педсовет в ДОУ "Играя -творим"
методическая разработка по теме
В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания.
Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы , свидетельствующие о том, что в силу разных причин объективного и субъективного свойства происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра выхолащивается из жизни детского коллектива, а у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии». Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_igraya_-tvorim.docx | 21.14 КБ |
plakaty_k_pedsovetu_igra.doc | 21 КБ |
anketa_dlya_roditeley_po_igre.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к педсовету
«Играя – творим»
- Взаимопосещение педагогами групп.
«Предметно – пространственная среда как стимул интеллектуального и творческого развития дошкольников»
- Неделя «Игра и игрушки»
- «Обогащение игровой деятельности - одно из условий формирования личности ребенка» - консультация
Цель :
Объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры.
Задачи:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
- Способствовать творческому поиску, повышать методический уровень педагогов по организации игры.
- Скорректировать работу по организации сюжетно-ролевой игры в МДОУ
- Дать рекомендации по повышению эффективности педагогических воздействий на игру.
Литература:
научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 6/ 2011г., приложение к журналу «Управление ДОУ»- «Развитие игровой активности дошкольников» методическое пособие;
приложение к журналу «Управление ДОУ» «Развитие игровой деятельности ребенка» О.А. Степанова
Ход педсовета
Тема «Играя -творим»
Игра- это естественная жизнь детей
и ни в каком случае не пустая забава.
Игра- это жизнь, преломленная сквозь
психику ребенка.
В игре раскрывается весь духовный мир,
Весь запас жизненного опыта ребят…
Луиза Шлегер
1часть.
Выступление по теме «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» (заведующая Горбачевская В.В.)
2 часть – Теоретическая (старший воспитатель Ситишкина О.Ю.)
- Интеллектуальная игра «Знатоки права»
- «Мозговой штурм»
- «Игротека»
- «Ярмарка педагогических идей»
- «Домашнее задание» (обсуждение результатов взаимопроверок)
3 часть. Поведение итогов педсовета
Решение:
- Обогатить предметно- пространственную среду в группах
- Провести опрос в подготовительной к школе группе по предметно – пространственной среде группы
- Провести анкетирование среди родителей 1 младшей, 2 младшей, средней группах по предметно-развивающей среде групп.
Педсовет проводится в форме сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу «Игра»
Главный специалист по «городу»- заведующая
Экскурсовод – ст. воспитатель
Туристы – воспитатели
1 часть – Вступительная
Выступление по теме «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»»:
В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. Но в последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа (С.А. Шмаков). Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы , свидетельствующие о том, что в силу разных причин объективного и субъективного свойства происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра выхолащивается из жизни детского коллектива, а у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии». Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».
Наблюдения показывают, что в современных условиях игра ребенка – это уже не спонтанные сюжетные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений игры с правилами, бытовавшие в разновозрастной «дворовой» среде в 60-80-е г.г. ХХ в. За последние 5-6 лет в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно- ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.
По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает именно сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники , имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни – ребенок пробует себя в разных ролях: работник (в системе родственных взаимоотношений), член семьи (в быту), потребитель социальных благ (в профессиональной деятельности)
В игре дети предают внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают. Например, взяв на себя роль мамы, девочка любит свою «дочку», заботится о ней так, как это делают её родители. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребенок учится относиться как к настоящему.
Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся отношения. Однако самостоятельные детские игры часто носят примитивный характер, в них недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы сюжетно-ролевая игра выполняла свои развивающие функции, педагог должен научить ребенка способам её построения, которые последовательно усложняются:
Условно – предметный способ – в раннем возрасте,
Ролевой – в среднем возрасте,
Сюжетосложение – в старшем возрасте.
Если образцы ориентированы на передачу общего способа игры всем детям определенного возраста, то возможность реализации ребенком своих собственных предпочтений и индивидуальных способностей в развертывании сюжета в большей мере связана с организацией предметно –игровой среды.
2 часть – теоретическая.
Экскурсовод (ст.воспитатель) проводит интеллектуальную игру, за ответы воспитатели получают проездной билет (вырезанный силуэт ладони)
Интеллектуальная игра «Знатоки права»
-Начинаем наше путешествие по городу «Игра» и
первая остановка нашего туристического экспресса на площади «Мозговой штурм»
Вопросы - ответы :
- Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием…. (замысла)
- Что является структурным компонентом игры? (сюжет, содержание, роль)
- Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль… (взрослого)
- Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры… (мышление, воображение, память)
- Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре- это…(сюжет)
- Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры - это…(наличие атрибутов).
- Один очень важный компонент сюжетно – ролевой игры - использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов - заместителей.
Следующая остановка на площади «Игротека»
Задание:
Составьте перечень атрибутов и оборудования для сюжетно-ролевых игр (воспитателям раздаются карточки с названием игры, на обратной стороне они пишут атрибуты и зачитывают их):
«Автосервис»
(гараж, машины, набор гаечных ключей (игрушечный), насос для накачивания колес);
«Поликлиника»
(халаты медицинские, фонендоскоп, весы медицинские, ростомер, кушетка, микроскоп, машина скорой помощи, градусники, шпатель, шприцы без иголки, бинты);
«Ателье»
(швейные машины, утюги, гладильные доски, ткани, сантиметр);
«Кафе-мороженое»
(стол, стулья, посуда, плита, меню, форма для повара и официанта, магнитофон).
-Продолжаем путешествие по городу «Игра» и наша следующая остановка на площади «Профессионалы»
А теперь рассмотрим педагогические ситуации которые возникают с детьми в игровой деятельности . Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
(раздаются конверты с заданиями, несколько минут на обдумывание, ответы)
Задание:
- Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля» -говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном, ты каждый день капитан» -запротестовали Маша и Кирилл.
Вопросы:
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать , чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
- Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Вопросы:
Какова должны быть реакция воспитателя?
Какие методы можно использовать чтобы данная ситуация не повторялась?
- Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет
Вопросы:
Как поступить воспитателю?
Как правильно вовлечь ребенка в игру?
- Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну»
Вопросы:
Как должен поступить педагог?
- Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.
Вопросы:
Как должен отреагировать на это воспитатель?
- В своей работе каждый педагог проявляет фантазию, творчество, креативность.
- Следующая остановка на площади «Ярмарка педагогических идей» . (воспитатели выполняют работу на листе формата А4, цветными карандашами или фломастерами)
Задание:
Придумать и создать на бумаге план – схему игрового пространства в группе с учетом возрастных особенностей детей (например: Парк развлечений, Банк, Космическая станция)
- Отправляемся дальше .Следующая остановка на площади « Домашнее задание»
Обобщение и анализ условий , созданных в группах для игровой деятельности детей. Рекомендации воспитателей.
3 часть - заключительная
- Задание «Оживи ладонь»
«Ладонь» (билет) - не настоящая, но мы можем её оживить. С обратной стороны ладони напишите пожелания нашему дошкольному учреждению. Будет очень приятно, если Вы оставите свою подпись.
Подведение итогов педсовета.
Предварительный просмотр:
Работа педагога предполагает ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкивается воспитатель
Любая игра требует
и умственных,
и волевых, и физических усилий,
и координации своих действий с другими
и приносит эмоциональное удовлетворение
Маленький ребенок может воспринимать только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему
Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности
Все эти способности и качества
возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной , непосредственной форме игры, когда ребенок не догадывается, что его учат или специально развивают
Предварительный просмотр:
Анкета
«Игра в жизни вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа или напишите свой вариант.
- Знаете ли Вы какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?
- Да
- Нет
- Перечислите несколько________________________________________
- Часто ли Ваш ребенок играет дома?
- Да
- Нет
- Свой вариант________________________________________________
3. Как Ваш ребенок играет?
- Умеет играть самостоятельно
- Не всегда играет самостоятельно
- Не играет сам
4. Вовлекает ли Вас в свою игру?
- Да
- Нет
- Иногда
5. В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?
- Настольные игры
- Подвижные игры
- Компьютерные игры
- Свой вариант___________________________________________________
6. Разрешаете ли Вы играть детям в какие то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся Вам?
- Да, разрешаю
- Нет, не разрешаю
- Свой вариант__________________________________________________
7. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома в новой обстановке (например в гостях у ваших знакомых)?
- Да
- Иногда
- Нет
8. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
- Да
- Нет
- Иногда
9. Какие взаимоотношения у ребенка с другими детьми или взрослыми вашей семьи ( брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя и.т.д.)?
- Легко идет на контакт ( показывает игрушки, вовлекает в свою игру….)
- Избирательно
- Трудно
- Играют вместе
- Часто ссорятся
10. На Ваш взгляд, каких игрушек, настольных игр недостаточно в группе?
- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"
Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...
Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"
Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...
Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»
Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы. Представление своего опыта»...
Кто-то из великих сказал: «Человек живёт, пока творит». А воспитатель не может не творить, ведь воспитание процесс творческий.
На разном этапе жизни это были разные книги. В детстве - сказки, которые формировали такие важные понятия, как любовь, добро, сострадание, помощь ближнему, сочувствие. В школьные годы, а это были врем...
Сценарий педсовета "Играя, творим!"
Сценарий педсовета "Играя, творим!" разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников....
Театр. Творим сами, творим с детьми.
Презентация о формах работы с детьми по театрализованной деятельности, а также различных видах театральных кукол....