ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПРОЦЕСС УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
статья (старшая группа) на тему

Хорина Наталья Григорьевна

О системе работы по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста через формирование основ культуры здоровья в условиях ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

КАК ПРОЦЕСС УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Хорина Н.Г.

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ДОУ. Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада – задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

С внедрением новых ФГТ возникла необходимость в создания системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста через формирование основ культуры здоровья. Которые  исходят из имеющихся в ДОУ условий, основывающих на современных оздоровительных технологиях, соответствующих новым Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования,  учитывающей  нетрадиционные подходы к проведении разнообразных форм работы с детьми, интеграцию образовательных областей.

 Подобрав современные педагогические технологии, методы и формы работы с дошкольниками, с целью повышения мотивации к непосредственной образовательной деятельности основывались на твердой, научно обоснованной концепции принципиальной взаимосвязи речевого, интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Эта взаимосвязь позволяет объединить в педагогическом процессе формирование здорового образа жизни и развитие познавательного интереса.

Формирование основ культуры здоровья, как педагогический  процесс, в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс в единых требованиях к охране и укреплению здоровья, физическому и общему развитию ребенка.

Овладение детьми основами культуры здоровья  происходит через самые разнообразные формы работы. Это непосредственная образовательная деятельность, игры, беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья органично вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон и т. д.) и деятельность детей.

Организация полноценного формирования основ культуры здоровья, сохранения и укрепления здоровья была основана на взаимодействии педагога с детьми, детей друг с другом, опиралась на сотрудничество, доверие, взаимопонимание, уважение к интересам сверстников, на положительный эмоциональный фон. Формирование основ культуры здоровья происходило в системе и позволяло дошкольникам самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях. Позволило детям научиться оказывать элементарную медицинскую, психологическую  помощь и самопомощь. При помощи бесед, чтения художественных произведений постарались расширить и  углубить знания детей о болезнях, причинах их возникновения, о том, как их предотвратить, интегрировали знания по сохранению и укреплению здоровья  в другие образовательные области. Среди них можно выделить живопись с помощью пальчиков рук, ног с последующим успокаивающим массажем; включение в занятия чтение художественной литературы, релаксационных музыкальных фрагментов, оздоровительных игр. В старшем дошкольном возрасте оздоровление детей имеет место во всех режимных моментах группы и происходит в течение всего дня. В течение дня дети используют такие средства и методы оздоровления, как точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; упражнения на расслабление мышечного напряжения (релаксация), гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, и другие виды гимнастик.

Чтобы эффективней решать задачи  укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости  простудным заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, мы применяем дыхательную гимнастику. Детей старшего дошкольного возраста знакомим с разными типами дыхания. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.

В нашем ДОУ была создана модель двигательной активности дошкольников с применением нетрадиционных подходов, которая способствовала более активному удовлетворению двигательной активности детей. Одной  из главных задач физического воспитания и оздоровления  является формирование правильной осанки. У  многих детей есть отклонения в  опорно-двигательном аппарате, которые характеризуются ассиметрией плеч, слабостью мышечного корсета, плоскостопием. Работа по профилактике нарушений ОДА начинается со знакомства детей с эталонами осанки. С  этой целью проводятся занятия  «Знакомство с осанкой»,  «Свою осанку сделай сам». Правилом для нашей группы стала ежедневная проверка осанки. После дневного сна и небольшой гимнастики  детям предлагается встать к стене спиной, касаясь ее пятками, ягодицами и  затылком. Постоять в таком положении  «как солдат на посту» в течение 10-15 секунд и продолжить движение, сохраняя принятое положение.

Для профилактики плоскостопия применяем палки различной  толщины, разнообразные резиновые и деревянные коврики, дорожки со следами, коврики с пуговицами и крышками от бутылок, ходьба на носочках, по ребристой дорожке, толстому шнурку, с перекатом с пятки на носок, захват и подъём пальцами мелких предметов.

Нами также было выявлено, что  огромный вред нервной системе детей  наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявление несдержанности. Состояние, следующее за этим – стресс, который наносит непоправимый вред здоровью.  В своей работе мы обучаем детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на  жизненные обстоятельства. Для  снятия стрессов у детей  мы используем элементы самомассажа, коллективного массажа, релаксационные упражнения. В основе релаксационных  упражнений практикуем естественные движения детей: стряхивание с себя капель росы, дождя, воды. Все упражнения проводим в игровой форме. Упражнения не занимают много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. Сочетание массажа и релаксационной гимнастики  активизирует работу всего организма. Для снятия нервного напряжения используем элементы смехотерапии, музыкотерапии и сказкотерапии. Антистрессовую гимнастику   проводим  один раз в день.  Во время непосредственной образовательной деятельности  проводим гимнастику для глаз, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, физкультминутки. В летний оздоровительный период активно пользуемся естественными источниками закаливания – солнце, воздух и вода.

Особо отмечаем влияние на формирование здоровья регулярно организованный  активный отдых детей. Это праздники, развлечения, игры-забавы, Дни здоровья, каникулы, туризм. Оздоровительный эффект этих мероприятий  сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей, формирование принципов и правил здорового образа жизни. При планировании учитываем интерес, увлеченность и настроение каждого ребенка, соответствие нагрузки уровню физического развития и подготовленности активности.

Применение здоровьесберегающих методик позволила придать образовательной деятельности четко выраженную направленность, где основной составляющей явились профилактические мероприятия.  В группе проводятся постоянно профилактические мероприятия: ежедневное применение фитонцидов – лука и чеснока, принятие детьми настоев из  лечебных трав, полоскание рта и горла после каждого приема пищи.

Чтобы теоретически грамотно подходить к сохранению и укреплению здоровья детей, необходимо основываться на достижения других педагогов в вопросах здоровьесбережения детей, сотрудничать с другими педагогами, делиться опытом работы с коллегами на педагогических советах, городских методических объединениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный праздник для детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Физкультурно — оздоровительный праздник для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Здоровей – ка! »Цель: Создать условия для обобщения элементарных валеологических знаний детей, развивать умен...

Сценарий физкультурно-оздоровительного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка!"

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям детских садов....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НЕПОСЕДЫ»

Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Физическое воспитание затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ...

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Я здоровье укрепляю - занимаюсь и играю"

Конспект занятия представляет подборку основных здоровьесберегающих технологий, приемлемых для организации оздоровления дошкольников в условиях детского сада: гимнастика в стихах (ОРУ), дозированный б...

Сценарий познавательного физкультурного – оздоровительного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Я здоровье берегу!"

Цели и задачи:1) Формировать у детей понятия: ЗОЖ, духовное здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье.2) Обобщить знания детей о формах и методах сохранения здоровья.3) Познакомить с новыми ...

Консультация для педагогов. Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и...

Физкультурно-оздоровительный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Чудесный цветок здоровья»

Данная методическая разработка поможет воспитателю сформировать физкультурно-оздоровительные навыки...