологом;
- консультирование – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций. Работа по этому направлению осуществляется интегрировано (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра).
Правильно организованная работа Консультативного пункта помогает родителям (законным представителям) подготовить ребёнка к социализации в обществе, обеспечить равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Педагоги, работающие в Консультативном пункте должны иметь и вести необходимую документацию:
- Положение о Консультативном пункте ДОУ;
- График работы специалистов;
- Журнал регистрации родителей (законных представителей), посещающих консультативный пункт в ДОУ;
- Договор о сотрудничестве;
- План работы Консультативного пункта на год;
- Журнал регистрации обращений;
- Журнал учета работы Консультативного пункта ДОУ .
Ежегодно в конце учебного периода руководитель Консультативного пункта составляет отчёт о проделанной работе, совместно со специалистами анализирует свою деятельность и вносит коррективы в план работы на следующий год.
Приложение1
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут нам познакомиться с вашей семьей и в дальнейшем сотрудничать на благо ребенка (конфиденциальность информации гарантируем).
Расскажите о своей семье
1. Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________________
2. Дата рождения (число, месяц, год) ______________________________________________________
3. Домашний адрес ___________________________________________ телефон__________________
4. Жилищные условия (отметить): снимают собств.дом 1-комн. 2-х комн.
3-х комн. и более
5. Материальные условия (отметить): хорошее удовлетвор. неудовлетвор.
6. Сведения о родителях
МАТЬ:
Ф.И.О. _______________________________________________________________________________
Возраст _______________Образование____________________________________________________
Место работы _________________________________________ тел.____________________________
Должность ____________________________________________________________________________
Увлечения, интересы ___________________________________________________________________
О Т Е Ц:
Ф.И.О. ___________________________________________________________________________
Возраст ____________ Образование _______________________________________________________
Место работы ________________________________ тел._____________________________________ Должность ____________________________________________________________________________
Увлечения, интересы ___________________________________________________________________
6. Другие члены семьи (Ф.И.О., возраст, место работы, учебы)
дети
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
бабушки и дедушки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Каковы традиции вашей семьи (совместные походы, экскурсии, празднование праздников и дней рождений, посещение театров, выставок, вечерние чтения, совместные занятия, совместные решения проблем ребенка и др.)__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Кто преимущественно в вашей семье занимается воспитанием ребенка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Ваш взгляд на воспитание ребенка (качества, которые вы хотели бы у него развить) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Принципы воспитания в семье (строгое, требовательное, мягкое, демократичное, пользуетесь уговорами, исполняете желания ребенка, разрешаете ему поступать так, как он хочет)
меры наказания _______________________________________________________________________
меры поощрения _______________________________________________________________________
11. Необходимы ли Вам и вашему ребенку консультации психолога, логопеда, педиатра, педагогов? (нужное подчеркнуть и указать интересующие вас темы консультаций) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Нуждаетесь ли вы в дополнительных платных услугах образования? Если да, то в каких? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Что Вам больше всего нравится в вашем ребенке? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Что Вас больше всего огорчает в вашем ребенке? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Какую роль в воспитании, обучении и развитии ребенка вы отводите семье? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Какую помощь вы ждете от детского сада? _____________________________________________________________________________
Благодарим за искренние ответы!
Приложение2
Примерный план работы Консультативного пункта на год
Месяц | Основные мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | 1. Разработка плана работы консультативного пункта 2. Индивидуальная работа по запросу родителей 3. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся» | Руководитель Консультативного пункта |
Октябрь | 1.Ккруглый стол «Характеристика процесса адаптации детей в рамках дошкольного учреждения» 2.Консультация. «Показатели адаптации ребёнка в условиях образовательного учреждения. Как надо родителям готовить ребёнка в детский сад». 3. Консультация. «Причины стрессовых перегрузок в дошкольном учреждении». « Какие игрушки необходимы для ребёнка 3-х лет.» 4. Опрос. «Какую помощь Вы хотели бы получить от педагогов.» | Руководитель, Педагог-психолог, воспитатель |
Ноябрь | 1. Круглый стол. «Правильное воспитание ребёнка.» «Роль семьи в воспитании ребёнка» 2. Консультация. «Самообслуживание – кто обучает в семье навыкам самостоятельности. Самообслуживание детей». 3. Консультация. «Как воспитывать хорошие привычки». Анкетирование родителей. «Какие методы в воспитании ребёнка вам близки» 4. Индивидуальная работа по запросу родителей. «Как приучить ребёнка к горшку» | Руководитель, педагог-психолог, воспитатель |
Декабрь | 1. «Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками». Физическое развитие ребёнка-дошкольника. 2.Оздоровительная работа в течение дня. Подвижные игры с детьми на прогулке. 3. «Нетрадиционные методы укрепления здоровья». Комплекс ОРЦ для часто болеющих детей. Некоторые приёмы закаливания. 4. Закаливание организма посредством использования упражнений и игр на воде. Индивидуальная работа по запросу родителей. | Руководитель медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель. |
Январь | 1. Игровая деятельность. Круглый стол. «Воспитание игрой. Роль игры в формировании звукопроизношения ребёнка». 2. Тренинг. «Пальчиковые игры. Использование развивающих игр от 1,5 до 3-х лет». 3. Консультация. «Боремся со страхами при помощи игры». Родителям о детских играх и игрушках. Индивидуальная работа по запросу родителей. | Руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель |
Февраль | 1. Круглый стол. «Воспитание культуры. Нравственное воспитание детей в современном мире». 2. Беседа. «Формирование этико-нравственных отношений в семье» 3. Консультация. «Мать – отец – ребёнок. Влияние родительских установок на развитие детей» 4. Консультация. «Роль отца в воспитании ребёнка». Индивидуальная работа. «Что такое этикет?» | Руководитель, воспитатель, педагог-психолог |
Март | 1. Семинар для родителей. «Познавательно-речевое развитие. Развитие речи дошкольников. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет». 2. Консультация. «Несовершенство речи, связанное с возрастными особенностями развития ребёнка». 3. Игры и занятия по развитию речи. 4. Индивидуальная работа. «Гиперактивность детей». «Как нельзя поступать с ребёнком» | Руководитель, учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог |
Апрель | 1. Семинар «Роль сказок в жизни дошкольников. Сказка как источник творчества детей. Сказка как средство социализации ребёнка». 2. Консультация. «Сказка в жизни ребёнка. О чём рассказывает сказка. Сказочные помощники человека в природе». 3. Ролевая игра «Путешествие в сказку». 4.Индивидуальная работа по запросу родителей. | Руководитель, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель |
Май | 1. Круглый стол. «Мы и природа. Экологическое воспитание детей». 2. Мастер-класс. «Наблюдения и эксперименты весной» 3. Консультация. «Почему дети разные?» «Читайте детям стихи». 4. Составление памятки для родителей «Игры и развлечения с детьми летом» | Руководитель, воспитатель |
Информационные ресурсы.
24.rospotrebnadzor.ru/directions/InfAnMat/85225
www.pedcollege.ru/docs/Resursno-Metod Centr/ppt
nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sistema-metodicheskoi-raboty-v-dou
doshvozrast.ru/doc/inovacionnue_formu.doc
omszo.org/publ/15
http://www.ds353.ru/node/33
[
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...
Методические рекомендации к организации методического кабинета в ДОУ
Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабин...
Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...
Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»
Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 &nda...
Выступление в рамках семинара: «Правильная организация прогулки — одно из важных средств в оздоровлении детей!» по теме: «Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление в рамках семинара...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...