инновационные подходы к созданию развивающей среды в детском саду
методическая разработка по теме
особенности организации развивающей среды в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_podkhod_k_sozdaniyu_razvivayushchey_sredy_v_detskom_sadu.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.
При создании предметно-развивающей среды, мы руководствуемся следующими принципами:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- Принцип активности, самостоятельности, творчества
- Принцип трансформируемости
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности
- Принцип эстетической организации среды
- Принцип учета половозрастных различий детей
- Принцип интеграции
- Принцип информативности
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребенок – «снизу», т.е. взрослый «диктует» свою волю, управляет ребенком. При этом полноценный контакт между ними не возможен. Важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой дистанции, другие - на более дальней. В связи с этим планировка группы должна быть такой, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности, самостоятельности, творчества
Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Например, часть стены в группе предоставляется в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. В качестве звукового дизайна используются записи звуков природы, классических произведений, которые выполняют функцию психотерапии, успокаивают детей, настраивают на нужный лад. Этот дизайн используется как активный фон в играх, театрализованной деятельности и т.д.
Принцип трансформируемости
В проекте пространственно-развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, красок, поэзии и т.д.).
Принцип эстетической организации среды
Особые требования предъявляются к эстетическому оформлению предметно-развивающей среды (т.к. эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту), под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.
Принцип учета половозрастных различий детей
Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Принцип интеграции
Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Принцип информативности
При создании предметно-развивающей среды педагоги должны предусматривать разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Приступая к оформлению групповых помещений, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду: приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; регулируем поло-ролевую адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности каждой конкретной группы, опираясь на результаты диагностики.
Итак, в каждой группе детского сада мы учитываем:
- возрастные особенности детей,
- социально-психологические особенности детей,
- поло-ролевые особенности детей данного возраста,
- интересы, потребности детей данной группы.
Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:
1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане;
2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.
При этом учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет объектов как факторов эмоционально-эстетического воздействия и психофизиологического комфорта. Правильный выбор цветовой гаммы способствует профилактике нервного напряжения. Экспериментальные исследования различных ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благоприятно влияющих на человека. Это зелёные, желто-зелёные, зелёно-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, т.е. длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предметов. И ассоциативный характер восприятия обуславливает перенос эстетической оценки предметов на цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Вышесказанное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещение, в котором есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограничено. При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, т.к. однообразие быстро надоедает, вызывает охранительное торможение.
Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. В групповом помещении не должны находиться предметы, игрушки, раздражающие слух, неприятные по звучанию. Слуховые воздействия (звуки) тоже должны быть эстетичными. Следует отметить, что при организации среды мы предусматриваем аудиотехнику с комплектом дисков с музыкальными произведениями. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения, и даже для лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.
Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что эстетическое оформление группы позволяет упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.
Поскольку непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, необходимо повышение квалификации педагогов в данном направлении. Для этой цели разрабатывается план методической работы с кадрами по повышению их профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ. При этом используются методы, стимулирующие активность самих педагогов.
План методической работы с кадрами по повышению профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды
№ | Содержание | Дата |
1 | Совет педагогов «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-разивающей среды в ДОУ» | Август |
2 | Анкетирование педагогов «Отношение к предметно-развивающей среде», Определение модели педагогических действий с помощью методики В.А. Ситарова, В.Г. Маралова | Сентябрь |
3 | Семинар теоретический «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения» | Октябрь |
3 | Семинар практический «Организация декоративно-оформительской работы с детьми» | Ноябрь |
4 | Совет педагогов «Анализ созданной предметно-развивающей среды на основе исследования самостоятельной активности детей и в условиях партнерской деятельности с педагогом» | Декабрь |
5 | Круглый стол «Эстетика быта детского сада: роскошь или необходимость» | Февраль |
6 | Смотр-конкурс «Организация предметно-развивающей среды в группах» | Март |
7 | Консультация «Эстетическое оформление групповых помещений» | Апрель |
8 | Мастер-класс «Использование мультимедийных установок в развивающей среде группы: в театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых играх и проектной деятельности» | Апрель |
9 | Совет педагогов «Отчет по инновационной деятельности по созданию предметно-развивающей среды» | Май |
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды группового помещения и составление списков, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой). Результаты исследования, проведенного до создания инновационной предметно-развивающей среды демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, бытовую и неоформленную двигательную активность, поэтому следует стремиться к их нулевым значениям. Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игра, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы отсутствовали. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. В продуктивной деятельности доминировало рисование. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были.
В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.
Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Условия создания:
- реализация идей и задач комплексной программы воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, программы «Детство»/ под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой,
- учет принципов построения развивающей среды, указанных выше,
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением
- размещение материалов должно быть функциональным
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка
- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности)
- среда должна иметь подвижные границы
За основу разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идею, представленную в пособиях Т.Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада»/ под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой, Н.Ю. Честновой «Как обустроить детский сад».
Групповая комната представлена тремя зонами: активной, рабочей и спокойной.
Условная схема пространства группового помещения
Уголок экспериментирования
Уголок познавательно-исследовательской деятельности
Уголок продуктивной деятельности
Дидактический уголок
Уголок релаксации
Книжный уголок
Уголок Ураловедения
Мини-музей
Спортивный уголок
Уголок ролевых и режиссерских игр
Уголок музыкально-театрализованной деятельности
Уголок конструирования
Рабочая зона
Активная Спокойная
зона зона
Содержание некоторых уголков
Спортивный уголок
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.
Тип | Наименование |
Для ходьбы, бега, равновесия | Балансир-волчок, коврик массажный со следочками, шнур короткий (плетеный) |
Для прыжков | Обруч малый, скакалка короткая |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с грузами, различные мячи, обручи, серсо |
Для ползания и лазанья | Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) |
Для общеразвивающих упражнений | Гантели детские, кольца, ленты, мячи, палки гимнастические |
Уголок ролевых и режиссерских игр
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения.
Тип | Наименование |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы (средние), мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие), наборы кукол: семья, наручные куклы би-ба-бо, наборы персонажей для плоскостного театра, наборы мелких фигурок (5-7 см), наборы масок (сказочные, фантастические персонажи), |
Игрушки-предметы оперирования | Наборы посуды: чайной, кухонной (средний и мелкий), "приклад" к куклам, наборы мебели для средних и мелких кукол, набор медицинских принадлежностей, весы, чековая касса, коляски и т.д. |
Маркеры игрового пространства | Универсальная складная ширма/рама, стойка с рулем/штурвалом (съемным), трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр), ландшафтный макет, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), макет: замок/крепость, тематические строительные наборы (для мелких персонажей). |
Полифункциональные материалы | Объемные модули, крупные, разных форм, крупный строительный набор, ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани, ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры. |
Уголок музыкально-театрализованной деятельности
Задачи: развитие музыкальных и творческих способностей; совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам музыкального творчества; развитие умения перевоплощаться с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности.
Тип | Наименование |
Технические средства | Магнитофон, музыкальный цент, микрофон и караоке, комплект кассет, дисков |
Детские музыкальные инструменты | Металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки |
Звучащие предметы-заместители | |
Музыкальные шкатулки, игрушки |
Уголок конструирования
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Тип | Наименование |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы |
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента) | |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) | |
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.) |
Детали конструктора | Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов) |
Плоскостные конструкторы | Коврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные" |
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования |
Уголок экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности
Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование умения комплексно обследовать предмет.
Тип | Наименование |
Объекты для исследования в действии | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей), геометрическая мозаика, танграм, набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина), набор: счетные палочки Кюизинера, головоломки, игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий), весы, термометры спиртовые, различные часы и т.д. |
Образно-символический материал | Линейки с движком, наборы лото «Числа», кассы, наборы: доски магнитные настольные с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, наборы картинок, таблиц, графические головоломки, календари, карты, глобусы, детские атласы, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы, коллекции марок, коллекции монет. |
Нормативно-знаковый материал | Разрезные азбуки и кассы, наборы карточек с цифрами, наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр, наборы кубиков с цифрами, с числовыми фигурами и т.д. |
Уголок продуктивной деятельности
Задачи: развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения.
Тип | Наименование |
Для рисования | Наборы цветных карандашей (24 цвета), графитные карандаши, наборы фломастеров, наборы шариковых ручек, гуашь, палитры, кисти, банки[1] для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л), подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения |
Для лепки | Глина, пластилин, стеки разной формы, доски, 2020 см, салфетка |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами, файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, розетки для клея, бросовый и природный материал, бумага различная по фактуре |
Уголок Ураловедения
Задачи: всестороннее изучение родного края; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному краю, стране, воспитание патриотических чувств.
Тип | Наименование |
Дидактические материалы | Тематические альбомы «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, заводы), «Наш край», «Народы Урала», «Россия», «Предметы искусства Урала»; художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России), дидактические игры по краеведению; флаг, гербы и другая символика города, России, фотография президента РФ. |
Объекты исследования | Мини-музей («Край наш Уральский», «Чудо - дерево»), диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного городаи уральского края. |
Также в групповых помещениях располагаются мультимедийные установки, которые позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность.
Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды (по результатам контрольного исследования) позволяет:
- изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);
- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
- упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических ;
- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
- способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
- обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.
Resource id #1302
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...
Современные и инновационные подходы в создании развивающей среды.
Теоретические аспекты создания развивающей среды в ДОУ....
Инновационные подходы организации предметно развивающей среды в детском саду
Инновационные подходы организации предметно развивающей среды в детском саду...
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...
«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...
Доклад : «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это об...