« Актуальность театрализованной деятельности в развитии ребёнка дошкольного возраста»
статья по теме
Одним из основных направлений в моей педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка и включение его в театрализованную деятельность. Музыкально- театрализованную деятельность можно определить как духовно- практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/otchet_po_teatralizovanoy_deyatelnosti_v_doo.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»
« Актуальность театрализованной деятельности в развитии ребёнка дошкольного возраста»
Аналитический отчёт.
Музыкальный руководитель:
Киселёва Г.Ю.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Одним из основных направлений в моей педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка и включение его в театрализованную деятельность. Музыкально- театрализованную деятельность можно определить как духовно- практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.
Целью моей работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне – развитой творческой личности.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять творчество в различных видах деятельности.
- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
- использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
- формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
- развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.
Уже с младшей группы малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, знакомятся с театральной куклой, встреча с ней помогает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт радость.
В нашем детском саду есть куклы разных систем: Театр петрушки, театр игрушки, театр картинок, театр на ложках, пальчиковый театр.
Много мною разработано сценариев театрализованных праздников и представлений: «Путешествие в весенний лес»; «В гостях у сказки», «Осень, осень, в гости просим» «Сказочная карусель»; «Чьи в лесу шишки?»
Целью написания этих сценариев являлось желание:
- познакомить детей с культурным наследием русского народа;
- формировать у детей любовь к русскому фольклору, знакомить с культурой других стран, развивать умение использовать народные песни, танцы, хороводы;
- приобщать детей к экологической культуре, расширять и углублять их знания об окружающем мире.
Использование театрализованного творчества позволяет:
- формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости);
- прививать ребятам элементарную культуру поведения, расширять и углублять их знания об окружающем мире;
- формировать у детей представление о театре как бы искусстве изображения драматических произведений на сцене, воспитывать у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствовать их музыкальные способности при создании художественного образа;
- развивать у ребят психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, её темп и выразительность;
- совершенствовать у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
В театрализованной деятельности пользуюсь такими средствами выразительности:
- во второй младшей группе формирую простейшие образно-выразительные умения (например: имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе обучаю элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомимике);
- в старшей группе совершенствую образные исполнительские умения;
- в подготовительной к школе группе развиваю творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Успешным занятием театрализованной деятельностью в нашем детском саду способствуют:
- костюмы и декорации;
- магнитофон, кассеты;
- детские музыкальные инструменты;
- различные атрибуты к занятиям;
- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширм;
Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития.
Наблюдение и диагностика уровня развития музыкальных способностей детей показывают, что дети, занимающиеся театрализованной деятельностью, имеют боле высокий уровень развития основных музыкальных способностей, и способности эти развиваются более динамично, чем у детей, театрализованной деятельностью не занимающиеся.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
1. У детей складывается комплекс музыкальных способностей.
2. Формируется оценочное отношение к музыке, исполнительской и театрализованной деятельности.
3. Обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.
Результатом работы стали постановки музыкальных спектаклей:
- «Царевна Лягушка»,
-«Заюшкина избушка»
- «Муха Цокотуха на новый лад»,
- «Красная Шапочка»,
- «Колобок наоборот»,
-«Как котёнок маму искал»
- «Теремок»,
- «Репка»,
- «Золушка»
-«Ру-ду-ду»
К театрализации я обязательно привлекаю педагогов, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок: Бабы яги, Весны, Зимы, Снегурочки, Хозяйки леса, сказочницы, феи. Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Каждое проведённое мероприятие поставлено, как самостоятельное представление.
Я планирую изучить программу «Театр – творчество – дети» Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович и включать в занятия этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, ставить музыкальные спектакли с детьми младшего дошкольного возраста.
Я, как педагог, занимаясь театрализованной деятельностью, получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» - консультация для родителей. ...
"Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка...
Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Статья посвящена роли театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: • Повышение профессиональной компетентн...
Консультация для родителей "Актуальность театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей по театрализации. О видах театра. О том,для чего они нужны и чем важны....
Статья "Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Данная статья посвящена вопросам развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста...
«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Сегодня мы,( педагоги) озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным. Как научить ребёнка все...