Диагностика педагогического процесса в ДОУ
методическая разработка по теме
Предлагаются практические материалы -методические рекомендации , инструментарий по организации диагностики качества образовательного процесса в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_pedprotsessa_dou.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЯХ И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
МЛАДШАЯ ГРУППА
ЖИВОТНЫЕ
- Узнают и называют ли дети по картинкам 2-3 вида домашних и диких животных, 1-2 птицы, бабочку, рыбку, лягушку?
- Знают ли части тела животных?
- Знают ли, где они живут?
- Знают ли, чем питаются?
- Какие признаки животного выделяют?
Методика диагностики
Беседа с детьми по картинкам (приготовить картинки с изображением животных разных классов: зверей, птиц, рыб, насекомых, землеводных (лягушка)):
- Кто это (если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т.д.)?
- Где живет?
- Что это ( показать ту или иную часть тела)?
- Живое ли это (показать картинку с изображением животного)?
- Как догадался, что живое?
Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приготовить игрушки, изображающие животных, и разные виды пищи (натуральные или их изображения). Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.
РАСТЕНИЯ
- Узнают и называют ли дети по картинкам и в натуре 2-3 вида растений (комнатных, цветника, огорода), 1-2 дерева?
- Знают ли их части (лист, стебель, цветок)?
- Осознают ли необходимость поливки?
- Относят ли растения к живым существам?
Методика диагностики
Беседа с детьми по картинкам и с использованием комнатных растений (подобрать картинки с изображением травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев):
- Что это (или как называется растение)?
- Что будет, если растение не поливать?
- Живое ли растение?
- Как догадался, что живое?
Организовать игру «Путаница» (приготовить карточки с изображением частей растения). Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать расположение частей.) можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это (указать на ту или иную часть растения).
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ЖИВОТНЫЕ
- Узнают и называют ли дети 3-4 вида домашних и диких животных и их детенышей, 3-4 вида птиц, различают ли рыб, насекомых (бабочку, жука, стрекозу, муху, пчелу, лягушку), животных уголка природы?
- Знают ли части тела и их особенности?
- Знают ли образ жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм?
- Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
- Умеют ли устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом, сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных?
Методика диагностики
Беседа по картинкам:
- Назови, кто это?
- Найди детеныша и скажи, как его называют?
- Какие части тела есть у рыбы (птицы и др.)?
- Где живет?
- Что ест?
- Кто кормит это животное (или где он находит пищу)?
- Как передвигается?
- Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, лягушка прыгает и т.д.)?
- Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)?
- Как догадался?
- Что бывает с птицами зимой?
- Как зимует медведь (лягушка, бабочка)?
- Почему они так зимуют?
РАСТЕНИЯ
- Знают ли дети 3-4 вида комнатных растений (цветника, огорода, парка, луга)?
- Знают ли их основные части (включая корень)? Их особенности (цвет, величину, форму и др. признаки)?
- Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления?
- Связывают ли способы ухода с потребностью во влаге, свете, тепле, почвенном питании?
- Относят ли растения к живым организмам?
- Умеют ли устанавливать связи между состоянием растения и необходимостью ухода, между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений?
Методика диагностики
Беседа по картинкам и с использованием комнатных растений:
- Как называют это растение ( или найди в уголке природы герань, бальзамин и т.д.)?
- Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?
- Почему так нужно делать?
- Живые ли растения?
- Почему так думаешь?
- Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью)?
- Как догадался?
- Почему зимой нет листьев на деревьях?
- Почему летом все растения зеленые, цветут?
Организовать игру «Путаница». Выявить знания детьми частей растений, их расположения. В ходе игры задать вопросы:
- Назови, что это (части растения).
- Можно ли расположить их так (перепутать)?
- Почему нельзя расположить так части растения?
- Сделай правильно.
- Объясни, почему именно так нужно расположить части растения.
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
ЖИВОТНЫЕ
- Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
- Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
- Знают ли как обеспечить уход за животными?
- Могут ли определить стадии роста и развития животных?
- Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
- Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?
- Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной группы – «животные»).
Методика диагностики
Приготовить картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».
Беседа по картинкам:
- Кто это?
- Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (подгот.гр.)
- Найди модели к этим группам животных.
- Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
- Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?
- Что происходит с птицами зимой, весной, летом?
- Почему это происходит?
РАСТЕНИЯ
- Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
- Знают ли органы растений и их функции?
- Знают ли стадии развития и роста растений?
- Знают ли их потребности?
- Знают ли особенности ухода за домашними растениями?
- Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
- Относят ли растения к живым существам?
- Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подгот. гр.)
Методика диагностики
Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».
Беседа по картинкам:
- Назови растение.
- Где растет?
- Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
- Что нужно делать, чтобы растение росло?
- Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
- Почему они любят много света, влаги?
- Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
- Почему это происходит?
Организовать игру «Путаница». Задания:
А) расположи части растения правильно;
Б) почему части растения нужно расположить именно так?
В) зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
Задание «Подбери модели». Детям предлагают картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.
ВОЗДУХ
- Знают ли дети, что такое воздух?
- Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни человека? (Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас; когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать.)
- Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? (Колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, аквариум, лужа и т.д.)
- Знают ли дети, что такое ветер? (Это движение воздуха.)
- Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деверья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т.д.)
- Знают ли дети, чем мы дышим?
- Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т.д.)
- Знают ли дети, как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.)
- Знают ли дети, как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница.)
- Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего (летнего, осеннего)?
- Умеют ли дети обнаруживать ветер?
- Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? (Сильный ветер.)
- Выяснить роль ветра в жизни растений.
- Знают ли дети летающих животных?
Методика диагностики
Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома-природы и обычного дома. Что в них есть? (дети перечисляют и сравнивают). Обратить внимание: на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме- природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяются с помощью опытов. Организовать игру «Раздувайся, пузырь». Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно к теплой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форточку: видно движение воздуха- это ветер. Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть так, чтобы получился звук, - значит мы можем «услышать» воздух.
А чем мы слышим? Воспитатель дает задание – закрыть глаза. Есть ли звуки вокруг? Закроем уши. Что изменилось? Рассмотреть фотографии животных с разными ушами. Заяц легко поворачивает уши в разные стороны, звери с большими ушами ловят больше звуков, для них это важно, их так и называют – ушастый еж, ушастая лисица. Уши нам очень нужны, они помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире. Предложить детям рассмотреть карточки «Листья деревьев с летающими семенами» (береза, липа, клен, ветка сосны, тополь, ясень) для выяснения роли ветра в жизни растений. Предложить иллюстрации с летающими животными. Почему не летают пингвины, страусы?
Организовать игру «Угадай, кто я!» или игру – превращения. Что загрязняет воздух? Картинки с деревьями. Как деревья помогают очищать воздух.
ВОДА
- Знают ли дети, что такое вода? (жидкость)
- Знают ли дети, где встречается вода? (в ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
- Знают ли дети, для чего мы её используем?
- Всегда ли вода одинаковая? (вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки).
- Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу).
- Знают ли дети свойства воды? (прозрачная, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т.д.))
- Знают ли дети, что растет в воде?
- Знают ли дети, кто живет в воде?
- Кому нужна вода?
- Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Методика диагностики
Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые - вода, белые – льды, снега); стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность), соломинки для коктейлей (вкус); сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет); кусочки льда, термос с горячей водой (пар).
Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений – что растет в воде.
Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.
Организовать подвижные игры «Мы – большие киты, мы – лягушки, мы – рыбки, мы – раки, мы – улитки, мы – чайки» (Н.Рыжова, блок «Волшебница – вода»).
Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны делать люди, чтобы сберечь воду? (чем меньше мы будем тратить воду, тем больше её останется в реках и озерах). Прочитать детям стихотворение Б.Заходера «Течет река..»(Н.Рыжова, блок «Волшебница – вода»)
СОЛНЦЕ
- Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень огромная горячая звезда).
- Знают ли дети планеты Солнечной системы?
- Знают ли дети, что Солнце – источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи.)
- Знают ли особенности радуги?
- Знают ли светолюбивые и тенелюбивые растения?
- Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные).
- Знают ли дети, что солнце – источник тепла?
- Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?
- Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
- Знают ли о роли солнца в жизни человека?
Методика диагностики
Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игру «День и ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары.
КАМНИ, ПЕСОК, ГЛИНА
- Знают ли дети свойства песка? (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)
- Знают ли дети свойства глины? (плотность, вязкость, пластичность).
- Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?
- Знают ли дети, какие бывают камни? (твердые, не рассыпаются, разные).
- Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?
- Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам?
Методика диагностики
Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.
ПОЧВА
- Знают ли дети, что такое почва? (верхний слой земли, «живая почва»).
- Знают ли обитателей почвы (на примере дождевого червя)?
- Какова их роль в формировании почвы?
- Знание почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
- Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
- Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?
- Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям?
Методика диагностики
Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Какое время года? Почему? Назови приметы осени. Что убирают на поле, огороде, в садах? Показ картинок насекомых, птиц, зверей. Что с ними стало, как они себя ведут? Подобрать картинки с изображениями животных, деревьев, цветов, трав. Спросить, что это, как растения ведут себя осенью? Что с ними происходит? Организовать игру «Времена года». Воспитатель читает стихотворение, дети должны показать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Дети составляют мнемодорожки о временах года. (Т.Большова «Учимся по сказке»).
ЗИМА
- Узнают ли дети на картинках зиму?
- Знают ли о типичных зимних явлениях природы? (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно, земля покрыта снегом, при ветре бывает вьюга, пурга; вода рек, озер замерзла – они покрылись льдом.)
- Каковы особенности существования растений зимой?
- Образ жизни и поведение животных зимой (лесные звери зимуют по-разному: одни – спят, другие – активные; о домашних животных заботятся люди).
- Почему не видно насекомых? (они спрятались ) Куда?
- Какие птицы улетают, почему? Какие остаются? Что они делают?
- Как ведут себя рыбы? (дремлют, зарывшись в ил.)
Сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, вода и земля замерзли; растения находятся в состоянии покоя; животные не могут найти себе достаточно еды, им холодно – они изменяют образ жизни и поведение).
Методика диагностики
Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года.
Отбери картинки, где изображена зима. Назови приметы зимы. Что стало с растениями? Почему? Какие звери спят, какие активные? Как домашние животные чувствуют себя зимой? (показ животных на картинках, рассказ о разном образе жизни – выборочно). Почему животные меняют свой образ жизни и поведение зимой? Почему улетают птицы? Почему рыбы дремлют зимой, зарывшись в ил? (подготовить картинки с пресноводными рыбами). Предложить детям раскрасить иллюстрации «Природа зимой» (из альбома А.Плешкова «Оглянись вокруг»).
ВЕСНА
- Умеют ли дети различать сезоны года?
- Знают ли характерные признаки весны? ( увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, деревья и травы зеленеют, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы.)
- Какими видами труда заняты люди весной?
Методика диагностики
Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Найти картинки с весенней природой. Назови приметы весны. Что происходит с жизнью растений, животных весной? Почему это происходит? Предложить несколько мнемодорожек или мнемотаблиц о временах года, дети находят характерные признаки и их отличия. Поиграть с детьми в экологическую игру «Дед Мазай и зайцы». (Л.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».)
ЛЕТО
- Узнают ли дети на картинках лето? Различают ли времена года? Знают ли их последовательность?
- Знают ли приметы лета? (продолжительность дня, состояние погоды, растений, образ жизни животных, труд и отдых людей.)
Методика диагностики
Беседы с детьми по картинкам, изображающим типичные явления каждого сезона; использование календарей природы. Различают ли дети времена года? Узнают ли лето? По каким приметам? Какие работы выполняют люди летом? Какие любимые игры и занятия летом?
Организовать игру «Овощехранилище» (В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»)
Использовать мнемодорожки и мнемотаблицы.
ПРИМЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
в старшей и подготовительной группе.
№ | Ф.И.О. | Живая природа | Неживая природа | Навыки ухода за живыми объектами | ||||||||||||||
Растения | Животные | Во да | Воз дух | Солн це | Поч ва | камни песок глина | ||||||||||||
Тра вы | Кус тар ники | Де ре вья | Яго ды | гри бы | Ово щи, фрук ты | Зве ри | Пти цы | насе ком. | Ры бы | земно вод ные | ||||||||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||
23 |
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
в младшей и средней группе
№ | Ф.И.О. | Живая природа | Неживая природа | |||||
Животные | Растения | |||||||
звери | птицы | рыбы | насекомые | травы | деревья | Времена года | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 | ||||||||
21 | ||||||||
22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика педагогического процесса по экологии
Диагностическая педагогического процесса...
Анализ диагностики педагогического процесса во второй младшей группе.
Сравнительный анализ педагогической процесса по образовательным областям....
Анализ показателей диагностики педагогического процесса за 4 года в группе №9
В таблице использованы диагностические данные за 4 года. Группа №9...
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) ДОУ
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) ДОУ за 2015-2016 у. г....
Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) ДОО
Диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса в первой младшей группе. Автор-составитель Верещагина Н.В....
Диагностика педагогического процесса
Аналитическая справка по результатам мониторинга педагогического процесса в подготовительной группе на сентябрь 2015 -2016 учебного года....
Диагностика педагогического процесса
Аналитическая справка по результатам мониторинга педагогического процесса в подготовительной группе на сентябрь 2015 -2016 учебного года....