Сценарий педсовета "Играя, творим!"
методическая разработка
Сценарий педсовета "Играя, творим!" разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_pedsoveta_igraya_tvorim.docx | 92.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Сценарий педсовета
«ИГРАЯ, ТВОРИМ!»
Составила:
методист Миляхова О.В.
пгт.Берёзово, ХМАО-Югра
2019
Педсовет «Играя, творим!».
12.12.2019г.
Повестка дня.
1. Выполнение решения предыдущего педсовета (методист).
2.Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников (заведующий).
3.Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста (воспитатели второй группы раннего возраста).
4.Средства эстетического воспитания детей в условиях реализации национально-регионального компонента (воспитатели младшей группы).
5.Конструктивно-модельная деятельность как способ приобщения дошкольников к искусству (воспитатели старшей группы).
6. Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка (музыкальный руководитель).
7.Итоги тематического контроля «Организация работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников» (методист).
8.Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир» (методист, воспитатели подготовительной группы).
9. Выработка решений педсовета.
Подготовка к педсовету:
1.Проведение тематического контроля “Организация работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников ” (методист, старший воспитатель).
2.Подготовка выступлений и презентаций (воспитатели, методист, старший воспитатель, заведующий, музыкальные руководители).
3. Подготовка заданий для деловой игры «Путешествие в художественно-эстетический мир» (методист, старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы).
2.Выступление заведующего:
«Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников».
«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию.
Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,фантазии, творчества».
(В. А. Сухомлинский)
Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике.
Художественно-эстетическое воспитание -
Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
(Д. Б. Лихачёв)
Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.
(В. Н. Шацкая)
Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.
(Краткий словарь по эстетике)
Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса и проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы, и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
Основой процесса художественно-эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, которая направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО, программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и методикой Т.С. Комаровой): | ||||||||||||||||||
Основная цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие эстетических чувств детей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности. | ||||||||||||||||||
Задачи художественно-эстетического развития по ФГОС ДО: | ||||||||||||||||||
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы | Становление эстетического отношения к окружающему миру | Формирование элементарных представлений о видах искусства | Восприятие музыки | |||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, фольклора | Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | Реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | ||||||||||||||||
Основные направления работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении: | ||||||||||||||||||
Приобщение к искусству | Изобразительная деятельность | |||||||||||||||||
Конструктивно-модельная деятельность | Музыкальная деятельность | |||||||||||||||||
Принципы художественно-эстетического развития: | ||||||||||||||||||
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей | Принцип взаимосвязи | Принцип интеграции различных видов искусств | Принцип доступности | |||||||||||||||
Принцип продуктивности | Принцип вариативности и справедливости | Принцип результативности | ||||||||||||||||
Средства художественно-эстетического развития: | ||||||||||||||||||
Эстетическое общение | Природа | Искусство | Разнообразные виды игр | Разные виды труда | Физические упражнения | |||||||||||||
Методы художественно-эстетического развития: | ||||||||||||||||||
Наглядный Рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. | Словесный Ознакомления детей с произведениями искусства относится метод беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине. | Практический Ориентирует детей на самостоятельную деятельность. | ||||||||||||||||
Приёмы художественно-эстетического развития: | ||||||||||||||||||
Словесные приёмы | Наглядные приёмы | Игровые приёмы | ||||||||||||||||
Формы работы по художественно-эстетическому развитию: | ||||||||||||||||||
Младший и средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |||||||||||||||||
|
предметов
|
3.Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации
к ДОУ детей раннего возраста
(воспитатели второй группы раннего возраста)
Выступление сопровождается презентацией.
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
Детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что станет предпосылкой для решения двух взаимосвязанных задач:
1) позволит максимально приблизить образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что поможет личностному принятию их ребенком;
2) научит ребенка общаться и действовать в ситуациях, максимально приближенных к жизни широкого социума.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения.
Педагог - новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». В первые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми по преимуществу в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Педагог выполняет чрезвычайно важную миссию: он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства. Художественное творчество позволяет превратить этот совместный путь в незабываемое путешествие, наполненное новыми впечатлениями и открытиями. Ребенок начинает доверять педагогу, идет вслед за ним, вместе с ним в большой мир. Яркие краски, гармоничные формы и звуки, ритм орнаментов и мелодий, литературные герои и сюжеты привлекают ребенка своей красотой. И он охотно обращается к педагогу с просьбой еще порисовать, полепить, послушать, почитать.
В настоящее время одним из важнейших условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умение и навыков в творческой деятельности.
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в основание художественного творчества. Изобразительная деятельность крайне важна для овладения умением рисовать. Дети в процессе изобразительной деятельности приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.
Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие детей: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, воображение.
Техника «Ладошки».
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом.
Показываем ребенку, как обмакивать ладонь в краску, а затем прикладывать её к бумаге и радуюсь вслух: “Краска красивая желтая, теплая! Что же получится, если прижать ладошку к бумаге? Листик! Красота какая!”
Дети заражаются эмоциями и тоже удивляются, радуются.
На этапе адаптации считаю целью таких занятий - способствовать созданию эмоционального положительного климата в группе. Часто этот вид деятельности несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка.
Техника «Пластилинография».
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазии
- развитие пространственного мышления и творческих способностей;
- воспитание у детей художественного вкуса;
- развитие моторики пальцев рук детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Техника «Рисование штампами».
Техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.
Техника «Песочная терапия».
Снимает эмоциональное напряжение, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения. Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку.
Вывод.
Периоды адаптации к новым жизненным условиям -неизбежные этапы человека на пути его развития и взросления. Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют грамотного процесса сопровождения (организационного, психолого-педагогического). Средства художественного творчества расширяют возможности взрослых по проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства и предметы культуры выступают медиаторами (помощниками, посредниками) при взаимодействии взрослого с ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, используются в качестве терапевтических, компенсирующих, развивающих, воспитательных, досуговых средств. Художественное творчество несет в себе глубинную идею созидательности, продуктивного переживания, возможности освоения мира и его переустройства «под себя». И даже в самом раннем детстве это эффективное средство «встречи» ребенка с миром, осуществленное в совместной творческой деятельности с другими людьми — детьми и взрослыми.
4.Средства эстетического воспитания детей в условиях реализации национально-регионального компонента (воспитатели младшей группы).
Выступление сопровождается презентацией.
В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению свoeгo национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности ребёнка, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Знакомясь с достопримечательностями своего города, края ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый период, в определённых этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом. Реализация регионального компонента в дошкольном учреждении осуществляется в том числе и через художественно-эстетическое развитие дошкольников.Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО (ФГОС ДО, раздел 2, п. 2.6) предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Становлению у дошкольников эстетического отношения к природе своего края, формированию элементарных представлений о культуре, быте народов севера способствует правильно организованная предметно-пространственная среда.
С этой целью в детском саду создан уголок краеведения, в котором собраны экспонаты, отражающие национальные, природные особенности нашей страны и нашего округа: фотоальбомы, открытки, национальные игрушки народов ханты и ненцев, изделия из бересты и дерева; макеты чума, нарты,куклы в национальной одежде, фигурки животных (олень, лиса, заяц, песец).
В уголке краеведения, содержание которого подобрано в соответствии с возрастом детей и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы открыток, фотографии и т.п.
Эффективность реализации регионального компонента в ДОУ зависит и от организованной образовательной деятельности дошкольников как на занятиях, так и кружковой деятельности. На занятиях дети знакомятся с достопримечательностями города, обогащают знания о животном и растительном мире родного края.
Опыт работы по кружковой деятельности «Бусинка».
Большую помощь в воспитании у детей любви к родному краю оказывают родители (законные представители) воспитанников: шьют одежду для кукол, национальные костюмы, приносят журналы, диски с природой Югры, трафареты с орнаментами.
Таким образом, хочется сказать, что без знания детьми народной культуры своего края не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Систематическая работа позволяет воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами
5.Конструктивно-модельная деятельность как способ приобщения дошкольников к искусству (воспитатели старшей группы).
Выступление сопровождается презентацией.
Конструирование – один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности. Это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В контексте ФГОС дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.
Эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети. Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в ДОУ – одно из важных условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребёнка. Многообразие представленного материала для различных видов конструирования в разных возрастных группах поможет детям дошкольного возраста применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых поставленных задач.
В группах нашего ДОУ накоплен разнообразный материал для конструктивной деятельности: комплекты деревянного строителя, различные пластмассовые конструкторы Lego, наборы металлического конструктора, магнитные конструкторы, наборы плоского конструктора, динамические конструкторы, наборы конструкторов «ТИКО», трафареты для зарисовок схем, схемы конструкций по данной возрастной группе, материал для обыгрывания построек, материал для художественного конструирования. Наличие перечисленных выше предметов оборудования, материалов и инструментов и правильное их использование способствуют успешному обучению детей средствами конструирования.
В процессе конструирования, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, появляется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус.
Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит по двум направлениям:
• сооружение построек для игры
• создание моделей-изображений
Во втором случае имеет место конструктивно-модельная деятельность. Примером такого конструирования является сборка макетов из готовых наборов деревянных или пластмассовых деталей.
Особенностями конструктивной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми. Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности. Центр конструктивной деятельности в младших группах размещён в доступном для детей месте. Он наполнен мелким (настольным) и крупным (напольным)строительным материалом. Здесь же конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, игрушки-вкладыши, мягкие модули. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт. Дети пользуются ими при обыгрывании построек. Представлен нетрадиционный материал: пробки, выпиленные плашки и т. п. Имеются простейшие схемы построек, «алгоритмы» их выполнения (например: мозаика крупная, схемы выкладывания узоров из неё). Для удобства строительный материал и конструкторы разложены по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.
Конструктивная деятельность детей в раннем детстве – это создание простейших построек из строительного материала, а в старшем дошкольном возрасте – сложная и разнообразная деятельность. Конструктивная деятельность старших дошкольников больше, чем другие виды деятельности, подготавливает необходимую основу для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей. Особенностью конструктивной деятельности старших дошкольников является её большое воспитательное значение. Коллективное конструирование способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность, стремление достичь поставленные цели, умение работать в паре. Именно в процессе взаимодействия с равным партнёром ребёнок приобретает взаимное доверие, готовность к сотрудничеству. В процессе конструктивных игр старшие дошкольники постоянно прибегают к сравнению величины деталей, их цвета, формы, это дает им возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел, а также способствует сенсорному развитию.
Большой популярностью в организации детского конструирования пользуется «Конструктор Лего». Данный конструктор позволяет старшим дошкольникам решать не только простые, но и сложные конструктивные задачи. Дошкольники знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции.
В ДОУ для детей старшего дошкольного возраста созданы условия для конструирования:
• по образцу,
• по модели,
• по условиям,
• по простейшим чертежам и схемам,
• по замыслу,
• по теме,
• каркасное конструирование
Все формы конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста имеют большое значение в подготовке детей к школе, развитию у них мышления, памяти, воображения, способности к самостоятельной поисковой и творческой деятельности.
Таким образом, в ходе конструктивной деятельности дети становятся строителями, архитекторами, творцами и исследователями, ведь играя, они активизируют умственную активность, учатся быть самостоятельными, инициативными и творческими личностями.
6. Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка (музыкальный руководитель).
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Влияние музыки на развитие ребёнка можно описать формулой: музыка – фантазия – творчество – умение слушать и слышать – развитие мыслительных способностей.
Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Дети связаны с природой, и творчество является частью их жизни. Дети развивают свою духовную силу по следующему пути: прослушивание музыки – процессы воображения – работа фантазии – творческое начало.
Приобщать ребенка к музыке можно и нужно с самого раннего возраста. Причем самыми различными способами: петь ему песни, приучать слушать аудиозаписи, детские музыкальные радио- и телепередачи, смотреть видеофильмы приучать к игре на музыкальных инструментах Если есть возможность, водить на концерты.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой. И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.
В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:
• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.
• Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.
• Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.
• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.
• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развиваетпространственное восприятие.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых специалистов, в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается, что если для музыкального развития ребенка с самого детства созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось - окружение, среда, растит и питает личность. Важно не только на музыкальных занятиях развивать музыкальные интересы и способности детей, но и посещать дополнительные занятия музыкой, такие как: хореография (занятия различными видами танцев) игра на музыкальных инструментах, вокал и др. А также создавать условия развития музыкальных способностей в повседневной жизни ребенка.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в развивающие музыкально-дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был к нему свободный доступ. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта. В детском саду уже в средней группе дети учатся играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П. И. Чайковского. «В пещере горного короля» Э. Грига (дети в полном восторге от этого произведения, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты»
Советую приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.
Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с их произведениями. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
7. Справка по итогам тематического контроля.
На основании приказа № 96 от 05.11.2019г. был проведён тематический контроль «Организация работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников».
Цель: оценить эффективность воспитательно-образовательной работы в МАДОУ детский сад «Малышок» по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Возрастные группы: все возрастные группы
Сроки поведения контроля: 18-29 ноября 2019г.
В ходе контроля были рассмотрены следующие вопросы:
- обследование знаний, умений и навыков детей,
- оценка профессиональных умений педагогов,
- оценка условий в группах для разнообразной художественно-эстетической деятельности детей,
- планирование работы,
- работа с родителями по данной теме.
Формы и методы контроля:
- наблюдение и анализ деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов,
- анализ детских работ по рисованию, лепке, аппликации,
-анализ проведения открытых интегрированных занятий по художественно-эстетическому направлению,
- беседа с педагогами,
- анкетирование воспитателей групп раннего возраста,
- анализ календарных планов воспитателей и планов работы с родителями,
- посещение групп,
- анализ развивающей предметно-пространственной среды,
- анализ наглядной пропаганды для родителей,
- анкетирование родителей.
Где будут рассматриваться итоги проверки:
тематический педсовет «Играя – творим!» (декабрь 2019г.).
Итоги проверки:
№ | Содержание контроля | Методика контроля |
1 | Обследование знаний, умений и навыков детей. | В результате наблюдения за детьми в процессе организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности при проведении режимных моментов можно отметить систематическую работу педагогов по приобщению детей к искусству, по изобразительной, конструктивно-модельной и музыкальной деятельности. По результатам мониторинга, проведённого в ноябре 2019 года по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», получены следующие данные: высокий уровень показали 5% детей, выше среднего – 13%, средний – 52%, ниже среднего – 28%, низкий уровень – 2%. Наблюдается положительная динамика по сравнению с данными на начало учебного года (сентябрь 2019г.): высокий уровень - 0% детей, выше среднего – 5%, средний – 57%, ниже среднего – 26%, низкий уровень – 12%. Значительно улучшены показатели в группах «Солнышко», «Капельки» и «Ромашки». (Приложение 1) Участие детей в конкурсах, выставках: педагоги постоянно привлекают детей и родителей к участию в конкурсах различного уровня: за период с сентября по ноябрь 2019г. прошли выставки осенних поделок и рисунков, рисунков ко Дню Матери, тематические выставки; на районном уровне – 4 ребёнка приняли участие в конкурсе «Мой дом – Берёзовский район»; на окружном уровне – конкурс рисунков «Защитим лес от пожара» - 18 детей, изготовлено 13 кормушек для конкурса «Лучшая кормушка для птиц»; на всероссийском уровне – в трёх конкурсах 3 ребёнка стали призёрами и победителями, участниками – 11 детей, в том числе – ребёнок-инвалид; на международном уровне – 4 ребёнка имеют дипломы за 1 и 2 место. Анализ детских работ по рисованию, лепке, аппликации: при анализе рисунков и работ по аппликации детей младшей, старшей и подготовительной групп прослеживается высокое качество выполнения работ; соответствуют требованиям оригинальность замысла и воплощения, соблюдение цветовой гаммы, выразительность образа, аккуратность, правильная передача формы и пропорций. В основном, работы выполняются детьми самостоятельно, некоторым детям требуется небольшая помощь взрослого. В группах раннего возраста при выполнении работ ведётся индивидуальная работа с каждым ребёнком. (Приложение 2) |
2 | Оценка профессиональ ных умений педагогов. | Для того, чтобы оценить профессиональные умения педагогов, был организован открытый просмотр организованной образовательной деятельности (ООД) художественно-эстетического цикла. В организованной образовательной деятельности, проведённой воспитателями и специалистами, прослеживалась интеграция образовательных областей и видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО, а также сочетание традиционных и нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Педагоги представили следующие занятия: «Осеннее настроение», «Путешествие в волшебную страну Рисовандию», «Берёзка в зимнем лесу», «В гостях у Петрушки». На занятиях прослеживалось наличие у детей высокой заинтересованности, активности и увлечённости, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности; хорошая организация деятельности детей, соответствие методов обучения содержанию учебного материала и цели занятий; соблюдение гигиенических требований к рабочей зоне. Дети умело используют различные материалы, соблюдают последовательность при выполнении работ, могут содержание перенести в рисунок, проявляют самостоятельность в поиске творческого подхода. Некоторые воспитатели в заключительной части занятия мало внимания уделяют анализу детских работ. Для оценки профессиональных умений педагогов по руководству художественно-эстетическим развитием детей было проведено анкетирование воспитателей групп раннего возраста. Итоги анкетирования:
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области художественно-эстетического развития запланированы на учебный год следующие мероприятия: семинар-практикум «Влияние фольклора на развитие речи дошкольников» (февраль), смотр-конкурс «Волшебная палитра» (на лучший уголок художественно-эстетического развития – март), представление педагогического опыта в «Творческой гостиной» по самообразованию педагогов, оперативный контроль «Влияние изобразительного искусства на эстетическое развитие детей» и «Оценка эффективности развлечения (праздника)» (март), беседа-концерт «Тайна Мастера и Маргариты» (январь). |
3 | Оценка условий в группах для разнообразной художественно-эстетической деятельности детей. | Для того, чтобы отследить наличие в группах условий для разнообразной художественно-эстетической деятельности детей, была проведена оценка развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах. (Приложение 4) Результаты обследования: - в уголках изобразительной деятельности имеется достаточное количество материалов для ООД, разнообразный материал для свободной продуктивной деятельности, альбомы и образцы, трафареты, шаблоны, раскраски; - в уголках театрализованных игр имеются театральные ширмы, видовое разнообразие театров, элементы для ряжения, разнообразные атрибуты, аксессуары, декорации; - уголки конструктивно-модельной деятельности снабжены природным материалом (кроме групп раннего возраста), различным строительным конструктором, оборудованием для плоскостного конструирования, рисунками, схемами и фотографиями различных строений и построек; требуют обновления игрушки для обыгрывания построек, пазлы, мозаика; - в музыкальных уголках имеются музыкальные инструменты в небольшом количестве, аудиозаписи, диски, видеозаписи, воспитатели пользуются ноутбуками и телевизорами для воспроизведения музыкально-дидактических игр; - в книжных уголках не во всех группах имеются портреты писателей, художников с их картинами, нет портретов художников-иллюстраторов детской книги; - уголки художественно-эстетического направления во всех группах имеют эстетически привлекательный вид, разнообразное и достаточное количество материала; соблюдаются возрастной принцип, гигиенические требования к оборудованию и материалам, требования безопасности; в младшей, старшей и подготовительной группах рационально размещён материал с точки зрения самостоятельного пользования детьми и имеется возможность выбора действий согласно интересам и особенностям детей; - имеются красочные стенды для выставки детских работ; - в методическом кабинете и в группах есть в наличии методическая литература по данному направлению, произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, народные игрушки, разнообразный игровой дидактический материал, портреты композиторов, писателей; недостаточное количество портретов художников и художников-иллюстраторов; - в музыкальном зале имеются в достаточном количестве музыкальные инструменты, пособия, атрибуты, музыкальные произведения, аудио- и видеозаписи песен и танцев. В детском саду созданы условия для художественно-творческого развития детей и в рамках кружковой деятельности: функционируют 3 кружка: «Весёлые пальчики» (младшая группа), «Мы рисуем» (подготовительная группа), «Весёлый оркестр» (музыкальный руководитель). |
4 | Планирование работы. | Анализ календарных планов: во всех группах ежедневно в режиме дня планируется организованная образовательная деятельность по всем разделам художественно-эстетического развития: рисование, лепка, аппликация, музыкальная деятельность; планируется индивидуальная работа по рисованию, лепке, по работе с ножницами, по раскрашиванию, штриховке, в группах раннего возраста – над умением правильно держать карандаш. В планах отражается совместная с детьми деятельность в музыкальных, изобразительных, конструктивно-модельных уголках, строительные и театрализованные игры. Организация выставок детских работ представлена в планах работы с родителями. Групповые праздники и развлечения планируются совместно со специалистами. (Приложение 5) |
5 | Работа с родителями по данной теме. | Анализ планов для родителей и наглядной информации в группах показал, что работе с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют должное внимание. Воспитатели предоставляют вниманию родителей консультации: «Нетрадиционные методы рисования как средство эстетического воспитания», «Техника квиллинг руками ребёнка», «Изобразительная деятельность детей 2-3 лет», «Развитие творческих способностей старших дошкольников», «Изобразительная деятельность дошкольников дома»; папки-передвижки «Как научить ребёнка рисовать», «Рисование нетрадиционными способами», «Рисуем вместе с детьми», «Как развивать внимание ребёнка и подготовить его к творчеству», «Кляксография». В планах отражаются выставки в зависимости сезонных изменений природы и праздников, выставки «Умелые ручки», «Наши мамы – рукодельницы», совместное участие родителей и детей в конкурсах различного уровня. Не во всех группах фактическая информация соответствует планированию. На февраль-март 2020г. запланированы тематические групповые собрания по художественно-эстетическому направлению. С целью выявления представлений родителей о том, что изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей, было проведено анкетирование родителей. Всего приняли участие 52 родителя (это 50 % от общего числа родителей воспитанников). Результаты таковы: - 65% опрошенных родителей считают, что у ребёнка есть способности к изобразительному творчеству, 8% - способностей нет, 25% родителей считают, что у ребёнка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать; - с требованиями программы детского сада по развитию у ребёнка художественно-эстетических способностей знакомы 35% родителей, частично знакомы – 48%, не знакомы – 15%; - 69% осведомлены, какие занятия художественно-эстетического направления проводятся в детском саду (среди ответов – танцы, оригами, пальчиковое рисование), 31% - не знают; - 62% родителей отметили, что наглядная информация по развитию художественно-эстетических способностей детей в нашей группе есть, 17% считают наглядную информацию интересной и полезной, 15% не обращают на неё никакого внимания, 2% - информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное; - 87% родителей считают, что в детском саду созданы условия для творческого проявления детей, 12% - считают, что частично; - 83% родителей отметили, что в домашней обстановке ребёнок проявляет интерес к изобразительной деятельности, 17% - частично проявляет, не проявляет – 2%; - 27% - ребёнку интересно рисование, 33% - интересны рисование и лепка, 4% - аппликация, все виды изобразительной деятельности – 29%; - интерес к музыкальной деятельности в домашней обстановке проявляют дети у 81% родителей, 12% - частично проявляют, 2% - не проявляют; - 54% родителей отмечают заинтересованность конструктивно-модельной деятельностью, 29% - частично, 10% - нет; - 42% родителей говорят, что ребёнок часто просит порисовать вместе с ним, иногда – 52%, никогда – 2%, в основном, просят маму – 54%, папу – 21%, сестру, брата – 12%, бабушку – 4%, всех – 6%; - от педагогов детского сада по проблеме художественно-эстетического развития требуется следующая помощь: консультация – 6%, мастер-класс – 27%, совместная с детьми деятельность – 56%. |
На основе результатов проведенной проверки можно сделать следующий вывод:
-воспитательно - образовательная работа по художественно-эстетическому направлению в детском саду находится на достаточном уровне;
- воспитатели обладают достаточными профессиональными умениями по художественно-эстетическому направлению в теоретических вопросах, при проведении открытых занятий, при планировании своей деятельности с дошкольниками;
- во всех группах созданы условия для разнообразной художественно-эстетической деятельности детей, но требуют обновления игрушки для обыгрывания построек, мозаика, пазлы, недостаточное количество портретов художников и художников-иллюстраторов.
Рекомендации:
- Продолжать систематическую работу с детьми, родителями и педагогами по художественно-эстетическому направлению. Ответственные: педагоги ДОУ.
- Воспитателям на занятиях художественно-эстетического цикла уделять должное внимание анализу детских работ. Срок исполнения: постоянно.
- Воспитателям и специалистам соблюдать соответствие фактической и запланированной наглядной информации для родителей. Срок исполнения: в течение учебного года.
- Пополнять по мере возможности развивающую предметно-пространственную среду для разнообразной художественно-эстетической деятельности. Ответственные: администрация и педагоги ДОУ.
8.Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир» (методист, воспитатели подготовительной группы).
Для проведения игры обьявляем жюри.
Педагогам предлагается разделиться на 2 группы с помощью слов «рисовать» и «лепить». Придумать названия команд и девиз, в девизе обязательно должны звучать слова «рисовать» у 1 команды и «лепить» - у другой команды.
1.СТАНЦИЯ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.
- Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
- Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
- Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
- Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа и многое другое.)
- Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
- Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
- Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (разминание, сминание, Выкатывание (Скатывание), раскатывание, сплющивание (расплющивание), вдавливание, вытягивание, прищипывание, отщипывание, примазывание, оттягивание, заострение, заглаживание, разрезание, соединение, скручивание)
- Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)
2.СТАНЦИЯ «УГАДАЙ-КА»
Кроссворд
«НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИССКУСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
Задания к кроссворду:
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов - Майдан.
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья.
7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.
8. К какому виду пространственных искусств можно отнести объёмные изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров)?
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.
3.СТАНЦИЯ «ФАНТАЗЁРЫ»
На этой остановке мы поговорим о продуктивной деятельности.
На этой остановке вам предлагается перечислить как можно больше вариантов использования в работе с детьми следующих материалов:
• для первой команды — газеты;
• для второй команды — пластиковой бутылки.
Жюри подсчитывает, сколько способов предложила каждая команда.
4.СТАНЦИЯ «ПРОБЛЕМНАЯ»
Первая команда
• Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?
Вторая команда
• Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?
5.СТАНЦИЯ «ВООБРАЗИЛИЯ»
А я предлагаю вам немного поработать творчески. Давайте с вами прослушаем произведение музыкальное. Закрываем глаза и внимательно слушаем. Прослушали? Правильно, это «Вальс цветов» (из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»).
А теперь давайте попробуем рассказать, какие картины возникли у каждого в воображении.
6.СТАНЦИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ»
Командам предлагается создать коллективную работу (рисование нетрадиционным способом, лепка, аппликация).
Главная цель – использовать как можно больше техник изобразительного искусства.
Проводят воспитатели подготовительной группы.
7. СТАНЦИЯ «МУДРАЯ - КОНЕЧНАЯ»
Я вас поздравляю с прибытием на конечную остановку. Вы сегодня хорошо поработали и актуализировали свои знания по теме нашего педагогического совета.
И раз мы сегодня говорим о художественно – эстетической деятельности, то и притча сегодня тоже будет о деятельности:
Двое мудрецов отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном небольшом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно, что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.
- Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх.
- А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду.
- Ну, а ты что делаешь? – спросили они третьего.
- Я строю храм Божий!
И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь, важно, как ты к этому относишься.
Я надеюсь, что наша игра была для вас познавательна.
Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
Жюри вручает грамоты командам.
Спасибо за участие!
Проект решения педсовета:
- Для успешной адаптации воспитателям групп раннего возраста систематически вовлекать детей и родителей в продуктивную познавательно-творческую деятельность.
- При формировании положительного отношения детей к своей малой родине систематически использовать средства художественно-эстетического воспитания детей (эстетическое общение, природа, искусство, разнообразные виды игр, разные виды труда, физические упражнения).
- Принять к сведению рекомендации тематического контроля:
- Продолжать систематическую работу с детьми, родителями и педагогами по художественно-эстетическому направлению. Ответственные: педагоги ДОУ.
- Воспитателям на занятиях художественно-эстетического цикла уделять должное внимание анализу детских работ. Срок исполнения: постоянно.
- Воспитателям и специалистам соблюдать соответствие фактической и запланированной наглядной информации для родителей. Срок исполнения: в течение учебного года.
- Пополнять по мере возможности развивающую предметно-пространственную среду для разнообразной художественно-эстетической деятельности. Ответственные: администрация и педагоги ДОУ.
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)".
- Педсовет «Художественно-эстетическое развитие детей и создание комфортной обстановки в ДОУ». МДОУ «Детский сад № 26 «Алёнушка» Тутаевского муниципального района.
- Ефремова О.В. Семинар-практикум для педагогов на тему «Художественно-эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности».
Задания к кроссворду:
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он?
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов - Майдан.
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья.
7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.
8. К какому виду пространственных искусств можно отнести объёмные изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров)?
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.
КРОССВОРД
«НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИССКУСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
| 1 |
|
|
|
| ||||
2 |
|
|
|
|
| ||||
3 |
|
|
|
| |||||
4 |
|
|
|
|
|
| |||
5 |
|
|
|
|
|
| |||
6 |
|
|
|
|
|
| |||
7 |
|
|
|
|
| ||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"
Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...
СЦЕНАРИЙ нравственно-эстетического развлечения для детей дошкольного возраста «Улыбка творит чудеса»
Сценарий веселого праздника, где главным героем является Клоун....
Сценарий праздника о России на тему " Читайте, мечтайте, творите- свою Родину любите"
Посредством знакомства детей с российской символикой- русской березкой, белыми ромашками, яркими матрешками, чтением стихов, исполнением песен, русского народного танца воспитывается любовь с родной с...
СЦЕНАРИЙ музыкально-литературной композиции «ТВОРИТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА»
СЦЕНАРИЙмузыкально-литературной композиции«ТВОРИТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА»...
Сценарий развлечения для детей младшего и среднего возраста "Творим, рисуем, фантазируем!"
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, эксп...
«Сценарий праздника "Твори добро на всей земле..."»
Данный материал подготовлен как итоговое мероприятия по завершению проекта "Твори добро на всей земле...". Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования и развития нравст...
Сценарий развлечения "Творим добро своими руками"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Солнышко»Сценарий развлечения «Творим добро своими руками»Дата: 16.07.21Время: 9.30Ведущая 1: К...
- Мне нравится (2)