Прект Повышение профессиональн компетентн-ти пдагогов пот худ-эст развитию детей
методическая разработка по теме

Практико-ориентированный проект «Повышение профессиональной компетентности воспитателей по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ № 18

Практико-ориентированный проект

«Повышение профессиональной компетентности воспитателей по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Исполнитель:

Поддубнова Н.В.

старший воспитатель МДОУ № 18 «Ручеек»

г. Новотроицка

Цель проекта:

  • Исследовать профессиональную компетентность воспитателя ДОУ в области художественно-эстетического развития дошкольников и возможности ее роста.

Задачи проекта:

1.  Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно- методическую литературу по проблеме профессиональной   компетентности воспитателя.

  2. Определить содержание профессиональной компетентности воспитателя в области художественно-эстетического развития дошкольников.

  3. Опытно-экспериментальным путем обосновать влияние методической работы на повышение уровня профессиональной компетентности воспитателя в сфере художественно-эстетического развития  дошкольников.

  4. Составить рекомендации по оценке уровня профессиональной компетентности воспитателя в области художественно-эстетического развития дошкольников и содержанию методической работы, направленной на ее повышение.

Актуальность выражается в противоречиях:

  • Между современными требованиями к профессиональной  компетентности педагога и недостаточной профессиональной подготовкой воспитателей  в ДОУ

     (как стажистов, так и молодых педагогов)

  • Художественно-эстетическое развитие детей,  являясь  одним  из  важных приоритетов  в   содержании   образования,   недостаточно   осознается воспитателями    как    возможность   гуманизации   педпроцесса   и       возможность  социально-личностного   развития     ребенка.

Этапы реализации проекта

Организационно-

прогностический

(I квартал ... учебного года)

Подбор, изучение и анализ литературы по теме проекта. Разработка направлений деятельности. Определение ресурсов реализации проекта. Подбор и разработка диагностических и оценочных методик.

Планово-прогностический

(II квартал …учебного года)

Разработка целей, задач, форм и методов работы, планирование и разработка материалов, проведение диагностики профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Материально-технический (III квартал

… -учебного года)

Методическое обеспечение мероприятий, установление социальных связей.

Деятельностно-практический

(IV квартал…;

I и II квартал …г.)

Реализация работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Итогово-аналитический

(III квартал …учебного года)

Проведение изучения результатов опытно-экспериментальной работы (диагностика и оценка, математическая обработка результатов, анализ данных, формулирование выводов.

Ожидаемый результат:

Уровень профессиональной компетентности воспитателя по руководству художественно-эстетическим развитием дошкольников повысится при соблюдении следующих условий:

     

  •      выявления содержания профессиональной компетентности воспитателя в данной области;
  •      применения  разнообразных форм  методической работы;
  •      организации обучения педагогов на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода;
  •      активизации педагогов в процессе обучения с помощью интерактивных приемов и методов;
  •     повышения мотивации воспитателей к самообразованию и расширению собственного опыта.

Рекомендации по оценке уровня профессиональной компетентности воспитателя в области художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ

Содержанию методической работы, направленной на ее повышение, представленное примерными разработками методических мероприятий.

Риск:

 Недостаточный уровень мотивации воспитателей к повышению

           профессиональной компетентности в данной области, выражающийся  пассивном восприятии материала и

вхождении в тему предложенной работы

Предупреждение:

  • Использование в ходе работы с педагогами личностно-

                    ориентированного, дифференцированного подхода;

  • Применение интерактивных методов и приемов обучения педагогов
  • Использование кадровых ресурсов – активизация знаний и опыта              

                    педагогов со стажем работы.

  •     Повышение самооценки собственной деятельности у молодых педагогов за счет их участия в практических формах работы.
  • Применение деятельностного подхода для каждого участника проекта

Ресурсы проекта:

  1. Использование технических средств для передачи информации
  1. Методическое оснащение (методическая литература, демонстрационный материал

       и т.д.)

  1. Привлечение социальных связей (ресурс городского музейно-выставочного комплекса, библиотеки «Отдела искусств»)

4.   Использование кадров ДОУ

Результаты реализации проекта:

Тематический план  занятий  семинара  

«Искусство в воспитании дошкольников»

Занятие № 1

Тема:  Русская традиционная культура в воспитании

                     детей дошкольного возраста

  • Значение русского фольклора в воспитании детей;
  • Театр «Петрушки»;
  • Русская традиционная архитектура города и деревни: знакомим детей с архитектурой прошлого;
  • Русская церковная архитектура (воспитатель-эрудит);
  • Иконопись как традиционное изобразительное искусство русского народа. Знакомим детей с иконой.
  • Декоративно-прикладное искусство;
  • Русский национальный костюм;
  • Мудрые заповеди народной педагогики;
  • Медицина и здоровый образ жизни  как часть культуры русского народа;
  • Особенности национальной русской кухни.

Практические показы деятельности педагога с детьми:

- Фольклорный праздник «Осенины»; «Веснянка»; «Ярмарка»

-  Занятия: «В гостях у тетушки Дарьи» (развитие речи с использованием русского фольклора и ознакомление с бытом); «Украсим русский сарафан» (декоративное рисование); «Путешествие в прошлое русского народа» (ознакомление с бытом и традициями).

- развлечение «Добро и зло в русских народных сказках».

Занятие № 2

Тема: Русское классическое искусство в

              воспитании дошкольников

  • «Воспитание красотой»: значение искусства  для развития личности человека.
  • Русская классическая литература о детях и для детей. Знакомим дошкольников с литературой.
  • Русское изобразительное искусство: ознакомление детей с живописью.
  • Русская классика в архитектуре: юные зодчие.
  • Русское музыкальное искусство детям.
  • Русское театральное искусство. Театр и дети.

Показы практической деятельности воспитателя с детьми:

- занятия «Осенняя пора» (ознакомление детей с живописью);

- занятие «В гостях у Мажора и Минора» (произведения

   классической музыки); «В гостях у музыки П.И. Чайковского»;

               - Литературная викторина (занятие по литературному развитию

                   дошкольников.

               - занятие «В замке Снежной Королевы» (эмоциональное развитие

                  детей при ознакомлении с живописью).

Занятие № 3

Тема: Развитие детей средствами современной

             русской культуры.

  • Современное изобразительное искусство. Возможности использования в работе с дошкольниками.
  • Художники-иллюстраторы детской книги.
  • Современная русская литература о детях и для детей.
  • Современные детские композиторы.
  • Современная архитектура городов: юные архитекторы.
  • Современная наука о воспитании и развитии детей. Педагогическая эрудиция.
  • Здоровый образ жизни и физкультура в современном обществе.

Показы практической деятельности воспитателя с детьми:

- Музыкальное занятие «Знакомимся с песнями Шаинского»

- «Лесные чудеса» (ознакомление детей с литературой о природе).

- «Дома на нашей улице» (сюжетная аппликация).

- « Искусство быть здоровым» (занятие по ОБЖ).

Занятие № 4

Тема: Искусство Оренбуржья и родного города в

             воспитании детей.

  1. Оренбуржье: история и современность.
  2. Города Оренбургской области: достопримечательности и история создания.
  3. Оренбургский пуховый платок (как познакомить детей ).
  4. Известные писатели, поэты в Оренбургском крае.
  5. Наш родной Новотроицк (история рождения города; путешествие по городу).
  6. Известные люди нашего города (знакомим дошкольников с творчеством местных художников и поэтов)

Показы практической деятельности воспитателя с детьми:

- Познавательное развлечение «День города»

- Познавательное занятие «Оренбургский пуховый платок» (для детей старшей группы).

Тематический план занятий семинара

«Интеллектуальное развитие детей

в процессе художественно-эстетического воспитания»

Занятие № 1: Тема: Система интегративных связей художественно-эстетического с умственным воспитанием

-Ознакомление с окружающим миром

- Деятельность

- Сенсорное развитие

    Занятие № 2: Тема:Художественно-эстетическое воспитание и возможности развития познавательных процессов

- Развитие у детей восприятия

- Развитие мышления

- развитие памяти

- Развитие воображении

Занятие № 3 Тема: Значение сенсорного развития в системе связей

- Особенности работы по ознакомлению детей с цветом, формой.

-Занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и явлений + что такое красота?

- Исследовательская деятельность + эстетика для детей: чувственное и рациональное познание мира,

Занятие № 4 Тема: Значение изобразительных видов деятельности в системе связей:

- Рисование сюжетное и декоративное

- Конструирование

Показ деятельности воспитателя с детьми

Занятие по рисованию во II младшей группе «Пушистый комочек»

Конспект

занятия по изобразительной деятельности

на тему: «Пушистый комочек»

во II младшей группе

ТЕМА: «Пушистый комочек»

ЦЕЛЬ: Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов. Обогащать знания детей об окружающем мире на основе сочетания чувственного и рационального познания

ЗАДАЧИ:

Учить при помощи мазка передавать характерный признак предмета,

ритмично наносить мазки.

Формировать навыки: правильно держать кисть, набирать краску, добиваться свободного движения руки с кистью во время работы. Закрепить знания цветов.

Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание на красоту

окружающих предметов.

Воспитывать интерес к занятиям по изодеятельности.

ПРЕДВАРТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Загадывание загадок о домашних и диких животных.
  2. Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина.
  3. Чтение рассказов «Про Томку», «Тюпа, Томка и Сорока». Е.Чарушин.

4.        Развивающие игры «Воздушные шары», «Кто как кричит», «Мама и

детки», «Найди хвостик».

  1. Рассматривание и обыгрывание мягких игрушек.
  2. Пальчиковые и подвижные игры «Курочка-хохлатка», «Котята и щенята»,

«Лохматый пес», «Лиса и заяц».

7.        Тактильные опыты на ознакомление детей с качеством предметов и

материалов.

МАТЕРИАЛ:

Волшебный   домик, кошка-игрушка, гуашь, кисточки, салфетки, баночки с водой, листы бумаги с контуром животных (заяц, цыпленок, кот, лиса)

ХОД ЗАНЯТИЯ

  • Ребята, сегодня я хочу показать вам красивый, волшебный домик. Посмотрите. Домик пуст, хозяина нет.
  • Давайте подумаем кто может здесь жить? Дверь открыта. Вам надо сунуть свою ладошку, пощупать и узнать кто там живет.
  • Как там в домике /тепло, мягко, приятно ладошке. . ./
  • Кто же может жить? /ответы... /

Внимательно послушайте загадку познакомьтесь с хозяином этого домика: «Мягкие лапки, а в лапках царапки», /кошка/

-        Слышите она уже царапается в дверь.

  • Здравствуйте ребята! «Вы со мной знакомы близко, Я приветливая киска, Кверху - кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. Чистоплотна, аккуратна, Если гладят - мне приятно».
  • Ребята, давайте погладим киску. Тело ее покрыто шерсткой.

  • Какая на ощупь шерстка /мягкая, пушистая, теплая/. Она из отдельных волосков и каждый волосок пушистый и мягкий.
  • Ребята, а сейчас поиграем с киской и покажем как она ступает мягко, еле слышно. Встанем в круг, повернемся друг за другом.

«Мы покажем вам немножко

Как ступает мягко кошка

Еле слышно, топ-топ-топ,

Хвостик книзу оп-оп-оп.

А потом мяукнет - «мяу»

Я свой домик убегаю» /бегут на ступеньки/.

-        Ребята, я предлагаю вам нарисовать для киски друзей, чтобы ей не
было скучно в домике. И у них будет такая же пушистая, мягкая,
теплая шерстка.

  • Подойдите к мольберту. Посмотрите.
  • Кто здесь нарисован? /заяц/
  • Кисточка поможет мне нарисовать пушистого, красивого зайчонка.
  • Я беру кисточку правой рукой, 3 пальцами, опускаю кисточку в краску и чтобы краска не капала, обязательно снимаю лишнюю каплю, слегка касаясь кисточкой края баночки и наношу ритмичные мазки по контуру изображения.
  • Вот и получился пушистый комочек, похожий на зайчонка. Промываю кисточку в воде, кладу на подставку.

Предлагаю детям сесть.

-        Ребята, у вас на листочках нарисованы друзья для киски. Обратите
внимания, какого они цвета и такой же краской нарисуйте им шерстку.
Возьмите кисточку в правую руку и приступайте к работе...

Работы вывешиваются на доску.

-        Ребята, посмотрите сколько стало друзей у киска /много/. Какие они у
нас получились? / красивые, пушистые/

-        Наша киска- мурыська куда-то ходила. Давайте у нее спросим.
Чтение потешки.

Угощение.

Когнитивный

компонент

 Знание теоретических основ художественно-эстетического развития дошкольников.

 Знание психологических основ эстетического воспитания.

 Знание целей и задач художественно-эстетического воспитания дошкольников.

 Знание парциальной программы эстетического воспитания дошкольников.

 Знание раздела художественно-эстетического воспитания комплексной программы ДОУ.

 Знание методов и приемов работы с детьми

Деятельностный компонент

 

Умение анализировать, планировать, прогнозировать, диагностировать свою и детскую   деятельность.

  Умение осуществлять художественно-эстетическое развитие в различных видах детской деятельности (игровая, трудовая, учебная).

  Умение осуществлять интеграцию с другими сторонами воспитательно-образовательного процесса (умственным, нравственным, физическим).

  Умение использовать интеграцию различных видов искусств в учебно-познавательной деятельности.

  Умение грамотно организовать ознакомление детей с искусством.

  Умение создавать предметно-развивающую среду в группе.

  Умение организовать и руководить художественно-творческой деятельностью детей ( театрализованной, изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, художественно-трудовой, самостоятельной художественной).

Профессионально-личностный

 компонент

 

Прикладные умения.

 Общая эстетическая эрудиция.

 Мотивация собственной деятельности.

Карта показателей профессиональной компетентности воспитателя  по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Карта оценки профессиональной компетентности воспитателя по художественно – эстетическому воспитанию

Показатели

   

Ф.И.О.

воспитателя

Знание психологических основ эстетического воспитания

   Знание целей и задач  

   художественно-эстетического

  воспитания дошкольников.

   Знание парциальной программы

   эстетического воспитания

    дошкольников.

Знание раздела художественно-эстетического воспитания комплексной программы ДОУ.

Знание методов и приемов работы с детьми

  Умение анализировать, планировать,     прогнозировать,

   диагностировать свою  и детскую   деятельность.

 

Умение осуществ-лять художест-венно-эстети-

ческое развитие в различных    видах детской деятель-ти

 Умение осуществлять интеграцию с   другими сторонами воспитательно-  образовательного процесса

  Умение использовать интеграцию  различных видов

   искусств в учебно- познавательной деятель-ти.

  Умение грамотно организовать   ознакомление детей с

        искусством.

 Умение создавать предметно-   развивающую среду в группе.

 

Умение организовать и руководить художественно-творческой деятельностью детей

     Прикладные умения.

Общая эстетическая эрудиция.

Мотивация собственной деятель-ти

Сумма баллов

Уровень

игровая,

трудовая

учебная

умственным

нравственным

физическим

театрализованной

изобразительной

художественно-речевой

музыкальной

художественно-трудовой

самостоятельной дужественной

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Характеристики уровней профессиональной компетентности педагогов

Высокий уровень

Достаточный уровень

Критический уровень

Низкий уровень

Когнитивный

компонент

Демонстрирует прочные, глубокие, системные знания. Осознает глубину своих знаний умело и уверенно использует их в педпроцессе.

Имеет не всегда полные, глубокие знания. Не всегда уверенно и полно демонстрирует их в педпроцессе. Имеет потребность в корректировке своей деятельности

Имеет неглубокие  и отрывочные знания. Часто затрудняется в их применении, неуверенно использует имеющиеся.

Имеет слабые знания, с трудом применяет имеющиеся, демонстрирует  неграмотные подходы, нуждается в помощи

 

Деятельностный компонент

Демонстрирует владение профессионально-педагогическими умениями, использует

Творческий поход, целенаправленность и обоснованность действий в организации педпроцесса и форм взаимодействия с его участниками. Умеет реагировать на ситуации, возникающие в ходе педпроцесса. Умело использует разнообразные средства и способы для достижения результатов педагогической деятельности. Способен в условиях различных трудностей найти адекватное решение педзадачи.

Стремится к созданию условий для эффективной организации пед –процесса и разнообразию форм  взаимодействия с его участниками.

Но не всегда достигает необходимого результата, не всегда может правильно оценить и спланировать деятельность, подобрать нужные пути средства для достижения результата. Не всегда применяет творческий подход. Испытывает затруднения при возникновении трудностей объективного или субъективного характера.

Имеет трудности в организации педпроцесса, не всегда эффективно взаимодействует с его участниками. Способен действовать по образцу. Затрудняется в применении творческого подхода к своей деятельности, затрудняется в анализе и планировании педагогической деятельности. В условиях  трудностей не способен найти способов и решений ситуации.

Имеет серьезные трудности в организации педпроцесса, использует однообразные. шаблонные формы взаимодействия с участниками педроцесса, допускает ошибки даже работая по готовому образцу,

Профессионально-личностный компонент

Владеет разнообразными личностными умениями, эрудирован, обладает тактом, высокой эмоционально-волевой регуляцией, постоянно проявляет потребность в профессиональном росте и развитии, заинтересованность в педагогическом труде, не боится трудностей.

Осознает ценность педагогической профессии, но недостаточно активен и целеустремлен. Нуждается, периодически, в толчке к профессиональному росту и совершенствованию .Обладает некоторыми личностными умении-ями, способен к самообразованию

Осознает свою некомпетентность, но не проявляет активности для достижения лучшего результата.

Мало склонен к самообразованию,

Часто пассивен. Довольствуется малым, не осознает ответствен-ности за свои результаты. Слабо выражена заинтересованность в педагогической деятельности. Слабо развиты личностные качества и умения.

Слабо развиты личностные качества и умения, мало эрудирован, не стремится к профессиональному росту, Может допускать безразличие к достижениям и затруднениям, слабо выражена обучаемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""

Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

Мастер-класс "Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекцион...

"Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством ИКТ"

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованнос...