педсовет в ДОУ "Играя -творим"
методическая разработка по теме

Ситишкина Ольга Юрьевна

В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания.

Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы , свидетельствующие о том, что в силу разных причин объективного и субъективного свойства происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра выхолащивается из жизни детского коллектива, а у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии». Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к педсовету

«Играя – творим»

  1. Взаимопосещение педагогами групп.

«Предметно – пространственная среда как стимул интеллектуального и творческого развития дошкольников»

  1. Неделя «Игра и игрушки»                                        
  2. «Обогащение игровой деятельности - одно из условий формирования личности ребенка» - консультация

Цель :

Объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры.

Задачи:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
  2. Способствовать творческому поиску, повышать методический уровень педагогов по организации игры.
  3. Скорректировать работу по организации сюжетно-ролевой игры в                   МДОУ
  4. Дать рекомендации  по повышению эффективности педагогических воздействий на игру.

Литература:

научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 6/ 2011г., приложение к журналу «Управление ДОУ»- «Развитие игровой активности дошкольников» методическое пособие;

приложение к журналу «Управление ДОУ» «Развитие игровой деятельности ребенка» О.А. Степанова

Ход педсовета

Тема «Играя -творим»

Игра- это естественная жизнь детей

и ни в каком случае не пустая забава.

Игра- это жизнь, преломленная сквозь

психику ребенка.

В игре раскрывается весь духовный мир,

Весь запас жизненного опыта ребят…

Луиза Шлегер

1часть.

 Выступление  по теме «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» (заведующая  Горбачевская В.В.)

2 часть – Теоретическая (старший воспитатель Ситишкина О.Ю.)

- Интеллектуальная игра «Знатоки права»

- «Мозговой штурм»

- «Игротека»

- «Ярмарка педагогических идей»

- «Домашнее задание» (обсуждение результатов взаимопроверок)

3 часть. Поведение итогов педсовета

Решение:

  1. Обогатить предметно- пространственную среду в группах
  2. Провести опрос в подготовительной к школе группе по предметно – пространственной среде группы
  3. Провести анкетирование среди родителей 1 младшей, 2 младшей, средней группах по предметно-развивающей среде групп.

 

        Педсовет проводится в форме сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу «Игра»

Главный специалист по «городу»- заведующая

Экскурсовод – ст. воспитатель

Туристы – воспитатели

1 часть – Вступительная

Выступление по теме «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»»:

В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. Но в последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа (С.А. Шмаков). Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы , свидетельствующие о том, что в силу разных причин объективного и субъективного свойства происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра выхолащивается из жизни детского коллектива, а у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии». Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».

        Наблюдения показывают, что в современных условиях игра ребенка – это уже не спонтанные сюжетные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений игры с правилами, бытовавшие в разновозрастной «дворовой» среде в 60-80-е г.г. ХХ в. За последние 5-6 лет в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно- ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.

        По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает именно сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники , имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.

        В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни – ребенок пробует себя в разных ролях: работник (в системе родственных взаимоотношений), член семьи (в быту), потребитель социальных благ (в профессиональной деятельности)

        В игре дети предают внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают. Например, взяв на себя роль мамы, девочка любит свою «дочку», заботится о ней так, как это делают её родители. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребенок учится относиться как к настоящему.

        Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся отношения. Однако самостоятельные детские игры часто носят примитивный характер, в них недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы сюжетно-ролевая игра выполняла свои развивающие функции, педагог должен научить ребенка способам её построения, которые последовательно усложняются:

Условно – предметный способ – в раннем возрасте,

Ролевой – в среднем возрасте,

Сюжетосложение – в старшем возрасте.

        Если образцы ориентированы на передачу общего способа игры всем детям определенного возраста, то возможность реализации ребенком своих собственных предпочтений и индивидуальных способностей в развертывании сюжета в большей мере связана с организацией предметно –игровой среды.

2 часть – теоретическая.

Экскурсовод (ст.воспитатель) проводит интеллектуальную игру, за ответы воспитатели получают проездной билет (вырезанный силуэт ладони)

 Интеллектуальная игра «Знатоки права»

-Начинаем наше путешествие по городу «Игра» и

первая остановка нашего туристического экспресса на площади «Мозговой штурм» 

Вопросы - ответы :

  1. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием…. (замысла)
  2. Что является структурным компонентом игры? (сюжет, содержание, роль)
  3. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль… (взрослого)
  4. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры… (мышление, воображение, память)
  5. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре- это…(сюжет)
  6. Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры - это…(наличие атрибутов).

- Один  очень важный компонент сюжетно – ролевой игры -  использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов - заместителей.

Следующая остановка на площади «Игротека» 

Задание:

Составьте перечень атрибутов и оборудования для сюжетно-ролевых игр (воспитателям раздаются карточки с названием игры, на обратной стороне они пишут атрибуты и зачитывают их):

«Автосервис» 

(гараж, машины, набор гаечных ключей (игрушечный), насос для накачивания колес);

«Поликлиника»

 (халаты медицинские, фонендоскоп,  весы медицинские, ростомер, кушетка,  микроскоп, машина скорой помощи, градусники, шпатель, шприцы без иголки, бинты);

«Ателье» 

(швейные машины, утюги, гладильные доски, ткани, сантиметр);

«Кафе-мороженое»

 (стол, стулья, посуда, плита, меню, форма для повара и официанта, магнитофон).

        -Продолжаем путешествие по городу «Игра» и наша следующая остановка на площади «Профессионалы» 

А теперь рассмотрим педагогические ситуации которые возникают  с детьми в игровой деятельности . Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

(раздаются конверты с заданиями, несколько минут на обдумывание, ответы)

Задание:

  1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие». «Чур, я капитан корабля» -говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном, ты каждый день капитан» -запротестовали Маша и Кирилл.

Вопросы:

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать , чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

  1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы:

Какова должны быть реакция воспитателя?

Какие методы можно использовать чтобы данная ситуация не повторялась?

  1. Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет

Вопросы:

Как поступить воспитателю?

Как правильно вовлечь ребенка в игру?

  1. Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну»

Вопросы:

Как должен поступить педагог?

  1. Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.

Вопросы:

Как должен отреагировать на это воспитатель?

        - В своей работе каждый педагог проявляет фантазию, творчество, креативность.

- Следующая остановка на площади «Ярмарка педагогических идей» . (воспитатели выполняют работу на  листе формата А4, цветными карандашами или фломастерами)

Задание:

Придумать и создать на бумаге план – схему игрового пространства в группе с учетом возрастных особенностей детей (например: Парк развлечений, Банк, Космическая станция)

- Отправляемся дальше .Следующая остановка на площади « Домашнее задание» 

 Обобщение и  анализ условий , созданных в группах для игровой деятельности детей. Рекомендации воспитателей.

3 часть - заключительная  

- Задание «Оживи ладонь»

«Ладонь» (билет) - не настоящая, но мы можем её оживить. С обратной стороны ладони напишите пожелания нашему дошкольному учреждению. Будет очень приятно, если Вы оставите свою подпись.

Подведение итогов педсовета.



Предварительный просмотр:

Работа педагога предполагает ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкивается воспитатель

Любая игра требует

и умственных,

и волевых, и физических усилий,

 и координации своих действий с другими

и приносит эмоциональное удовлетворение

Маленький ребенок может воспринимать только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему

Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности

Все эти способности и качества

возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной , непосредственной форме игры, когда ребенок не догадывается, что его учат или специально развивают



Предварительный просмотр:

Анкета

«Игра в жизни вашего ребенка»

Уважаемые родители!

                 Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа или напишите свой вариант.

  1. Знаете ли Вы какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?
  • Да
  • Нет
  • Перечислите несколько________________________________________
  1. Часто ли Ваш ребенок играет дома?
  • Да
  • Нет
  • Свой вариант________________________________________________

3. Как Ваш ребенок играет?

  • Умеет играть самостоятельно
  • Не всегда играет самостоятельно
  • Не играет сам

4. Вовлекает ли Вас в свою игру?

  • Да
  • Нет
  • Иногда

5. В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?

  • Настольные игры
  • Подвижные игры
  • Компьютерные игры
  • Свой вариант___________________________________________________

6. Разрешаете ли Вы играть детям в какие то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся Вам?

  • Да, разрешаю
  • Нет, не разрешаю
  • Свой вариант__________________________________________________

7. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома в новой обстановке (например в гостях у ваших знакомых)?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

8. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

  • Да
  • Нет
  • Иногда

9. Какие взаимоотношения у ребенка с другими  детьми или взрослыми вашей семьи ( брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя и.т.д.)?

  • Легко идет на контакт ( показывает игрушки, вовлекает в свою игру….)
  • Избирательно
  • Трудно
  • Играют вместе
  • Часто ссорятся

10. На Ваш взгляд, каких игрушек, настольных игр недостаточно в группе?

  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"

Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Кто-то из великих сказал: «Человек живёт, пока творит». А воспитатель не может не творить, ведь воспитание процесс творческий.

На разном этапе жизни это были разные книги. В детстве - сказки, которые формировали такие важные понятия, как любовь, добро, сострадание, помощь ближнему, сочувствие. В школьные годы, а это были врем...

Сценарий педсовета "Играя, творим!"

Сценарий педсовета "Играя, творим!" разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников....

Театр. Творим сами, творим с детьми.

Презентация о формах работы с детьми по театрализованной деятельности, а также различных видах театральных кукол....