"Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми"
консультация по теме
Структура НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_zanyatiy_v_forme.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации занятий в форме
совместной партнёрской деятельности
взрослого с детьми
1. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
В дошкольном учреждении используется три формы занятий:
Занятие включает в себя три этапа: начало занятия, основная часть и окончание
Какие виды занятий можно проводить с детьми:
- Занятия, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные);
- Занятия, в ходе проведения которого происходит интеграция различных видов одной и той же деятельности (лепка предметная, лепка сюжетная и т.д.) или техник её выполнения (техника рисования пальцем, техника клякс и т.д.), в результате чего происходит усвоение детьми новых приёмов деятельности. (Комбинированные);
- Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные);
2. Как теперь трактуется понятие «Занятие» в связи с введением ФГТ?
Занятие теперь трактуется как занимательное дело, без отождествления его с занятием, как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностей – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направленных на освоение ребенком одной или нескольких образовательных областей. Это не значит, что педагоги перестанут заниматься с детьми.
Обучение остается ведущим образовательным процессом дошкольников, который ведет за собой воспитание и развитие.
В процессе организации детских видов деятельности должны быть использованы адекватные формы работы с ребенком.
-Какие формы работы вы используете в работе с детьми?
Детская деятельность | Формы работы |
Двигательная | • Подвижные дидактические игры. • Подвижные игры с правилами. • Игровые упражнения. • Соревнования |
Игровая | • Сюжетные игры. • Игры с правилами |
Продуктивная | • Мастерская по изготовлению продуктов детского • Реализация проектов |
Коммуникативная | • Беседа. • Ситуативный разговор. • Речевая ситуация. • Составление и отгадывание загадок. • Сюжетные игры. • Игры с правилами |
3. Главной деятельностью взрослого с ребёнком становится не научение. Ребёнок должен добывать знания сам. Необходимо на фронтальном занятии давать задания по подгруппам и индивидуально (дифференцировано).
В соответствии с требованиями ФГТ мы должны пересмотреть организацию образовательной деятельности с детьми, в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
-Как вы понимаете, кто такой партнёр и что такое партнёрская позиция?
Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка:
- Активности;
- Самостоятельности;
- Умения принять решение;
- Пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно;
- Вызывает стремление к достижению;
- Благоприятствует эмоциональному комфорту.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
В разные моменты непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой):
Структура НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:
Этап | Действия (позиция) воспитателя |
Начало занятия | Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация – Приложение 1) |
Основная часть занятия | Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. |
Окончание занятия | Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. |
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности:
- максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании;
- свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.
- Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге.
От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за одними столами, а взрослого – за своим столом.
Такая совместная деятельность взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей.
Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
Дети включаются из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками.
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает или возникают временно.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы.
Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
В заключении сформулируем существенные характеристики организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:
1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.
4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Составить занятие в форме партнёрской деятельности, продумать задания, место расположения воспитателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.
Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
Особенности работы по созданию игровой мотивации
на разных возрастных этапах
Младший дошкольный возраст
1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
3. Вы исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации и говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.
5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
6. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.
Средний возраст
В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации.
Первый тип как для предыдущей возрастной группы.
Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).
В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется
Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Пример проблемной ситуации:
Деловая игра
1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.
2 группа (средний возраст) - создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.
3 группа (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ СОВМЕСТНОЙ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ.
Направление - Реализация Федеральных Государственных требований в системе дошкольного образования....
Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...
Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
В последние годы образовательная работа с детьми 5—7 лет все больше становится похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая, продукт...
Консультация для педагогов «Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми»
Консультация для педагогов...
Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности
При реализации Программы в продуктивных видах деятельности перед воспитателями и родителями стоит задача развития у детей творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать...
Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...