Современные и инновационные подходы в создании развивающей среды.
статья по теме
Теоретические аспекты создания развивающей среды в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
теоретические аспекты создания развивающей среды в ДОУ | 76.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные и инновационные подходы в создании развивающей среды
Автор: Кузнецова Л.И.
ГБДОУ№11 Невского района
Санкт-Петербург
Современные и инновационные подходы в создании развивающей среды
На данном этапе развития современного общества, учитывая происходящие изменения в системе дошкольного образования, все острее ставиться проблема обновления содержания воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Работа по единой, регламентированной программе приводит к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса, ограничивает возможности для педагогического творчества.
Все это приводит к поиску современных, инновационных подходов, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.
Для развития современного ДОУ, создания условия для самосовершенствования сотрудников, комфортного пребывания детей в детском саду необходимо создание комфортной педагогически развивающей среды.
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.
Под инновацией понимается результат чьей-либо творческой деятельности, который может иметь следующий вид: новый продукт, новая услуга, новая технология, новый метод или способ, новое организационно-управленческое решение
Инновационное развитие организации на современном этапе невозможно представить без наличия развитого кадрового потенциала. Здесь прослеживается необходимость своевременного формирования человеческих ресурсов, адекватных требованиям инновационного характера развития современного образовательного пространства. Персонал - единственный из всех факторов, несущий в себе творческую составляющую.
Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
— демократизации и гуманизации;
— системности и целостности управления;
— централизации/децентрализации;
— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
— единоначалия и коллегиальности;
— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:
- совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
- раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
- несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
- потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
- потребность в новых педагогических кадрах;
- внедрение новых образовательных технологий в имеющиеся условия;
- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходимо выстроить концептуальный подход направленный на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Организуя предметную среду в детском саду, наши педагоги учитывают все, что будет способствовать становлению личности каждого ребенка. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе обучения и воспитания в детском саду. В организации предметно-развивающей среды учитываются федеральные государственные требования.
Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на обозримую перспективу, учитывающий новую модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.
При этом моделью в нашем понимании будет выступать система пространств ДОУ, фиксирующих развитие субъектов образовательного процесса во взаимодействии, а также показатели их взаимосвязанной деятельности.
Представленная в схеме модель пространства развития дошкольного образовательного учреждения выполняет критериально-диагностическую, планово-прогностическую и развивающе-формирующую функции, позволяющие оптимально управлять деятельностью учреждения.
Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог - ребенок - родитель». Посредством описания специфики функционирования данной системы мы приходим к пониманию направленности и назначения выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
Используемая литература:
Список литературы
- Закон об образовании от 10.07.1992 N 3266-1
- ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009г. №655
- Белова, С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования: Монография /С.В. Белова – М.: АПК и ППРО, 2006. – 380с.
- Щедровицкий Г.П. Организация, руководство, управление. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология (курс лекций) / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 4. ОРУ (1), 2-е изд. — М., 2003.
- http://dob.1september.ru/2005/01/8.htmПрограмма развития дошкольного образовательного учреждения А.Майер
- Поляков М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! - СПб.: «Детство - Пресс». 1999.
- Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. - М., 1993
- http://www.brainity.ru/business/lunch/8445/ Роль кадрового потенциала в реализации стратегии инновационного развития современной организации. Елена Афанасьева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...
инновационные подходы к созданию развивающей среды в детском саду
особенности организации развивающей среды в группе...
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...
«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...
Доклад : «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это об...
Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДО»
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространст...