Занятие «Школа речи» для родителей микрорайона, имеющих детей с нарушением речи.
методическая разработка по теме
Цель: Создание условий для активного сопровождения детей с нарушением речи в условиях семьи.
Задачи:
1. Познакомить родителей с предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада.
2. Познакомить родителей с основными нормами речевого развития и их нарушением.
3. Сформировать знания о речевой среде дошкольника и основных направлениях развития речи в семье.
4. Сформировать мотивацию к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи в условиях семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_rechi_.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
«Школа речи»
для родителей микрорайона, имеющих детей с нарушением речи
в МДОУ «Детский сад №65-ЦРР»
Дата проведения: 20.09.2012г.
Время проведения: 17.00-18.30
Занятие №1 «Школа речи» для родителей микрорайона, имеющих детей с нарушением речи.
Тема: Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада.
Цель: Создание условий для активного сопровождения детей с нарушением речи в условиях семьи.
Задачи:
- Познакомить родителей с предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада.
- Познакомить родителей с основными нормами речевого развития и их нарушением.
- Сформировать знания о речевой среде дошкольника и основных направлениях развития речи в семье.
- Сформировать мотивацию к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи в условиях семьи.
План:
- Экскурсия по детскому саду – презентация групп воспитателями.
- Выступление «Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада».
- Выступление «Нормы речевого развития. Общее недоразвитие речи».
- Выступление «Развитие речи дошкольника в семье. Предметно-развивающая речевая среда».
- Индивидуальные консультации учителей-логопедов.
Дата проведения: 20.09.2012г.
Время проведения: 17.00-18.30
Ход проведения:
№ п.п. | Время проведения | Регламент изучаемого вопроса | Тема изучаемого вопроса | Ф.И.О. выступающего |
17.00-17.02 | 2 минуты | Знакомство. Приветствие участников. Сообщение плана работы. | Старший воспитатель Чернышова М.Н. | |
17.02-17.05 | 3 минуты | Метод настраивания на деятельность «Презентация» Цель: познакомится друг с другом, настрой на работу. Каждому участнику предлагается назвать свое имя и рассказать двумя предложениями о себе (что мне нравится, что мне не нравится) Я, Марина, мне нравится...., мне не нравится.... | Старший воспитатель Чернышова М.Н. | |
17.00-17.15 | 15 минут | Экскурсия по детскому саду. | Воспитатели групп №1,2,3,4 | |
17.15-17.20 | 5 минут | Обсуждение увиденного на экскурсии по вопросам: 1) Что вам понравилось в группах? 2) Какие пособия, материалы Вам показались интересными для вашего ребенка? 3) Какие похожие пособия, материалы, оборудования есть у ваших детей? | Старший воспитатель Чернышова М.Н. | |
17.20-17.35 | 15 минут | Выступление «Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада». | Старший воспитатель Чернышова М.Н. | |
17.35-17.40 | 10 минут | Обсуждение выступления по вопросам: 1) Какие принципы Вам наиболее близки и понятны? 2) Какие из предлагаемых вариантов среды имеются у Вас дома? | Старший воспитатель Чернышова М.Н. | |
17.40-18.00 | 20 минут | Выступление «Нормы речевого развития. Общее недоразвитие речи». | Учитель-логопед Зубарева С.В | |
18.00-18.05 | 5 минут | Вопросы родителей. | Учитель-логопед Земских Л.П. | |
18.05-18.20 | 15 минут | Выступление «Развитие речи дошкольника в семье. Предметно-развивающая речевая среда». | Учитель-логопед Зеиских Л.П. | |
18.20-18.30 | 10 минут | Индивидуальные консультации учителями-логопедами | Учителя-логопеды ДОУ |
Приложение №1:
Тема: Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях семьи и детского сада.
Вид: выступление.
Ф.И.О. выступающего – старший воспитатель Чернышова М.Н.
Среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать развитию каждого ребенка. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии , принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности, динамичности, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, принцип открытости – закрытости, принцип учёта половых и возрастных различий детей. Рассмотрим подробно эти принципы:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.
- Принцип активности Ребёнок и взрослый должны стать творцами своего предметного окружения. Пример: На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие. В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д., всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.
- Принцип стабильности-динамичности развивающей среды В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п. Если в семье мальчик, то больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочка, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ). Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников
- Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды. Важно размещать в интерьере не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д.
- Принцип открытости – закрытости Принцип открытости обществу может быть представлен в нескольких аспектах. Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон. Открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
- Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду. Для этого в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.
- Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности. Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны для них по содержанию: головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.
Литература:
- Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
- Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
- Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук прикоррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.
- Горбунов Г.Д., Горшкова А.Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.
- Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
- Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные аспекты работы с родителями, имеющими детей с нарушениями речи
Работа с родителями...
Анкеты для работы с родителями (законными представителями) детей, имеющими нарушения речи
Анкеты для работы с семьями воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Семинар-практикум для родителей, имеющих детей c нарушениями речи, по развитию и обогащению словаря.
Основной целью семинара для родителей является ознакомление родителей с различными способами обогащения и развития словаря, а также закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....
Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи
Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи...
«О, морская, ты волна» комплексное итоговое занятие в старшей и подготовительной группе, для детей имеющих нарушения речи
Цель. Приобщить детей к прекрасному миру поэзии, музыки, живописи.Задачи.- Продолжаем учить: - составлять разного типа предложения (простые распространённые и сложные) из личного опыта,...
Перспективный план работы взаимодействия с родителями, имеющими детей с нарушениями речи в группе № 1 компенсирующего вида с ОВЗ (детей с ТНР) «Цветик - семицветик» на 2019- 2020 учебный год.
План работы с родителями в группе компенсирующего вида с ОВЗ (ТНР)...
Рекомендации учителя – логопеда родителям, имеющих детей с нарушением речи
Сколько времени занимает работа по коррекции звукопроизношения, как организовать домашние задания ребёнка и родителей....