Родительское собрание общее "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника".
методическая разработка по теме

Методическая разработка общего родительского собрания ДОУ  "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника". Цель: Установление  сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Предназначено для воспитателей, старших воспитателей, заведующих ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchee_roditelskoe_sobranie_v_dou.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения общего родительского собрания МДОУ

Дата проведения:                               год

Место проведения: музыкальный зал ДОУ

Тема: Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника.

Цель: Установление  сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи: 1.Формировать педагогическую компетентность родителей.     2.Познакомить родителей с задачами и перспективами развития ДОУ на данный год.

3.Дать представления о том, какая работа осуществляется по развитию личности ребенка в ДОУ.

Предварительная работа: анкетирование родителей, серия занятий в изостудии "Моя семья", подготовка памяток для родителей, выставка работ детей в зале.

План работы:

1. Обращение заведующей ДОУ Юдиной М.В. Перспективные линии развития ДОУ на 2008-09 учебный год. Пути совершенствования материально-технической  базы ДОУ.

2. Тренинг "Знаем ли мы своего ребенка и умеем ли              Невтеева С.В.

  общаться с ним".    

5.  Развитие художественных способностей детей в ДОУ Гранкина М.В.

7."Развитие музыкальности детей дома" Сурина О.В.

8. "Общение в семье в рисунках детей. Как определить эмоциональный фон семьи и благополучие в семье по рисунку детей. Невтеева С.В.

8. Обратная связь: мини-анкета "Что я взял для себя с данного собрания" Невтеева С.В.

Литература:

1. Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества.// Управление ДОУ, №4, 2006,с.83.

2.Неретина Э.Б. Педагогическое просвещение родителей, или школа для мам.//Управление ДОУ, №3,2003, с.104.

3. Тумбатова И.В. Круглый стол по проблеме взаимодействия ДОУ с родителями.// Управление ДОУ, №8, 2006, с.89.

4. Федотова Т.В. Роль наглядной информации в сотрудничестве детского сада с семьей.// Управление ДОУ, №4, 2006, с.85.

5. Ратниченко С. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника.//Детский сад от А до Я,  №1, 2007, с.150.

Ход собрания:

Заведующая МДОУ Юдина М.В.:

- Уважаемые родители, здравствуйте!

Начался учебный год, и мы задаём себе вопрос, каким он будет? А каким он будет, в основном, зависит от нас, от вас, от наших совместных усилий, от того, насколько тесно мы будем с вами сотрудничать.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения чрезвычайно востребованы. Более того, они призваны сыграть значительную роль в реализации национальных проектов, как в области развития образования, так и в области поддержки семьи. Однако на протяжении последнего двадцатилетия в обществе сложилась такая тенденция: было принято обсуждать только недостатки в работе детских садов, что привело к существенному снижению социального статуса и самого детского сада как социального учреждения, и его работников. И как не прискорбно, такое положение сохраняется и на сегодняшний момент. Но мы, работники детского сада стараемся предпринять всё возможное, чтобы исправить такое положение, и я думаю, что при более тесном нашем взаимодействии мнение о детском саде у вас изменится.

Идея об отказе от государственного финансирования дошкольных образовательных учреждений поставила их в полную зависимость от региональных и муниципальных органов власти. Поэтому не приходится удивляться тому, что детские сады, расположенные в разных местностях, значительно отличаются друг от друга по своей материальной обеспеченности. Бытует такое мнение, что наш детский сад по сравнению с другими детскими садами района финансируется лучше. Мнение ошибочно, у нас один учредитель и финансируют нас одинаково. Просто в нашем детском саду сложились свои правила и свои традиции. Ежегодное участие нашего дошкольного учреждения, начиная с 1999 года, в различных конкурсах различного уровня (районного, областного), позволило нам повысить материальную базу детского сада. За эти годы мы приняли участие в пяти областных конкурсах (плюс районные) и всё время занимали призовые места и естественно детскому саду вручались премии, которые использовались нами на создание развивающей среды детского сада.

Нельзя не отметить участие родителей в жизни нашего учреждения. Материальная и физическая помощь родителей наших воспитанников для нас очень много значат. Благодаря вам, уважаемые родители, детский сад, конечно же, преображается.

Но дошкольные образовательные учреждения – это не только стены, здание и материальная база, что, конечно, очень важно. Это, прежде всего, дети – весёлые, здоровые, жизнерадостные, любопытные, удовлетворённые не только материально, но и духовно. Это – педагоги, специалисты, люди творческие, любящие свою профессию. И существует детский сад для того, чтобы маленькие дети могли получить полноценное воспитание и образование, соответствующее своему возрасту, могли гармонично развиваться в разнообразных видах деятельности – игре, творчестве, учёбе, открытии и познании окружающего мира.

А какой он, современный ребёнок дошкольного возраста? Хорошо ли мы – воспитатели, специалисты, родители его знаем и понимаем? Эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся обсудить.

На протяжении нескольких лет наш детский сад тесно сотрудничает с Оренбургским государственным педагогическим университетом по проблеме "Становление духовного мира ребёнка в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования" и началось это сотрудничество с 2004 года. За эти годы проделан очень большой кропотливый труд. Под руководством научных сотрудников нашими педагогами разработаны и внедряются в работу свои программы, программы, применимые именно в нашей местности и именно для наших детей. Эти программы одобрены и рецензированы  научными руководителями Оренбургского гос. пед. университета.

Введены в штат детского сада не только новые должности (психолог, логопед, педагоги дополнительного образования: руководитель изодеятельности,  руководитель физкультуры, хореограф, эколог), вводятся и новые интересные формы работы. Подробнее об этом вам расскажут наши специалисты.

Работа наших педагогов была замечена, одобрена органами власти и в июле этого года наш детский сад был официально переименован в МДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников". Я считаю, что это очень высокая оценка нашего труда.

Но чтобы работа детского сада была более эффективной, мы с вами должны выработать более чёткие линии взаимодействия. Во-первых, видеться с вами и вашими детьми мы должны ежедневно. Ошибаются те родители, которые считают, что ежедневное посещение ребёнком детского сада необязательно. Очень даже зря. Любой пропуск – это очень серьёзный пробел в знаниях, ведь занятия в детском саду проводятся, уже начиная с 1-ой младшей группы, проводятся в системе и если из этой системы выпадает какое-то звено, результат не совсем положителен.

 Результаты проведённого с родителями анкетирования говорят о том, что основная масса родителей, из-за своей занятости не могут уделять занятиям с детьми должного внимания. Поэтому с сожалением приходится констатировать тот факт, что в современных условиях семейное воспитание несёт значительные потери в связи с крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране, вынуждающей родителей переключить усилия на создание материального фона семьи как условия её выживания. Но не стоит забывать, что пища духовная не менее важна, чем пища насущная. И всё же большинство родителей, придя за ребёнком вечером в детский сад, интересуются у детей, не тем, чем они сегодня занимались, а тем, чем их сегодня кормили. А кормят их, я вас уверяю, очень даже хорошо.

Во-вторых, не стесняйтесь спрашивать у педагогов, как прошёл день у вашего ребёнка. Если что-то недопоняли, или у вас появилась какая-то проблема, решайте её сразу, не дайте накопиться обиде. Уверена, мы с вами сможем понять друг друга. Ведь у нас одна цель – сделать наших детей счастливыми. А чтобы они были счастливы, состоялись в жизни как личности, нашли своё место в этом мире, нужно постараться сейчас. Ведь именно в дошкольном возрасте "сеют семена" будущего. И нужно вложить немало любви, терпения и, конечно же, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

     Старший воспитатель Невтеева С.В.: Уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего собрания " Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника" Данная тема взята нами неслучайно. Ведь эмоциональное развитие оказывает существенное влияние на полноценное развитие ребенка. Особая роль в формировании эмоциональной сферы принадлежит семье. Вы уже знаете, что наш сад осуществляет работу с детьми с приоритетом художественно-эстетического воспитания. Т.е педагоги ведут углубленную работу по развитию у детей изобразительных, музыкальных, эстетических умений. Для нас данная тема актуальна с позиции формирования у детей положительных эмоции по восприятию искусства и формирования у детей художественно-эстетических способностей

    Эмоциональное развитие дошкольника, являясь важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. Огромно значение эмоций в познавательной сфере, приобретении навыков учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами родителями, обретении уверенности в себе и своих возможностях, развитии потребности в успехе. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятия, воображение, память, мышление. Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятными и неприятными. Влияние эмоций сказывается и на восприятии: для радостного человека все вокруг позитивно, рассерженный человек замечает кругом лишь негатив, что усиливает его гнев. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Психологической особенностью эмоциональной памяти является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Существуют связи эмоций с мышлением. Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Положительные эмоции усиливают мотивацию, отрицательные - уменьшают. Волевые процессы так же связаны с эмоциями. Настроение ребенка отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения, развертывании процесса достижения цели.  Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.

    Разбалансировка эмоций способствует возникновению расстройств и психических заболеваний, приводящих к отклонениям в  развитии личности ребенка, нарушению социальных контактов. Вот почему сегодня мы будем учиться налаживать эмоциональный контакт с детьми  в семье.

    Семья служит духовным укрытием человека от жизненных невзгод. Она укрепляет силы и волю к жизни. Воспитание ребенка в семье с первых дней его жизни закладывает основы личности, подготавливает  ту почву, на которую в дальнейшем будут ложиться воспитательные воздействия школы и влияние окружающей среды (социума).

    Лавина социально-экономических проблем, перестройка социальных отношений больнее всего ударила по детям. Дети, пропитанные  духом наших эмоциональных комплексов и страхов, видя нашу несостоятельность и бессилие, могут вырасти несвободными и ущербными людьми.

  Перед собранием вы заполняли анкеты "Стратегия воспитания в семье", "Информация о работе ДОУ". Анализ  анкет "Стратегия воспитания в семье" показывает, 100% опрошенных поддерживают любые успехи ребенка, помогают достичь большего и лучшего. 68%-дают право выбора. Это говорит о том, что не все еще так плохо, но при этом   90% опрошенных отмечают недостаток времени для общения с ребенком,  87% родителей мало разговаривают с детьми, рассказывают о себе, 53% -редко интересуются жизнью детей, их делами и интересами, увлечениями. А это приводит к отдалению родителей и детей, лишает возможности находиться с ребенком в эмоциональном контакте. Более чем у  80% опрошенных родителей не хватает терпения в общении с детьми, 90%- культурных, педагогических и психологических знаний. Родители не достаточно контролируют режим детей, их занятия, не умеют организовать труд и отдых  своих детей, а это существенно обедняет жизнь дошкольников эмоционально и духовно.    Давайте сформулируем несколько простых правил общения с ребенком.

  • Идеальные представления о детях и их воспитании следует соотносить с конкретными обстоятельствами.
  • Ребенок может (но не должен) развиваться, меняться так, как хотят его родители. Мы с вами тоже стали не все как хотели наши родители. Давайте вспомним себя в детстве.

Упражнение: "Я в детстве" Напишите на листочке 2-3 прилагательных, которые охарактеризуют вас, какими вы были  в детстве. А теперь охарактеризуйте своего ребенка. (листочки прикладываются рядом)( Зачитать выборочно) Вот мы видим, что с позиции ребенка мы выше оцениваем себя, а в позиции родителя- оценка ниже. А родители должны уважать и ценить  ребенка с первых проявлений личности, поддерживать его и его успехи. А для этого вы должны знать ребенка.

Упражнение" Моя любимая игрушка": Вспомните свою любимую игрушку в детстве и чувства, которые она вызывала, где она сейчас…..(спросить выборочно) Какие эмоции вызывают данные воспоминания у вас? (спросить)

    А теперь вспомните, чем занят ваш ребенок, что привлекает его внимание, вызывает положительные эмоции. А знаете ли, вы какая любимая игрушка у своего ребенка. ( Спросить выборочно).

    Мы с вами сейчас окунулись в мир своего детства, эмоционально вспомнили его. Пусть это даст вам почву для размышления во взаимодействии со своим ребенком, ведь часто мы не понимаем его, требуем и заставляем действовать по образцу, инструкции. Как часто наш ребенок слышит: "Нельзя", "Не болтай", "Не отвлекай!". Как изменить ситуацию, способ общения с ребенком. Для этого я вам предлагаю

Упражнение разрешение ситуации: Родителям раздаются карточки с приемлемыми и неприемлемыми высказываниями в адрес ребенка.

  • "если еще раз увижу…"(угроза)
  • "Я так и знала…"(упрек)
  • "Сколько раз вам можно говорить…"(нотация)
  • "Кто это сделал?" (вопрос к детям)
  • "Не мешайте мне!" (требование)
  • "От вас ничего хорошего не дождешься" (отрицательная превосходящая оценка)
  • "Расскажите, как это произошло" (выяснение мотива несправедливого отношения к сверстнику)
  • "Неужели это сделали вы?" (недоумение)
  • "Я вам расскажу, что произошло" (убеждение и разъяснение)
  • "Я думаю, что вы сами попробуете понять, что произошло" (ориентация на самих детей)
  • "Я уверена, что вы так больше не поступите" (превосходящая положительная оценка)
  • "А вот Ваня и Андрей с соседнего подъезда всегда играют дружно" (сравнение)

   Каждый из вас взяв карточку, отвечает на вопрос: Можно ли так говорить ребенку? кратко комментирует смысл ответа.

Вывод: Психологи рекомендуют заменить запретную и назидательную форму общения с детьми. Взрослые должны чаще говорить ребенку:"Как ты думаешь?", "давай посмотрим", "Хочешь послушать мое мнение?". А в случае слово "Нельзя" заменить на слово "Опасно". В каждой благополучной семье должны выполняться 4 закона :

  • Закон первый: единства требований отца и матери к ребенку
  • Закон второй: значимости похвалы для ребенка
  • Закон третий: трудового участия каждого члена семьи
  • Закон четвертый: разделения в равной мере материальных и моральных благ между детьми и взрослыми.

Если данные законы выполняются, а родители-оптимисты, то и эмоциональное самочувствие ребенка в семье будет благополучное.

   В семье ребенок получает первые эстетические эмоции, связанные с познанием мира искусства: музыки, художественного творчества и т.п., которые в дальнейшем мы развиваем  в детском саду. Как правильно развить музыкальность ребенка дома расскажет вам музыкальный руководитель Сурина О.В. 

-  Исследования ученых показывают, что занятия музыкой в дошкольном возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детском саду.

   Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Для полноценного развития музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей, ведь семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство  с родными.

Но, к сожалению, все семьи имеют разный уровень социальной культуры: в одних  к музыке относятся с уважением, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности;

в других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план,

вследствие чего в семье возникает эмоциональная холодность и неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка, а  прежде всего на его творческих способностях. Поэтому родителям надо помнить, что там, где взрослые любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается

особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка.

Полезно закреплять полученные впечатления детей, расспрашивая их о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, братиком или сестренкой,  что способствует взаимопониманию и формирует любовь  к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: телевидение, радио, аудиозаписи, диски, караоке. Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца. Иногда говорите, что забыли, как надо петь или играть на инструменте – попросите ребенка вас этому научить. После разучивания новой песенки, играйте и пойте ее с вашим ребенком для бабушки, дедушки и гостей. Записывайте выступления малыша на аудио и видеокассеты, посещайте вместе с ним концерты.

  Неплохо организовать дома музыкальный уголок, где   будут  находиться  музыкальные инструменты. Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребенка с музыкой состоялась вовремя и чтобы музыка стала их верным помощником в деле воспитания  ребенка.

  Детство также невозможно без ярких и веселых праздников, которых дети ждут с нетерпением. Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, в мир ярких зрительных восприятий, в мир увлекательных игр и затей. Ведь то, что ребенок запоминает  в детстве, остается с ними на всю жизнь. Очень жаль, что детский праздник в доме – это лишь шум и суматоха, многолюдное веселье для взрослых, а маленький человек остается лишь свидетелем, но не участником общего торжества.

   Возьмем, к примеру, день рожденья ребенка. Чей это праздник?

Его или взрослых? Сколько приятного волнения, сколько заманчивого ожидания, однако нередко этот день ему кроме огорчений ничего не приносит. Приходят родственники, друзья, знакомые родителей. Все садятся за стол, в честь именинника поднимают тосты назидательного характера: « Будь умненьким!»,

« Расти большой и сильный», «Слушайся маму и папу», а затем забывают о виновнике торжества. Вот и вся программа вечера…

Утомленного шумом и замечаниями родителей « Не вмешивайся в разговоры взрослых!», «Сиди спокойно, а то испачкаешь тете платье!» и.т.д. ребенка отправляют пораньше спать, ведь нельзя же портить взрослым настроение (при ребенке не поговорить, не поострить). А бывает и такая картина: малыш засиживается за столом до полуночи  и гости делают его невольным свидетелем шуток, споров на темы, далеко непредназначенные для детей.

А на следующий день никаких радостных воспоминаний, лишь подарки, напоминающие о минувшем торжестве.

    Но ведь можно так продумать проведение праздника, что будет интересно и взрослым и детям. Для ребенка праздник начинается с ожидания и это ожидание, царящее в доме, создает настроение приподнятости, чего-то необычного, солнечного. И почему в такой день не сказать, что за этот год он стал совсем большой. Это ли не стимул, о котором мы часто забываем, подтягивающий растущего человека, формирующий в нем чувство взросления?

   Ребенок должен почувствовать, что возрастает его ответственность перед окружающими, перед собственным «Я». Именинник должен принимать участие в подготовке к торжеству. Еще накануне, когда идут приготовления к приему юных гостей, вы вместе с ребенком намечаете программу дня. Подумайте, кого пригласить, чем занять и развлечь друзей. Может быть, стоит организовать самодеятельный концерт, где чтение стихов будет чередоваться с музыкальными номерами: исполнением песен, игрой на музыкальных инструментах, танцами. Или устроить театрализованное представление? Театральное искусство близко и понятно  детям, так как в его основе лежит игра, а главное, театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребенка. Вместе с детьми  вы можете  организовать кукольное представление, причем игрушки можно изготовить своими руками из подручного материала. Так, при помощи вашей фантазии, простые предметы можно превратить в персонажи  кукольного театра. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком, а бумажный пакетик может превратиться в веселого человечка. Это не просто забавно, это вдохновляет детей на собственные творческие эксперименты.

   Дети должны не только наслаждаться радостью, предназначенной им, они и сами должны быть творцами радости для других. Вот почему так важно, чтобы семейные торжества развивали в растущем человеке чуткость, отзывчивость, умение радоваться вместе. Ребенок  должен знать, что бывают не только его праздники, они есть и у папы и у мамы, дедушки, бабушки,  сестренки или  брата. Он должен готовиться к ним, потому что общие интересы, сопереживания сближают детей и родителей. В таких семьях дети растут дружными, заботливыми, внимательными друг к другу и  к старшим. Это ли не высшая оценка родительского труда?

    После шумного праздника успокоить ребенка можно при помощи  музыки. Достаточно всего  несколько минут  в день для прослушивания музыки  и впоследствии ваш ребенок будет сам с нетерпением ожидать того момента, когда вы поставите ему успокаивающую музыку на CD  плеере или магнитофоне.

   Предоставьте ребенку огромное разнообразие музыки, которым он сможет наслаждаться. Потратьте время на то, чтобы определить, какого типа музыка нравится вашему ребенку.

    В вашей семейной фонотеке необходимо иметь диски  с детскими песнями, классической музыкой, звуками природы, музыкой для релаксации, колыбельные песни, которые можно ставить ребенку в конце дня, чтобы помочь ему успокоиться перед сном.

Также, было бы неплохо петь ребенку время от времени.

   Хочу спросить присутствующих здесь родителей: Поете ли вы колыбельные песни своим детям? Поднимите руки те, кто поет.

 Да, к сожалению, вас очень мало.

Как вы считаете, почему мы забыли колыбельные? Почему их перестали петь своим детям?

Современные мамы… Все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас мамы если и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора. В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной как средства развития ребенка и общения с ним.

Во-первых, именно колыбельная помогает ребенку успокоится после дня, который бывает и трудным и утомительным. Малыш часто переполнен впечатлениями и эмоциями, ему тяжело бывает просто перейти в спокойное состояние отдыха.
Колыбельная расслабляет, помогая в этом – причем не только словами и мелодией. Во многих семьях ежевечерняя колыбельная – это ритуал. Ребенок знает уже, что сейчас мама споет песенку – и все тревоги и заботы будут забыты до утра. Можно закрыть глаза и уснуть ведь мама – самое дорогое и родное существо –посредством колыбельной убеждает в том, что все хорошо и сон не будет нарушен. Второе значение колыбельной  для ребенка состоит в получаемой им из песни информации. Бессмысленных колыбельных не бывает. Так что эти песни являются, по сути, кодом, призванным донести до младенца необходимый объем информации. А еще их считают замечательным терапевтическим средством.

По заявлениям медиков, колыбельные способны служить профилактикой двигательных и речевых расстройств, а, кроме того, они благотворно влияют на детей чрезмерно впечатлительных, нервных, или же переживших какую – либо душевную травму, перенесших стресс. Так что колыбельные песни не только принесут ребенку хорошее настроение, но и помогут вырастить его здоровым. Специалисты утверждают: люди, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращена к нему, передает ему свои тепло и нежность, ласково поглаживает малыша. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна.

    Привить ребенку  любовь к музыке вовсе не сложно, просто в семье необходим благоприятный климат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает поддержку в своих начинаниях.

     В заключении хочется пожелать вам, дорогие родители, почаще

беседовать с ребенком о музыке, петь вместе с ним понравившиеся песни, сочинять и ставить домашние  кукольные  театры, приучать ребенка слушать хорошую, правильную музыку, в которой заключен потенциал эмоционального, нравственного и познавательного развития.

Если у вас возникнут затруднения в выборе музыки для прослушивания, а так же при  разработке сценариев  детских праздников,  вы можете обратиться  к   воспитателю или  музыкальному руководителю. Мы всегда будем рады вам помочь!

   Ведущий: О том, как работает изостудия ДОУ, расскажет руководитель изостудии Гранкина М.В.

   Старший воспитатель: В современных условиях информационного пространства остро необходимы помощь и руководство близких ребенку взрослых в развитии и формировании партнерских навыков общения. Поэтому очень важна в семье атмосфера раскованности и психологического комфорта. Наряду с положительными эмоциями у ребенка могут возникать и эмоции отрицательные. Не надо их бояться, нужно вовремя их заметить и, определив причину исключить ее. Это можно сделать с помощью рисуночного теста "Моя семья". Заранее мы провели серию занятий по теме "Моя семья". Рисунки детей вы видите на выставке. Каждый рисунок может рассказать , что волнует ребенка в семейных отношениях, кого он больше любит, кто для него авторитет, чувствует ли он себя членом семьи, понять  уровень благополучия в семье.

Мы с вами сейчас попробуем сделать анализ некоторых рисунков. Они анонимны, лишь пронумерованы.

Основные критерии по оценке рисунка:

  1. Наличие на рисунке всех членов семьи
  2. Расположение изображений на рисунке.
  3. Размер изображений, расстояние между ними
  4. Цвет в рисунке

   Рассмотрим  рисунки под номером 1: присутствуют все члены семьи, они изображены вместе, в яркой красочной палитре, расстояние между членами семьи близкое, что говорит о об эмоциональной близости ребенка и взрослых, в центре рисунка- ребенок чувствует свою значимость, ощущает себя необходимым в семье- все это говорит о благополучном климате в семьях.

Рисунки под номером 2 и 3: На данном рисунке, несмотря на наличие яркой цветовой гаммы, говорящей о положительных эмоциях ребенка, отсутствует 1 или 2 члена семьи. Причинами могут быть отсутствие эмоционального контакта ребенка с этими членами семьи, либо наличие негативных бессознательных чувств у ребенка по отношению к ним. Но в тоже время наличие всех частей тела, приветствующая поза изображенных говорит об эмоциональном комфорте ребенка.

Здесь мы видим еще одну особенность семьи, авторитетом в семье являются мамы. Чем крупнее изображение, тем он значителен для ребенка. Ребенок рисует себя выше дерева, это говорит о завышенной самооценке, а дерево между ним и мамой о разобщенности в семье.

Если в рисунке много предметов между ребенком и родителями, это говорит о тревожности, низкой самооценке ребенка. Он жаждет быть нужным и необходимым. Рисунок 4.

На рисунке 5 ребенок нарисовал себя одного в доме с игрушкой. Это говорит о неблагополучии в семье, ребенок не чувствует себя членом семьи, но то, что он сильно нажимает на карандаш, даже переходит на штриховку говорит о том, что он чувствует это и хочет изменений в жизни. В тоже время яркие цвета дают надежду о положительных эмоциях ребенка во время рисования.

Подробный текст проведения рисуночного теста "Моя семья" мы размножим и раздадим в группы, при желании вы можете провести его дома.

   Заключительное слово: Конечно, трудно подчинить всю жизнь интересам ребенка, но следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают у них старшие.

  Уважаемые взрослые! Только вы отвечаете за свое эмоциональное и физическое  благополучие, за ваше будущее - ваших детей. Достигайте такой степени эмоционального благополучия, которая позволит вам полноценно прожить каждый день вашей жизни и достойно воспитать вашего ребенка.

 А теперь заполните небольшие анкеты по итогам собрания

-Чему я научился?

-Послужит ли полученные знания изменениям во взаимодействии с ребенком?

-Какие эмоции испытали сами?

- Ваши пожелания:

О правилах жизни ребенка в семье

(памятка для родителей)

  • Правила (ограничения, запреты, требования) - неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье.
  • Хорошо, если правил(ограничений, запретов, требований) не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.
  • Все ограничения, запреты, требования усваиваются ребенком при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьи.
  • Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного, разъяснительного тона, а не повелительного.
  • Обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок. Чем разнообразнее они – тем лучше. Принципиальность уместна менее всего!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Презентация консультации для педагогов на тему "Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника"

Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема педагогики, медицины или правоохранительных органов. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением. Презентационный ...

Конспект родительского собрания по теме: «Значение рисования в развитии дошкольников»

Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста....

«Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника»

Статья о влиянии семейного воспитания на эмоциональное развитие дошкольника....

Конспект родительского собрания (младший возраст) «Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника»

Собрание по данной теме рекомендовано проводить с родителями воспитанников в период адаптации....

Родительское собрание. Тема "«Воспитание культуры поведения у младших дошкольников»

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предлагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, ...