Прект Повышение профессиональн компетентн-ти пдагогов пот худ-эст развитию детей
методическая разработка по теме
Практико-ориентированный проект «Повышение профессиональной компетентности воспитателей по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_povyshenie_professionaln_kompetentn-ti_pdagogov_pot_khud-est_razvitiyu_detey.rar | 167.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ № 18
Практико-ориентированный проект
«Повышение профессиональной компетентности воспитателей по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Исполнитель:
Поддубнова Н.В.
старший воспитатель МДОУ № 18 «Ручеек»
г. Новотроицка
Цель проекта:
- Исследовать профессиональную компетентность воспитателя ДОУ в области художественно-эстетического развития дошкольников и возможности ее роста.
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно- методическую литературу по проблеме профессиональной компетентности воспитателя.
2. Определить содержание профессиональной компетентности воспитателя в области художественно-эстетического развития дошкольников.
3. Опытно-экспериментальным путем обосновать влияние методической работы на повышение уровня профессиональной компетентности воспитателя в сфере художественно-эстетического развития дошкольников.
4. Составить рекомендации по оценке уровня профессиональной компетентности воспитателя в области художественно-эстетического развития дошкольников и содержанию методической работы, направленной на ее повышение.
Актуальность выражается в противоречиях:
- Между современными требованиями к профессиональной компетентности педагога и недостаточной профессиональной подготовкой воспитателей в ДОУ
(как стажистов, так и молодых педагогов)
- Художественно-эстетическое развитие детей, являясь одним из важных приоритетов в содержании образования, недостаточно осознается воспитателями как возможность гуманизации педпроцесса и возможность социально-личностного развития ребенка.
Этапы реализации проекта
Организационно- прогностический (I квартал ... учебного года) | Подбор, изучение и анализ литературы по теме проекта. Разработка направлений деятельности. Определение ресурсов реализации проекта. Подбор и разработка диагностических и оценочных методик. |
Планово-прогностический (II квартал …учебного года) | Разработка целей, задач, форм и методов работы, планирование и разработка материалов, проведение диагностики профессиональной компетентности педагогов ДОУ |
Материально-технический (III квартал … -учебного года) | Методическое обеспечение мероприятий, установление социальных связей. |
Деятельностно-практический (IV квартал…; I и II квартал …г.) | Реализация работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей по художественно-эстетическому развитию дошкольников. |
Итогово-аналитический (III квартал …учебного года) | Проведение изучения результатов опытно-экспериментальной работы (диагностика и оценка, математическая обработка результатов, анализ данных, формулирование выводов. |
Ожидаемый результат:
Уровень профессиональной компетентности воспитателя по руководству художественно-эстетическим развитием дошкольников повысится при соблюдении следующих условий:
- выявления содержания профессиональной компетентности воспитателя в данной области;
- применения разнообразных форм методической работы;
- организации обучения педагогов на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода;
- активизации педагогов в процессе обучения с помощью интерактивных приемов и методов;
- повышения мотивации воспитателей к самообразованию и расширению собственного опыта.
Рекомендации по оценке уровня профессиональной компетентности воспитателя в области художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ
Содержанию методической работы, направленной на ее повышение, представленное примерными разработками методических мероприятий.
Риск:
Недостаточный уровень мотивации воспитателей к повышению
профессиональной компетентности в данной области, выражающийся пассивном восприятии материала и
вхождении в тему предложенной работы
Предупреждение:
- Использование в ходе работы с педагогами личностно-
ориентированного, дифференцированного подхода;
- Применение интерактивных методов и приемов обучения педагогов
- Использование кадровых ресурсов – активизация знаний и опыта
педагогов со стажем работы.
- Повышение самооценки собственной деятельности у молодых педагогов за счет их участия в практических формах работы.
- Применение деятельностного подхода для каждого участника проекта
Ресурсы проекта:
- Использование технических средств для передачи информации
- Методическое оснащение (методическая литература, демонстрационный материал
и т.д.)
- Привлечение социальных связей (ресурс городского музейно-выставочного комплекса, библиотеки «Отдела искусств»)
4. Использование кадров ДОУ
Результаты реализации проекта:
Тематический план занятий семинара
«Искусство в воспитании дошкольников»
Занятие № 1
Тема: Русская традиционная культура в воспитании
детей дошкольного возраста
- Значение русского фольклора в воспитании детей;
- Театр «Петрушки»;
- Русская традиционная архитектура города и деревни: знакомим детей с архитектурой прошлого;
- Русская церковная архитектура (воспитатель-эрудит);
- Иконопись как традиционное изобразительное искусство русского народа. Знакомим детей с иконой.
- Декоративно-прикладное искусство;
- Русский национальный костюм;
- Мудрые заповеди народной педагогики;
- Медицина и здоровый образ жизни как часть культуры русского народа;
- Особенности национальной русской кухни.
Практические показы деятельности педагога с детьми:
- Фольклорный праздник «Осенины»; «Веснянка»; «Ярмарка»
- Занятия: «В гостях у тетушки Дарьи» (развитие речи с использованием русского фольклора и ознакомление с бытом); «Украсим русский сарафан» (декоративное рисование); «Путешествие в прошлое русского народа» (ознакомление с бытом и традициями).
- развлечение «Добро и зло в русских народных сказках».
Занятие № 2
Тема: Русское классическое искусство в
воспитании дошкольников
- «Воспитание красотой»: значение искусства для развития личности человека.
- Русская классическая литература о детях и для детей. Знакомим дошкольников с литературой.
- Русское изобразительное искусство: ознакомление детей с живописью.
- Русская классика в архитектуре: юные зодчие.
- Русское музыкальное искусство детям.
- Русское театральное искусство. Театр и дети.
Показы практической деятельности воспитателя с детьми:
- занятия «Осенняя пора» (ознакомление детей с живописью);
- занятие «В гостях у Мажора и Минора» (произведения
классической музыки); «В гостях у музыки П.И. Чайковского»;
- Литературная викторина (занятие по литературному развитию
дошкольников.
- занятие «В замке Снежной Королевы» (эмоциональное развитие
детей при ознакомлении с живописью).
Занятие № 3
Тема: Развитие детей средствами современной
русской культуры.
- Современное изобразительное искусство. Возможности использования в работе с дошкольниками.
- Художники-иллюстраторы детской книги.
- Современная русская литература о детях и для детей.
- Современные детские композиторы.
- Современная архитектура городов: юные архитекторы.
- Современная наука о воспитании и развитии детей. Педагогическая эрудиция.
- Здоровый образ жизни и физкультура в современном обществе.
Показы практической деятельности воспитателя с детьми:
- Музыкальное занятие «Знакомимся с песнями Шаинского»
- «Лесные чудеса» (ознакомление детей с литературой о природе).
- «Дома на нашей улице» (сюжетная аппликация).
- « Искусство быть здоровым» (занятие по ОБЖ).
Занятие № 4
Тема: Искусство Оренбуржья и родного города в
воспитании детей.
- Оренбуржье: история и современность.
- Города Оренбургской области: достопримечательности и история создания.
- Оренбургский пуховый платок (как познакомить детей ).
- Известные писатели, поэты в Оренбургском крае.
- Наш родной Новотроицк (история рождения города; путешествие по городу).
- Известные люди нашего города (знакомим дошкольников с творчеством местных художников и поэтов)
Показы практической деятельности воспитателя с детьми:
- Познавательное развлечение «День города»
- Познавательное занятие «Оренбургский пуховый платок» (для детей старшей группы).
Тематический план занятий семинара
«Интеллектуальное развитие детей
в процессе художественно-эстетического воспитания»
Занятие № 1: Тема: Система интегративных связей художественно-эстетического с умственным воспитанием
-Ознакомление с окружающим миром
- Деятельность
- Сенсорное развитие
Занятие № 2: Тема:Художественно-эстетическое воспитание и возможности развития познавательных процессов
- Развитие у детей восприятия
- Развитие мышления
- развитие памяти
- Развитие воображении
Занятие № 3 Тема: Значение сенсорного развития в системе связей
- Особенности работы по ознакомлению детей с цветом, формой.
-Занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и явлений + что такое красота?
- Исследовательская деятельность + эстетика для детей: чувственное и рациональное познание мира,
Занятие № 4 Тема: Значение изобразительных видов деятельности в системе связей:
- Рисование сюжетное и декоративное
- Конструирование
Показ деятельности воспитателя с детьми
Занятие по рисованию во II младшей группе «Пушистый комочек»
Конспект
занятия по изобразительной деятельности
на тему: «Пушистый комочек»
во II младшей группе
ТЕМА: «Пушистый комочек»
ЦЕЛЬ: Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов. Обогащать знания детей об окружающем мире на основе сочетания чувственного и рационального познания
ЗАДАЧИ:
Учить при помощи мазка передавать характерный признак предмета,
ритмично наносить мазки.
Формировать навыки: правильно держать кисть, набирать краску, добиваться свободного движения руки с кистью во время работы. Закрепить знания цветов.
Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание на красоту
окружающих предметов.
Воспитывать интерес к занятиям по изодеятельности.
ПРЕДВАРТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Загадывание загадок о домашних и диких животных.
- Рассматривание иллюстраций Е.Чарушина.
- Чтение рассказов «Про Томку», «Тюпа, Томка и Сорока». Е.Чарушин.
4. Развивающие игры «Воздушные шары», «Кто как кричит», «Мама и
детки», «Найди хвостик».
- Рассматривание и обыгрывание мягких игрушек.
- Пальчиковые и подвижные игры «Курочка-хохлатка», «Котята и щенята»,
«Лохматый пес», «Лиса и заяц».
7. Тактильные опыты на ознакомление детей с качеством предметов и
материалов.
МАТЕРИАЛ:
Волшебный домик, кошка-игрушка, гуашь, кисточки, салфетки, баночки с водой, листы бумаги с контуром животных (заяц, цыпленок, кот, лиса)
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Ребята, сегодня я хочу показать вам красивый, волшебный домик. Посмотрите. Домик пуст, хозяина нет.
- Давайте подумаем кто может здесь жить? Дверь открыта. Вам надо сунуть свою ладошку, пощупать и узнать кто там живет.
- Как там в домике /тепло, мягко, приятно ладошке. . ./
- Кто же может жить? /ответы... /
Внимательно послушайте загадку познакомьтесь с хозяином этого домика: «Мягкие лапки, а в лапках царапки», /кошка/
- Слышите она уже царапается в дверь.
- Здравствуйте ребята! «Вы со мной знакомы близко, Я приветливая киска, Кверху - кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. Чистоплотна, аккуратна, Если гладят - мне приятно».
- Ребята, давайте погладим киску. Тело ее покрыто шерсткой.
- Какая на ощупь шерстка /мягкая, пушистая, теплая/. Она из отдельных волосков и каждый волосок пушистый и мягкий.
- Ребята, а сейчас поиграем с киской и покажем как она ступает мягко, еле слышно. Встанем в круг, повернемся друг за другом.
«Мы покажем вам немножко
Как ступает мягко кошка
Еле слышно, топ-топ-топ,
Хвостик книзу оп-оп-оп.
А потом мяукнет - «мяу»
Я свой домик убегаю» /бегут на ступеньки/.
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать для киски друзей, чтобы ей не
было скучно в домике. И у них будет такая же пушистая, мягкая,
теплая шерстка.
- Подойдите к мольберту. Посмотрите.
- Кто здесь нарисован? /заяц/
- Кисточка поможет мне нарисовать пушистого, красивого зайчонка.
- Я беру кисточку правой рукой, 3 пальцами, опускаю кисточку в краску и чтобы краска не капала, обязательно снимаю лишнюю каплю, слегка касаясь кисточкой края баночки и наношу ритмичные мазки по контуру изображения.
- Вот и получился пушистый комочек, похожий на зайчонка. Промываю кисточку в воде, кладу на подставку.
Предлагаю детям сесть.
- Ребята, у вас на листочках нарисованы друзья для киски. Обратите
внимания, какого они цвета и такой же краской нарисуйте им шерстку.
Возьмите кисточку в правую руку и приступайте к работе...
Работы вывешиваются на доску.
- Ребята, посмотрите сколько стало друзей у киска /много/. Какие они у
нас получились? / красивые, пушистые/
- Наша киска- мурыська куда-то ходила. Давайте у нее спросим.
Чтение потешки.
Угощение.
Когнитивный компонент | Знание теоретических основ художественно-эстетического развития дошкольников. Знание психологических основ эстетического воспитания. Знание целей и задач художественно-эстетического воспитания дошкольников. Знание парциальной программы эстетического воспитания дошкольников. Знание раздела художественно-эстетического воспитания комплексной программы ДОУ. Знание методов и приемов работы с детьми |
Деятельностный компонент |
Умение анализировать, планировать, прогнозировать, диагностировать свою и детскую деятельность. Умение осуществлять художественно-эстетическое развитие в различных видах детской деятельности (игровая, трудовая, учебная). Умение осуществлять интеграцию с другими сторонами воспитательно-образовательного процесса (умственным, нравственным, физическим). Умение использовать интеграцию различных видов искусств в учебно-познавательной деятельности. Умение грамотно организовать ознакомление детей с искусством. Умение создавать предметно-развивающую среду в группе. Умение организовать и руководить художественно-творческой деятельностью детей ( театрализованной, изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, художественно-трудовой, самостоятельной художественной). |
Профессионально-личностный компонент |
Прикладные умения. Общая эстетическая эрудиция. Мотивация собственной деятельности. |
Карта показателей профессиональной компетентности воспитателя по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Карта оценки профессиональной компетентности воспитателя по художественно – эстетическому воспитанию
№ | Показатели
Ф.И.О. воспитателя | Знание психологических основ эстетического воспитания | Знание целей и задач художественно-эстетического воспитания дошкольников. | Знание парциальной программы эстетического воспитания дошкольников. | Знание раздела художественно-эстетического воспитания комплексной программы ДОУ. | Знание методов и приемов работы с детьми | Умение анализировать, планировать, прогнозировать, диагностировать свою и детскую деятельность. |
Умение осуществ-лять художест-венно-эстети- ческое развитие в различных видах детской деятель-ти | Умение осуществлять интеграцию с другими сторонами воспитательно- образовательного процесса | Умение использовать интеграцию различных видов искусств в учебно- познавательной деятель-ти. | Умение грамотно организовать ознакомление детей с искусством. | Умение создавать предметно- развивающую среду в группе. |
Умение организовать и руководить художественно-творческой деятельностью детей | Прикладные умения. | Общая эстетическая эрудиция. | Мотивация собственной деятель-ти | Сумма баллов | Уровень | |||||||||
игровая, | трудовая | учебная | умственным | нравственным | физическим | театрализованной | изобразительной | художественно-речевой | музыкальной | художественно-трудовой | самостоятельной дужественной | ||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||
17 |
Характеристики уровней профессиональной компетентности педагогов
Высокий уровень | Достаточный уровень | Критический уровень | Низкий уровень | |
Когнитивный компонент | Демонстрирует прочные, глубокие, системные знания. Осознает глубину своих знаний умело и уверенно использует их в педпроцессе. | Имеет не всегда полные, глубокие знания. Не всегда уверенно и полно демонстрирует их в педпроцессе. Имеет потребность в корректировке своей деятельности | Имеет неглубокие и отрывочные знания. Часто затрудняется в их применении, неуверенно использует имеющиеся. | Имеет слабые знания, с трудом применяет имеющиеся, демонстрирует неграмотные подходы, нуждается в помощи
|
Деятельностный компонент | Демонстрирует владение профессионально-педагогическими умениями, использует Творческий поход, целенаправленность и обоснованность действий в организации педпроцесса и форм взаимодействия с его участниками. Умеет реагировать на ситуации, возникающие в ходе педпроцесса. Умело использует разнообразные средства и способы для достижения результатов педагогической деятельности. Способен в условиях различных трудностей найти адекватное решение педзадачи. | Стремится к созданию условий для эффективной организации пед –процесса и разнообразию форм взаимодействия с его участниками. Но не всегда достигает необходимого результата, не всегда может правильно оценить и спланировать деятельность, подобрать нужные пути средства для достижения результата. Не всегда применяет творческий подход. Испытывает затруднения при возникновении трудностей объективного или субъективного характера. | Имеет трудности в организации педпроцесса, не всегда эффективно взаимодействует с его участниками. Способен действовать по образцу. Затрудняется в применении творческого подхода к своей деятельности, затрудняется в анализе и планировании педагогической деятельности. В условиях трудностей не способен найти способов и решений ситуации. | Имеет серьезные трудности в организации педпроцесса, использует однообразные. шаблонные формы взаимодействия с участниками педроцесса, допускает ошибки даже работая по готовому образцу, |
Профессионально-личностный компонент | Владеет разнообразными личностными умениями, эрудирован, обладает тактом, высокой эмоционально-волевой регуляцией, постоянно проявляет потребность в профессиональном росте и развитии, заинтересованность в педагогическом труде, не боится трудностей. | Осознает ценность педагогической профессии, но недостаточно активен и целеустремлен. Нуждается, периодически, в толчке к профессиональному росту и совершенствованию .Обладает некоторыми личностными умении-ями, способен к самообразованию | Осознает свою некомпетентность, но не проявляет активности для достижения лучшего результата. Мало склонен к самообразованию, Часто пассивен. Довольствуется малым, не осознает ответствен-ности за свои результаты. Слабо выражена заинтересованность в педагогической деятельности. Слабо развиты личностные качества и умения. | Слабо развиты личностные качества и умения, мало эрудирован, не стремится к профессиональному росту, Может допускать безразличие к достижениям и затруднениям, слабо выражена обучаемость. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""
Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»
Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
В мастер-классе представлена методика проведения ООД по ФЭМП. Предложены интересные игры и задания для детей....
Мастер-класс "Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекцион...
"Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством ИКТ"
Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованнос...