"Формирование толерантных установок у дошкольников"
учебно-методический материал по теме

Степанова Наталья Викторовна

Консультация для воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 72 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование толерантных установок у дошкольников»

Подготовила и провела:

 Степанова Н.В.

Санкт-Петербург

2012

Тема, о которой мы сегодня мы с Вами поговорим, звучит так: «Формирование установок толерантного сознания». Для начала хотела бы узнать, что вы знаете о толерантности. Как понимаете это «модное» сейчас слово. Ну, и послушайте определение как звучит.

Толерантность – стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от большинства или не придерживаются общепринятых мнений.

- Означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. (Декларация принципов толерантности, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995Г.))

Виды толерантности:

  1. Религиозная (толерантные отношение к людям другой веры)
  2. Этническая (толерантное отношение к людям другой национальности)
  3. Расовая (толерантное отношение к монголоидный расе)
  4. Политическая (толерантное отношение к людям, которые транслируют другие полит. взгляды). (Течение фричайл (без детей))
  5. Общественно-экономическая (ненависть к людям другого эконом. класса, богатые-бедные)
  6.  Моральная (уважение к людям, которые транслируют нравственные принципы)
  7. Гендерная (межполовая толерантность, непредвзятое отношение к представителям другого пола) (Ненависть к сексуальным меньшинствам).
  8. Медицинская (интолерантное отношение к людям, которые постоянно болеют; инвалидам)

Наиболее часто используются такие проявления нетерпимости:

- оскорбление

- игнорирование

- этноцентризм

- преследование

- расизм

- ксенофобия (все виды ненависти)

- фашизм

- национализм

- эксплуатация и т.д.

Теперь давайте рассмотрим как обстоят дела с толерантностью в Петербурге. По социальному опросу выяснилось:

80% - нетерпимы к национализму (Кавказофобия, китайцам)

84% - не испытывают конкуренции в профессиональной деятельности (рынок труда)

45% - не считают, что можно разрешить демографическую проблему.

40% - не считают, что можно решить демографию за счёт эмигрантов.

80% - против, что русский язык коверкается (Если ты приехал в Россию, должен выучить русский язык)

52% - смирились с тем, что чаще всего приходиться общаться с эмигрантами, которые вообще не говорят по-русски.

60% - не согласны с тем, чтобы их дети учились с детьми эмигрантов.

82% - готовы, чтобы их дети учились вместе с детьми мигрантов (но при условии, что мигранты приняли нашу культуру)

Думаю, что сейчас вы наглядно представили, что до толерантного отношения нашему обществу далеко. Поэтому необходимо начинать формирования толерантное отношения у ребенка. Но, прежде всего необходимо узнать, что происходит в семье у ребенка. Согласны ли родители, что воспитатель в детском саду будет формировать. Для этого необходимо проводить информирование родителей, что происходит в группе; просвещать родителей (т.е. пропаганду вести). Всячески вовлекать родителей в совместную деятельность.

А методы формирования у нас всё те же:

  1. Словесный (разъяснение, пояснения, беседы)
  2. Наглядный (картинки)
  3. Практический (поручения, показ на примере педагога)

Выше я говорила, что необходимо узнать как в семье относятся к вашим установкам. Для этого можно на одном родительском собрании провести такое анкетирование. Нарисовать каждому родителю «Древо семейных ценностей». И распределить 7 ценностей: уважение, любовь, здоровье, доверье, взаимопомощь, дисциплина, взаимопонимание. В корнях самое важное, в стволе не менее важное, в ветвях наименее важные ценности. Желательно от обоих родителей. И они могут добавить свои ценности. Из такой диагностики толерантности семьи, можно увидеть, что значимо для каждого члена семьи.

Ещё могу предложить диагностику, чтобы узнать как дети в группе относятся к детям других национальностей. Чтобы в дальнейшем знать над чем работать. Методика «Сестрёнки». Педагог предлагает придумать завершение рассказа под названием «сестрёнки».

«Однажды утром, когда дети сидели за столами д/с, открылась дверь и вошла заведующая д/с с двумя чернокожими девочками, малопохожими на тех, что находились в группе д/с. Одна из них произнесла тихо какие-то непонятные слова. Оказывается она поздоровалась по-английски, другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестрёнок зовут Бахарнем и Анина. Недавно они приехали с родителями из Эфиопии. Теперь будут ходить в наш сад. А дальше, вот что произошло… Продолжение рассказа необходимо зафиксировать, также как и вопросы педагога.

Результат может быть таков:

  1. Доброжелательное отношение к другим расам.
  2. Индеферентное.
  3. Недоброжелательное.

Не смогли продолжить рассказ.

Также могу предложить для формирования самотолерантности. (Я) у ребенка, т.е. формирование у ребенка представлений о собственный уникальности, умение рассказывать о своих достоинствах.

Оборудование: изобразительный материал (лист, карандаши)

Ход: Ребенку предлагается вспомнить какую рекламу он видел, далее подумать, что ребёнок умет делать лучше всех или какими качествами обладает. Деется время, после рисования, по желанию дети показывают свои саморекламы и можно устроить выставку (если ребенок согласен).

Также можно провести упражнения, для формирования умения договариваться (с детьми мл. шк, родителями, педагогами).

Ход: группа делиться по парам, которые садятся друг против друга.

  1. Тренировочный этан: ведущий называет цифру до 10 и предлагает парам одновременно их показать (сумма на четырёх руках). Показ одновременно, а не поочереди. С этой целью добавляется команда «Руки!»
  2. Без договорённости парам нужно показать числа от 10 до 20.
  3. Невербальное (без слов) договаривание. Парам предлагается одна минута, после называется цифра, чтобы договорится, как они покажут пальцы. Затем следует команда «Руки!»
  4. Вербальный договор (словами). Парам предлагается за 1 мин., договориться как они изобразят число 21 или 23. Далее следует команда «Руки!».

Упражнение «Общий рисунок»

Для развития навыков взаимодействия с партнёром (с 4 лет).

Оборудование: изобр. материал один на двоих.

Ход: предлагается молча договориться о теме сюжета рисунка. Затем в течении 10мин. детям предлагается одновременно рисовать на листе, пресекаются все попытки поговорить. Через 5 мин. после рисования даётся команда заполнить всё пространство на листе.

Обсуждение:

- соответствует ли рисунок задуманному сюжету?

- хочется ли что-то дорисовать, исправить?

- нравиться ли этот рисунок? Почему?

Параллельно наблюдаем:

- кто из детей преобладает на рисунке?

- в конце учим детей благодарить партнёра за рисунок. (Внезависимости понравилось рисовать с ним или нет).

   В заключении хочу сказать, что весь мир, всех людей нам не переделать, не научить быть толерантными. Но, каждый в соей группе, в своём маленьком мире, если этим будет заниматься, кто знает, может наша работа поможет изменить со временем ситуацию во всем мире.

И хотела бы провести с Вами  диагностику своего общего уровня коммуникативной толерантности.

Максимум по каждой шкале – 15б.

Общая по всем шкалам – 135б.

Чем выше число баллов, тем выше степень нетерпимости к окружающим. В среднем у воспитателей дошкольных учреждений – 31б.

У мед сестры – 43б.

У врачей – 40б.

И у педагогов обычно страдает шкала «Стремление подогнать рпартнёра под себя». Это профессиональное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины

Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины...

Проект "Знакомство с семейными традициями, как средство формирования толерантности у старших дошкольников"

Обоснование актуальности проекта:Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно с...

Организация деятельности воспитателя ДОУ по формированию толерантного сознания у дошкольников.

Первая среда научения толерантности дошкольников  - это семья, группа сверстников.  Наличие толерантного педагога, родителя есть необходимое условие становления  личности дошкольника. В...

Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ: Кружок «Всезнайка» по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человече...

«Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством создания национальной среды ДОО»

Детский сад -  первая ступень становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.

В статье представлен опыт работы по проблеме формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий...

ПРАКТИКУМ «Формирование позитивных установок у дошкольников к различным видам деятельности».

Сплочённый детский коллектив – необходимое условие для развития коммуникативных навыков ребёнка, культуры общения, формирования самостоятельности. От того, как складываются отношения со сверстни...