"Обобщение опыта работы заведующего по подбору и расстановке кадров в дошкольном образовательном учреждении"
статья по теме
Предлагаемый материал из опыта работы заведующим детским садом более 20 лет поможет начинающему руководителю ДОУ грамотно управлять кадрами в условиях их дефицита. Дошкольное образовательное учреждение, как государственный общественный институт, обязано выполнять современный социальный заказ в условиях модернизации системы российского образования. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Качество образовательного процесса зависит от профессиональных знаний, умений, навыков педагогов и компетентной управленческой деятельности руководителя в новых условиях, направленной на определение стратегических ориентиров развития образовательного учреждения, выполнения усложняющегося функционала, соответствия повышенному уровню требований, предъявляемых к руководителю со стороны заказчиков образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_m.yu_.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы заведующего
по подбору и расстановке кадров
в дошкольном образовательном учреждении
«Образовательное учреждение
самостоятельно в осуществлении
образовательного процесса,
подборе и расстановке кадров…»
из Устава ГБДОУ
Дошкольное образовательное учреждение, как государственный общественный институт, обязано выполнять современный социальный заказ в условиях модернизации системы российского образования.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Качество образовательного процесса зависит от профессиональных знаний, умений, навыков педагогов и компетентной управленческой деятельности руководителя в новых условиях, направленной на определение стратегических ориентиров развития образовательного учреждения, выполнения усложняющегося функционала, соответствия повышенному уровню требований, предъявляемых к руководителю со стороны заказчиков образовательных услуг.
Сущность управления любого коллектива – это деятельность, в которой находят отражение эффективная работа персонала в целом и отлаженная работа каждого сотрудника в частности. Общая модель управления персоналом включает такие тесно взаимодействующие механизмы, как подбор и расстановка кадров, развитие и подготовка сотрудников, анализ и оценка результатов работы, мотивация и вознаграждение персонала и др.
Общие задачи управления коллективом:
- обеспечение кадрами;
- эффективное использование кадров;
- профессиональное развитие кадров.
1. Обеспечение кадрами:
1.1. Анкетирование при приёме на работу:
- учёт психологических особенностей педагогов, личных качеств;
- учёт предпочтения к определённому виду деятельности в работе с детьми и возрастной группе воспитанников и т.д.
1.2. Планирование численности персонала:
- переквалификация сотрудников (помощник воспитателя – воспитатель; воспитатель - инструктор по физической культуре; воспитатель – старший воспитатель и т.д.)
- учёт возможного временного отсутствия (от 1,5 до 3 лет) сотрудника на рабочем месте (отпуск по уходу за ребёнком);
- профессиональный рост педагогов и получение ими другого статуса (руководящий состав);
- работа с помощниками воспитателей (обучение, мотивация на изменение статуса, «активизация»);
- работа с родителями («банк данных»), подготовка педагогов из числа родителей.
1.3. Создание условий для минимизации увольнений:
- поддержание баланса интересов организации и сотрудников;
- психологическая поддержка и помощь в семейном воспитании;
- безусловное соблюдение требований законодательства о труде;
- максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства, поддержание чувства самоуважения;
- справедливое вознаграждение достижений;
- повышение уровня удовлетворенности трудом;
- сохранение благоприятного климата.
2. Эффективное использование кадров.
2.1. Мотивация педагога, побуждающая человека к наиболее плодотворной деятельности:
- делегирование полномочий и ответственности;
- эффективное использование мастерства и способностей педагогов в работе с детьми и родителями (конкурсы, мастер-классы, спортивные соревнования);
- совершенствование систем мотивации (эффективный контракт);
- стимулирование творческой активности персонала (интерактивные методы и формы);
- совершенствование методов оценки деятельности педагогов (контроль).
2.2. Подбор микро коллективов групп:
- учёт психологических особенностей педагогов, личных качеств (психологическая совместимость);
- учёт предпочтения к определённому виду деятельности в работе с детьми и возрастной группе воспитанников (разноплановые интересы педагогов повышают эффективность работы в целом);
- учёт внешних данных, стиля одежды (должны быть на контрасте);
- учёт возраста и стажа педагогов, возраста воспитанников см. Таблицу 1.
Таблица 1.
Группа воспитанников | Стаж педагогов | Возраст педагогов | Личные качества педагогов | Тембр голоса |
Ранний возраст | Примерно одинаковый, приближенный к возрасту мам воспитанников | Спокойный, мягкий, уравновешенный | Высокий | |
Младший дошкольный возраст | Опытный и начинающий педагоги | Спокойный, мягкий, уравновешенный | Высокий | |
Средний дошкольный возраст | Разный возраст («мама», «бабушка») | Высокий | ||
Старший дошкольный возраст | Обязательно опытный и начинающий педагоги («окунуться в омут с головой») | Разные по темпераменту педагоги: спокойный, мягкий, уравновешенный и активный, «холерик» | Низкий |
- «сбалансировать» возможные разногласия поможет помощник воспитателя.
2.3. Кадровая политика:
- через 7-10 лет совместной работы педагоги «устают» друг от друга, необходимо создавать новые микро коллективы групп;
- микро коллективы групп неизменны для определённого возраста (ранний возраст, младший-средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст), что позволяет выполнить требования СанПиН, пополнять развивающую среду и материально-техническую базу для конкретного возраста, максимально социализировать воспитанников в пространстве образовательного учреждения (воспитатели остаются в группе, а дети в течение дошкольного детства находятся в трёх группах);
- на период возможного временного отсутствия (от 1,5 до 3 лет) сотрудника на рабочем месте (отпуск по уходу за ребёнком) допускается трудоустройство только начинающего педагога (на период отпуска), за ним закрепляется педагог-наставник.
3. Профессиональное развитие кадров.
3.1. Наставничество:
- закрепление за начинающими педагогами и специалистами педагогов со стажем (воспитатель – воспитатель, учитель–логопед – воспитатель, старший воспитатель – инструктор по физической культуре и т.д.), см. Приложение.
3.2. Ориентированность на будущее:
- мотивация педагогов (за 1-2 года до предполагаемого события) на дальнейшее обучение и повышение квалификации (не каждый педагог видит свои перспективы);
- обучение кадров (профессиональное образование) и мотивация на достижение наилучших результатов, консультирование по этому направлению;
- планирование карьеры сотрудника (рекомендация на повышающую должность, в том числе, управленческий состав);
- переквалификация педагогов с учётом специфики профессий в сфере образования.
3.3. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию:
- мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов.
Иванова Маргарита Юрьевна,
заведующий ГБДОУ № 69
Приморского района Санкт-Петербурга
Приложение
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 69 комбинированного вида
Приморского района Санкт – Петербурга
«Утверждено» «Согласовано»
Педагогический совет образовательного Заведующий ГБДОУ детский сад № 69
учреждения № 2 от 23.11.2011 г. ______________________Иванова М.Ю.
«___»_______________________2011года
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность педагогов-наставников учреждения.
1.2. Наставничество:
- необходимая составляющая процесса профессиональной и социальной адаптации педагогов;
- индивидуальная воспитательная работа с педагогами со стажем педагогической деятельности в образовательных учреждениях менее 5 лет с учетом его индивидуальных способностей и психологических особенностей;
- индивидуальная помощь специалистам и педагогам, назначенным на должность, по которой они не имеют опыта работы;
- индивидуальная направленная помощь сотрудникам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями, Кодексом поведения педагога в учреждении.
1.3. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- педагоги, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- педагоги, не имеющие квалификационной категории;
- выпускники очных, очно-заочных (вечерних) высших и средних специальных учебных заведений (не позднее 2-х лет после окончания), имеющие трудовой стаж педагогической деятельности менее 5-ти лет;
- выпускники непедагогических высших и средних специальных учебных заведений, имеющие трудовой стаж педагогической деятельности менее 5-ти лет;
- студенты очно-заочных (вечерних) форм обучения, впервые введённые в должность воспитателя.
1.4. Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и коммуникативными навыками, гибкостью в общении, имеющих стабильные показатели в работе, высшее или среднее специальное образование, трудовой стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, первую или высшую квалификационные категории.
1.5. Наставничество оформляется приказом заведующего.
1.6. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может курировать одновременно не более двух подшефных.
2. Цель наставничества.
2.1. Целью наставничества является оказание помощи педагогам в их профессиональном становлении, в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности, вовлечение педагога в трудовой процесс и общественную жизнь дошкольного учреждения с учетом его индивидуальных способностей и психологических особенностей,
3. Задачи.
3.1. Ознакомление с нормативной базой образовательного учреждения; оптимизация профессиональных навыков педагога, умения ответственно, самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи в пределах своей компетенции; планомерное раскрытие его индивидуальных педагогических способностей, в направлении непрерывном образовании.
3.2. Формирование у педагога умения создавать комфортный микроклимат в образовательном пространстве; освоение современных методик образовательной деятельности и воспитания, средств мониторинга качества дошкольного образования; оказание помощи в преодолении различных затруднений.
3.3. Приобщение к традициям дошкольного учреждения, принятие Кодекса поведения педагога, сознательного и творческого отношения к выполнению должностных обязанностей.
3.4. Сохранение и развитие кадрового потенциала учреждения.
3.5. Обеспечение совершенствования профессионально-педагогической компетенции молодых педагогов, оказание поддержки в инновационной деятельности.
3.6. Формирование индивидуального стиля творческой деятельности педагогов
4. Обязанности наставника.
Наставник обязан:
4.1. Помогать профессиональному становлению педагога последовательно и грамотно в соответствии с планом-программой.
4.2. Координировать деятельность педагога в соответствии с должностными обязанностями, нормативной базой, локальными актами, иными документами, регламентирующими деятельность учреждения.
4.2. Прививать чувство ответственности за профессиональной деятельности. содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
4.3. Знакомить педагога с традициями учреждения, приобщать к общественной жизни.
4.4. Представлять отчёт о проделанной работе на заседаниях Педагогического совета образовательного учреждения.
4.5. Анализировать деловые и нравственные качества молодого специалистов и своевременно вносить коррективы в план воспитательной работы с учетом его индивидуальных способностей и профессиональной подготовки, увлечений и личных интересов
4.6. Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,.
4.7. Проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом занятий, разрабатывать совместно с ним План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
4.8. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника.
Наставник имеет право:
5.1. Ходатайствовать перед администрацией о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности молодого специалиста.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативные документы, определяющие его должностные обязанности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и Педагогическим советом.
7. Права молодого специалиста.
7.1. Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с претензиями и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Основные формы работы наставника.
- ежегодное анкетирование молодых специалистов;
- мастер-классы, консультации, семинары, деловые игры;
- наблюдение образовательной деятельности наставника с последующим обсуждением;
- анализ образовательной деятельности молодого специалиста.
9. Руководство работой наставника.
9.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя ГБДОУ детский сад № 69 комбинированного вида.
9.2. Старший воспитатель обязан:
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- анализировать образовательную деятельность, проводимую наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"
Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....
обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"
Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».
Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать: ...
Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»
Содержание Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...
Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...