"Формирование толерантных установок у дошкольников"
учебно-методический материал по теме
Консультация для воспитателей детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 72 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Консультация для воспитателей на тему:
«Формирование толерантных установок у дошкольников»
Подготовила и провела:
Степанова Н.В.
Санкт-Петербург
2012
Тема, о которой мы сегодня мы с Вами поговорим, звучит так: «Формирование установок толерантного сознания». Для начала хотела бы узнать, что вы знаете о толерантности. Как понимаете это «модное» сейчас слово. Ну, и послушайте определение как звучит.
Толерантность – стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства или не придерживаются общепринятых мнений.
- Означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. (Декларация принципов толерантности, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995Г.))
Виды толерантности:
- Религиозная (толерантные отношение к людям другой веры)
- Этническая (толерантное отношение к людям другой национальности)
- Расовая (толерантное отношение к монголоидный расе)
- Политическая (толерантное отношение к людям, которые транслируют другие полит. взгляды). (Течение фричайл (без детей))
- Общественно-экономическая (ненависть к людям другого эконом. класса, богатые-бедные)
- Моральная (уважение к людям, которые транслируют нравственные принципы)
- Гендерная (межполовая толерантность, непредвзятое отношение к представителям другого пола) (Ненависть к сексуальным меньшинствам).
- Медицинская (интолерантное отношение к людям, которые постоянно болеют; инвалидам)
Наиболее часто используются такие проявления нетерпимости:
- оскорбление
- игнорирование
- этноцентризм
- преследование
- расизм
- ксенофобия (все виды ненависти)
- фашизм
- национализм
- эксплуатация и т.д.
Теперь давайте рассмотрим как обстоят дела с толерантностью в Петербурге. По социальному опросу выяснилось:
80% - нетерпимы к национализму (Кавказофобия, китайцам)
84% - не испытывают конкуренции в профессиональной деятельности (рынок труда)
45% - не считают, что можно разрешить демографическую проблему.
40% - не считают, что можно решить демографию за счёт эмигрантов.
80% - против, что русский язык коверкается (Если ты приехал в Россию, должен выучить русский язык)
52% - смирились с тем, что чаще всего приходиться общаться с эмигрантами, которые вообще не говорят по-русски.
60% - не согласны с тем, чтобы их дети учились с детьми эмигрантов.
82% - готовы, чтобы их дети учились вместе с детьми мигрантов (но при условии, что мигранты приняли нашу культуру)
Думаю, что сейчас вы наглядно представили, что до толерантного отношения нашему обществу далеко. Поэтому необходимо начинать формирования толерантное отношения у ребенка. Но, прежде всего необходимо узнать, что происходит в семье у ребенка. Согласны ли родители, что воспитатель в детском саду будет формировать. Для этого необходимо проводить информирование родителей, что происходит в группе; просвещать родителей (т.е. пропаганду вести). Всячески вовлекать родителей в совместную деятельность.
А методы формирования у нас всё те же:
- Словесный (разъяснение, пояснения, беседы)
- Наглядный (картинки)
- Практический (поручения, показ на примере педагога)
Выше я говорила, что необходимо узнать как в семье относятся к вашим установкам. Для этого можно на одном родительском собрании провести такое анкетирование. Нарисовать каждому родителю «Древо семейных ценностей». И распределить 7 ценностей: уважение, любовь, здоровье, доверье, взаимопомощь, дисциплина, взаимопонимание. В корнях самое важное, в стволе не менее важное, в ветвях наименее важные ценности. Желательно от обоих родителей. И они могут добавить свои ценности. Из такой диагностики толерантности семьи, можно увидеть, что значимо для каждого члена семьи.
Ещё могу предложить диагностику, чтобы узнать как дети в группе относятся к детям других национальностей. Чтобы в дальнейшем знать над чем работать. Методика «Сестрёнки». Педагог предлагает придумать завершение рассказа под названием «сестрёнки».
«Однажды утром, когда дети сидели за столами д/с, открылась дверь и вошла заведующая д/с с двумя чернокожими девочками, малопохожими на тех, что находились в группе д/с. Одна из них произнесла тихо какие-то непонятные слова. Оказывается она поздоровалась по-английски, другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестрёнок зовут Бахарнем и Анина. Недавно они приехали с родителями из Эфиопии. Теперь будут ходить в наш сад. А дальше, вот что произошло… Продолжение рассказа необходимо зафиксировать, также как и вопросы педагога.
Результат может быть таков:
- Доброжелательное отношение к другим расам.
- Индеферентное.
- Недоброжелательное.
Не смогли продолжить рассказ.
Также могу предложить для формирования самотолерантности. (Я) у ребенка, т.е. формирование у ребенка представлений о собственный уникальности, умение рассказывать о своих достоинствах.
Оборудование: изобразительный материал (лист, карандаши)
Ход: Ребенку предлагается вспомнить какую рекламу он видел, далее подумать, что ребёнок умет делать лучше всех или какими качествами обладает. Деется время, после рисования, по желанию дети показывают свои саморекламы и можно устроить выставку (если ребенок согласен).
Также можно провести упражнения, для формирования умения договариваться (с детьми мл. шк, родителями, педагогами).
Ход: группа делиться по парам, которые садятся друг против друга.
- Тренировочный этан: ведущий называет цифру до 10 и предлагает парам одновременно их показать (сумма на четырёх руках). Показ одновременно, а не поочереди. С этой целью добавляется команда «Руки!»
- Без договорённости парам нужно показать числа от 10 до 20.
- Невербальное (без слов) договаривание. Парам предлагается одна минута, после называется цифра, чтобы договорится, как они покажут пальцы. Затем следует команда «Руки!»
- Вербальный договор (словами). Парам предлагается за 1 мин., договориться как они изобразят число 21 или 23. Далее следует команда «Руки!».
Упражнение «Общий рисунок»
Для развития навыков взаимодействия с партнёром (с 4 лет).
Оборудование: изобр. материал один на двоих.
Ход: предлагается молча договориться о теме сюжета рисунка. Затем в течении 10мин. детям предлагается одновременно рисовать на листе, пресекаются все попытки поговорить. Через 5 мин. после рисования даётся команда заполнить всё пространство на листе.
Обсуждение:
- соответствует ли рисунок задуманному сюжету?
- хочется ли что-то дорисовать, исправить?
- нравиться ли этот рисунок? Почему?
Параллельно наблюдаем:
- кто из детей преобладает на рисунке?
- в конце учим детей благодарить партнёра за рисунок. (Внезависимости понравилось рисовать с ним или нет).
В заключении хочу сказать, что весь мир, всех людей нам не переделать, не научить быть толерантными. Но, каждый в соей группе, в своём маленьком мире, если этим будет заниматься, кто знает, может наша работа поможет изменить со временем ситуацию во всем мире.
И хотела бы провести с Вами диагностику своего общего уровня коммуникативной толерантности.
Максимум по каждой шкале – 15б.
Общая по всем шкалам – 135б.
Чем выше число баллов, тем выше степень нетерпимости к окружающим. В среднем у воспитателей дошкольных учреждений – 31б.
У мед сестры – 43б.
У врачей – 40б.
И у педагогов обычно страдает шкала «Стремление подогнать рпартнёра под себя». Это профессиональное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины
Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины...
Проект "Знакомство с семейными традициями, как средство формирования толерантности у старших дошкольников"
Обоснование актуальности проекта:Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно с...
Организация деятельности воспитателя ДОУ по формированию толерантного сознания у дошкольников.
Первая среда научения толерантности дошкольников - это семья, группа сверстников. Наличие толерантного педагога, родителя есть необходимое условие становления личности дошкольника. В...
Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ: Кружок «Всезнайка» по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человече...
«Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством создания национальной среды ДОО»
Детский сад - первая ступень становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.
В статье представлен опыт работы по проблеме формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий...
ПРАКТИКУМ «Формирование позитивных установок у дошкольников к различным видам деятельности».
Сплочённый детский коллектив – необходимое условие для развития коммуникативных навыков ребёнка, культуры общения, формирования самостоятельности. От того, как складываются отношения со сверстни...