Выступление на педагогическом совете «Проблемы преемственности обучения в подготовительной группе и в начальной школе по ФГОС». Март 2016 г.
статья по теме
В выступлении описана работа школы-интерната для детей с ОВЗ по преемственности дошкольного образования и начального звена в условиях ФГОС. Март 2016 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление
на педагогическом совете
«Проблемы преемственности обучения
в подготовительной группе
и в начальной школе по ФГОС»
Подготовила
воспитатель АШИ VI вида
Гимадиева Г.З.
Г. Альметьевск, 2016 г.
С 1 января 2014 года все дошкольные общеобразовательные учреждения России перешли на новый Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.
Каким должен быть выпускник ДОУ по ФГОС?
Ребенок – выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, то есть главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку! Дети должны спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям.
Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психологически развить ребенка. Сформировать способности, желание учиться.
Основной образовательной программой дошкольного образования на данный момент является программа «От рождения до школы», которая была разработана в 2013 году. Руководителями коллектива разработчиков являются Н.Е.Верекса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Отдельная часть в программе отведена коррекционной и инклюзивной педагогике, особенностям организации образовательного процесса для детей с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата). Сейчас по всей стране создаются пилотные площадки для апробации программ с детьми с ОВЗ. С 2016 года будут адаптироваться программы непосредственно для детей с ОВЗ, издаваться и печататься. Если программа не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы воспитания и обучения, которые должны опираться на ряд принципов:
- принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические;
- принцип дозированности объема изученного материала;
- принцип постепенного усложнения материала;
- принцип инвариантности. Видоизменение, комбинирование разделов.
Мы разработали свою рабочую программу подготовительной группы, перспективные планы с учетом ФГОС. Приобрели и используем книги следующих авторов. (Показ книг.)
На занятиях и в режимных процессах используем прописи по обучению детей грамоте и математике, тетради в крупную клетку для графических диктантов.
У нас в группе семь будущих выпускников. Двое из них – Лазарев Сергей и Юнусова Фируза имеют высокие показатели по успеваемости.
В нашей школе работа по преемственности дошкольного образования и начального звена осуществляется по трем основным направлениям:
- Работа с детьми.
- Экскурсии по школе. В этом учебном году с детьми были организованы экскурсии в библиотеку, медицинские кабинеты, кабинеты труда, психолога, учительскую.
- Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы. Была организована экскурсия в начальные классы, знакомство детей с учителями начальных классов Подьяровой Е.Б., Сайфутдиновой Л.Ю., Беловой Е.П., Талиповой А.К. Взаимодействие с учениками начальной школы у нас происходит постоянно: подготовка и проведение совместных праздников: «Осень», «Новый год», «8 Марта», «День рождения школы» и др. Мероприятия спортивного характера: «Масленица», «Зарница».
- Выставки рисунок и поделок: «Осенние мотивы», «Зимние забавы», «С днем рождения школа», «Любимой мамочке», «Весенняя капель», «8 марта».
- Встречи и беседы с бывшими воспитанниками школы.
- Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом).
- Взаимодействие педагогов.
- Совместные педагогические советы.
- Семинары.
- Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы.
- Психологические и коммуникативные треннинги для воспитателей и учителей.
- Взаимодействие медицинских работников, психолога школы.
- Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе.
- Педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет
- Сотрудничество с родителями.
- Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями начальной школы. Мы запланировали родительское собрание на май месяц с приглашением учителей начальных классов. В ноябре месяце воспитателями дошкольных групп было проведено общешкольное родительское собрание «О здоровье всерьез». Где родители вместе с воспитателями делали зарядку, участвовали в анкетировании, получили памятки здоровья, отвечали на вопросы «Острого блюда», просмотрели фильм, где были сняты их дети; рисовали эмблемы здоровья. Семьи Рогачевых и Иванычевых заняли призовые места. Для родителей был проведен практикум «Биологически активные точки».
- Совместные праздники. Постоянно привлекаем родителей для участия в утренниках. В прошлом году на 8 марта родители участвовали в сценке «Теремок с посудой». Учили слова, рисовали шапочки.
- Творческие мастерские. Наши родители активно участвуют в конкурсах рисунков, поделок, не только в школьных конкурсах, но и в городских, республиканских. Участвовали в конкурсе рисунков «Мир прекрасен», организованный Социальной защитой населения и заняли призовые места, в VIII Всероссийском конкурсе рисунков «Забавные отпечатки» г. Бийск. Работы Юнусовой была отправлена на республиканский конкурс «Мульти-пульти – волшебная страна».
- Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
- Семейные вечера, тематические досуги. Мы проводили семейные вечера «День матери», «23 февраля», «В здоровом теле здоровый дух».
- Визуальные средства общения (стендовый материал).
Мы систематически используем в своей работе яркие, красочные папки-передвижки. В этом учебном году «Сон ребенка», «Зубы и профилактика заболеваний», «Закаливание детей», «Готовность ребенка к школе», «Времена года». Организовали стенды с фотографиями детей и их родителей: «Папа, мама, я – дружная семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Выставка эмблем здоровья».
Благодаря ИКТ каждый родитель получает достоверную информацию о своих детях: где занимается, с кем, где лечится, как лечится. Родители просматривают фотографии и видео занятий, занятия других специалистов, с лечебных процедур и праздников. Отсюда можно сделать вывод: что проблема преемственности будет успешно решаться только при тесном взаимодействии д/с, школы и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Проблема формирования готовности детей к школе".
В данном методическом материале отражено понятие Й"готовность ребенка к школе", включающее в себя физиологическую, психологическую, личностную адаптацию.Родителям даны советы, чтобы исключить школьную...
Выступление на педагогическом совете " Проблемы развития связной речи , современные практики работы ДОУ в условиях ФГОС ДО"
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена в настоящее время с речевыми нарушениями у детей...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС»
Доклад на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС...
Выступление на педагогическом совете «Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии».
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дет...
Тема статьи « Как выстроить преемственность в работе дошкольных групп и начальной школы в одной общеобразовательной организации»
Проблема преемственности между дошкольными группами и начальной школой в рамках нашей общеобразовательной организации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к ...
Выступление на педагогическом совете "Музыкальные сюжетно-ролевые игры в инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Чтобы понять и разобраться в данной теме, прежде всего, необходимо четко понимать значение заявленных определений (инновационная деятельность, ФГОС, музыкальные сюжетно-ролевые игры).Понятие «ин...