Доклад : «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
методическая разработка (средняя группа)
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_podhod_k_sozdaniyu_razvivayushchey_sredy_v_dou.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №4 им. В.В.Бианки»
Доклад тему:
«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Составила: Витухина О. А.
«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
ФГОС как основа для развития предметно-развивающей среды детского сада.
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки.
Непременным условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия между детьми и взрослым.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями модели воспитания. Её основные черты таковы:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения «не рядом, не над, а вместе» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач :
а) Обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру).
б) Радости существованию ( психологическое здоровье).
в) Формирование начал личности (базис личностной культуры).
г) Развитие индивидуальности ребенка (не «запрогромированность», а содействие развитию личности).
Одной из главных задач построения предметно - развивающей среды является обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
Выполнение этой задачи невозможно без организации и постоянного обновления развивающей среды для дошкольников.
Требования к содержанию обновления развивающей среды:
1 Содержание предметно-развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественная литература, музыка) и обеспечивать развитие, обучение и воспитание детей.
2 Соответствие программным требованиям, задачам воспитания и образования.
3 Соответствие возрастным особенностям дошкольников.
4 Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек при организации центров и игровых зон.
Исходное требование к среде – её проблемность и развивающий характер. Она через своё содержание должна создавать для творческой деятельности каждого ребёнка условия, стимулирующее его развитие.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, необходимо придерживаться следующих принципов(по В.А. Петровскому):
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).
Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:
• для детей третьего года жизни — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
• четвертого года жизни — это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
• в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
• в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...
инновационные подходы к созданию развивающей среды в детском саду
особенности организации развивающей среды в группе...
Современные и инновационные подходы в создании развивающей среды.
Теоретические аспекты создания развивающей среды в ДОУ....
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...
«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимос...
Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДО»
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространст...