ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка по теме

Мастрова Любовь Витальевна

Работа содержит все необходимые материалы по тематическому контролю и образец заполнения аналитической справки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_kontrol_po_obucheniyu_tatarskomu_yazyku.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

«Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей татарскому языку»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ обучению дошкольников татарскому языку; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по обучению  татарскому языку.

п\п

Направления работы

Предлагаемые рабочие материалы

1.

Обследование уровня развития детей

  • Беседы по  обследованию уровня  развития татарской разговорной речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.
  • Карта анализа занятия  ( с точки зрения оценки деятельности детей) .

2.

Оценка профессиональных умений воспитателя

  • Карта анализа профессионального мастерства  воспитателя.
  • Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии).
  • Анкетирование русскоязычных воспитателей  для выявления уровня разговорной речи.

Оценочный лист «Создание условий для эффективного обучения детей татарскому языку» (с точки зрения компетентности педагогов при её создании).

3.

Оценка создания условий:

  • В группе
  • В татарском кабинете ДОУ
  • Оценочный лист «Создание в группах условий для эффективного обучения татарскому языку
  • Оценочный лист «Создание условий в татарском  кабинете для развития речи детей».

4.

Оценка планирования работы

  • Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

5.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Карта анализа наглядной информации для родителей.

КАРТА

АНАЛИЗА НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

п\п

Критерии анализа

Возрастные группы

средняя

старшая

Подгот.

1

Конкретность информации

2

Доступность предлагаемого материала

3

Краткость материала

4

Эстетичное оформление наглядных материалов

5

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

6

Форма подачи материала

- папки-передвижки

- стенды

- ширмы

- информационные письма-памятки для родителей

7

Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования)

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Тема_____________________________________________________________________________

Дата проведения__________________________________________________________________

Возрастная группа_________________________________________________________________

Количество детей__________________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя ________________________________________________________________

Начало занятия_________________________ Окончание занятия__________________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии

Уровень оценки

Выс.

Доп.

Низ.

Подготовка к занятию

Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры.

Подбор демонстрационного и раздаточного материала

Рациональное размещение материала.

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы).

Санитарно –

гигиенические

требования

Удовлетворение двигательной активности (организация

 динамических пауз, физкультминуток)

Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии.

Смена деятельности детей в течение занятия

Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам.

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и

 коллективная работа детей).

Оправданность выбранных форм

Оправданность и рациональность выбора

методов работы с детьми

Игровые приёмы

Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет)

Приёмы обеспечения эмоциональности, интереса детей

Приёмы активизации самостоятельности мышления детей

Приёмы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия,

сохранять интерес детей в течение всего занятия

Индивидуальная работа с детьми

Оценка работы на занятии (детьми, воспитателем), качество

 оценки.

Деятельность детей на занятии

Поведение детей в процессе занятия:

- проявление инициативы;

- сохранение интереса на протяжении занятия;

- активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий.

Проявление творчества детей во время занятия

Усвоение детьми программного содержания

Положительные моменты:

Выводы, рекомендации:

КАРТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ.

Критерии профессионального мастерства

Ф.И.О. воспитателя

Знание программы по обучению татарскому языку, целей и задач для детей  всех возрастных групп; всех направлений работы .

Знание методики проведения диагностики .

Знание индивидуальных особенностей каждого ребёнка  возрастной группыв обучении татарскому языку

Культура речи воспитателя

Точность и ясность выражения мыслей.

Образность речи.

Эмоциональность  и интонационная выразительность речи.

Доступность речи для детей по форме и содержанию.

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов.

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

Работа воспитателя над нравственным аспектом в обучении татарскому языку  : воспитание у детей толерантности .

Умение педагога организовать предметно-развивающую среду

Организация  уголка национального быта.

Подбор предметов домашней утвари

Рациональное использование пространства кабинета для эффективного обучения детей

Грамотное устройство выставок

Использование ТСО в НОД.

Умение привлечь детей к работе по оформлению кабинета.

Планирование и проведение досугов и развлечений по.

Взаимодействие с родителями

Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

Ведение тетрадей, отражающих данные формы работы.

Проведение тематических родительских собраний.

Методическая работа по проблеме обучения татарскому языку детей: подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педчтениях, открытые показы разных форм работы с детьми.

Условные обозначения:        -высокий уровень,         -средний уровень,          -низкий уровен

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Создание условий в группах для эффективного обучения татарскому языку »

Перечень условий и элементов

 предметно-развивающей среды

Возрастные группы

средняя

старшая

подготовительная

1. Уголок национальной культуры

1.1. Наличие книг татарских авторов  

1.2. соответствие содержания возрасту детей.

1.3. Наличие символик Русской и Татарской культуры

1.4. предметы быта национальных культур.

1.5. Тематические выставки

1.6. Сменяемость материала.

2. Наличие методического и демонстрационного материала для закрепления пройденного материала на занятиях по обучению татарскому языку.

3. Оборудование для театрализованной деятельности:

3.1. Ширма.

3.2. Фланелеграф.

3.3. Соответствие возрасту видов театра.

3.4. Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр.

4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту).

5. методическая литература

6. Пособия для занятий

Условные обозначения:        -высокий уровень,         -средний уровень,          -низкий уровень

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Создание условий в татарском  кабинете для обучения татарскому языку».

Составляющие предметно-развивающей среды

Наличие и качество пособий и методических материалов.

Методическая и

художественная литература

- Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку «Татарчасөйләшәбез»

Методическое пособие для воспитателя по обучению детей 5-6 лет татарскому языку «Татарча сөйләшәбез»

- Методическое пособие по обучению детей 6-7 лет татарскому языку «Татарча сөйләшәбез»

  1. Демонстрационный, раздаточный материал.

  1. Занимательное обучение татарскому языку «Раз – словечко, два – словечко» для детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста

  1. Хрестоматия художественных произведений для чтения детям на татарском языке.

  1. Картотека дидактических игр.

  1. Детская художественная литература: яркие, красочно оформленные сборники, редкие издания (не для ежедневного чтения).

Программа для ДОУ Шаехова Р.К

Наглядные материалы

1.Демонстрационный материал – картины, разделённые по сериям.

2.Раздаточный материал.

- сюжетные картины (с картотекой), которые разбираются на картины с простым сюжетом и сложным;

- предметные картины (с картотекой, размером 10*10см);

- серии картин (5-7 разновидностей, по 5 наборов каждой серии)

      3. Подборка детских рисунков для рассказывания: на группу детей.

 4. Символика – герб, флаг, карта Татарстана, герб Пестречинского района

  5. Дидактические игрушки

6.Куклы в национальной одежде.

Уголок национального быта

Куклы ручного выполнения, изображающие сюжет татарского быта

Предметы посуды

Предметы одежды и обуви

Предметы домашней утвари

ТСО

  1. Проекционная техника
  2. Ноутбук;
  3. Экран;
  4. Проектор.

  1. Магнитофон

  1. Аудиозаписи к учебно-методическому комплекту

Выводы и рекомендации по пополнению и наиболее рациональной организации предметно -развивающей среды для педагогов:

ВОПРОСНИК

ДЛЯ ОЦЕНКИ ИЛИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЯ по разделу «Обучение татарскому языку».

  1. Какую программу по обучения татарскому языку  детей Вы используете в своей работе? __________________________________________________________________________________________
  2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях? _____________________________________________________________________
  3. Какова основная цель обучения татарскому языку детей в дошкольном возрасте? ___________________________________________________________________________________________
  4. Каковы основные направления работы по обучения татарскому языку  детей в ДОУ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей возрастных  групп? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Что включает в себя работа по  обучения татарскому языку в ДОУ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Включается ли ознакомление с искусством татарского народа  в круг задач по обучения татарскому языку в ДОУ или это отдельное направление работы? ____________________________________________________________
  8. Сформулируйте основные средства обучения татарскому языку в д\с ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Какое из перечисленных средств обучения татарскому языку Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости:                                                                                                                                                          
  • Общение взрослых и детей.
  • Культурная языковая среда, речь воспитателя.
  • Обучение родной речи и языку на занятиях.
  • Художественная литература.
  • Различные виды искусства.

       12.Какие методы и приёмы обучения татарскому языку Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        13. В чём заключается своеобразие занятий по татарскому языку? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для обучения татарскому языку у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослым? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        14. Какие основные направления работы  Вы учитываете при составлении конспекта занятия? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        15. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами обучения татарскому языку в ДОУ? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Приложение к приказу № 13 от 30.04.13.

Аналитическая  справка 

по итогам  тематического  контроля

«Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей татарскому языку по новому УМК»

Согласно годовому плану  работы детского сада на 2012-13 учебный год, во исполнение приказа  № 13  от 30.04.2013г,проведена проверка данного направления работы во всех возрастных  группах.

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по обучению дошкольников татарскому языку; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по обучению  татарскому языку.

Срок контроля: с13. 04 по 21. 04 2013 г.

Направления работы:

  1. Обследование уровня речевого развития детей.
  2. Оценка профессиональных умений воспитателя.
  3. Оценка создания условий.
  4. Анализ предметно развивающей среды татарского кабинета.
  5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
  6. Наблюдение педагогического процесса.

      7.Анкетирование русскоязычных педагогов.

1.Для выявления уровня речевого развития  детей зав. детским садом Ахметгалиевой Г. Т. была проведена беседа с детьми средней, старшей и подготовительной групп  с использованием демонстрационного материала по новым УМК. Выявилось, что все дети, включая русскоязычных, показали достаточный уровень знаний татарского языка. Беседа проводилось в режимные моменты. Все дети включились в диалог между собой и взрослыми.

Воспитателем Галлямовой Р. Р. Был проведён анализ просмотренного занятия в старшей группе 30. 04. 13 г. Было выявлено, что ГульнурАнваровна очень творческий,  высокопрофессиональный   воспитатель. К занятиям готовится основательно, тщательно приготовлены наглядный и демонстрационный материал, в своей работе использует мультимедийные презентации . Широко использует игровые приёмы, приёмы обеспечения эмоциональности, интереса детей. Воспитатель обладает навыками и умениями по регулированию поведения детей в процессе занятия. В своей работе использует индивидуальный подход к каждому ребёнку, добивается от каждого ребёнка повтора задания для проверки усвоения материала.

 Проанализировав выполненную работу, можно сделать вывод, что  знания детей достаточны, воспитатель обладает  всеми качествами успешного педагога.

2. Старшим воспитателем Мастровой Л. В.и воспитателем Миннуллиной Н. А. была проведена оценка профессиональных умений воспитателя в  форме тестирования. Вопросник содержит 15 пунктов по выявлению знаний программ по обучению татарскому языку, с целями и задачами, формами и методами работы с дошкольниками. Было выявлено, что Рахимова Г. А. обладает достаточными знаниями в области воспитания и обучения в ДОУ. Культура речи воспитателя на высоком  уровне, она точно и ясно излагает свои мысли, речь понятная и внятная, доступна детям по форме и содержанию. Гульнур Анваровна умеет строить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. В кабинете оформлен уголок национального быта, выставки к разным событиям. Воспитатель владеет инфокоммуникационными технологиями: готовит презентации, оформляет документации и конспекты занятий на компьютере. В течение года проводит разнообразные мероприятия к тематическим праздникам и событиям.

Итак, можно сделать вывод, что профессиональное мастерство воспитателя соответствует требованиям к педагогам ДОУ.

3. Старшим воспитателем Мастровой Л. В .зав. детским садом Ахметгалиевой Г. Т. были обследованы условия для обучения детей татарскому языку в кабинете татарского языка. Предметно-развивающая среда в кабинете оформлена эстетично, весь материал расположен рационально и в доступном месте. В наличии имеется весь новый методический комплект и региональная   программа  Р. К. Шаеховой. Дидактические игры систематизированы и разложены в специальные коробки с обозначением названия игры. Демонстрационные картины уложены в файловые папки, что очень удобно в использовании  и содержании материала в надлежащем виде. В кабинете оформлен мини –музей национального быта: в наличии имеются старинные предметы быта, сундук с рукоделием, куклы ручной работы. На полке расположена символика Республики Татарстан: герб, флаг, гимн и портрет президента. Куклы в национальных костюмах и персонажи нового УМК расположены на видном месте. Гульнур Анваровна проводит занятия с использованием проекционной техники. Проанализировав планирование кабинета, предметного оснащения: игрушки, предметы, включаемые в предметно-игровую обстановку, остановились на оценке достаточности, разнообразия материала и соответствия кабинета своему назначению.

3.Также воспитателем 1 кв. категории Галлямовой Р. Р.были обследованы условия, созданные в группах для обучения татарскому языку.

В ходе проверки выявлено: Во всех группах у воспитателей имеется методическая литература и демонстрационный и раздаточный материал по новому УМК в целях более эффективной работы по усвоению дошкольниками татарской разговорной речи. Воспитатели в режимные моменты проводят разнообразные мероприятия с детьми  для закрепления пройденного материала воспитателем татарского языка. Созданы уголки  татарской и русской национальной культуры с  представлением символики как Республики Татарстан, так и Российской Федерации. В группах имеется атрибутика для проведения разнообразных игр, маски и костюмы для драматизации. С русскоязычными воспитателями постоянно проводятся семинары – практикумы по освоению татарского языка, все русскоязычные воспитатели проходят обучение  на сайте anatele.ef. com.

Итак:

Условия для усвоения программного материала по обучению татарского языка по новым УМК созданы, но недостаточно литературы татарских авторов.

4. Старшим воспитателем Мастровой Л. В. проведен анализ   планов работы воспитателей по организации обучения татарскому языку в режимные моменты.

В ходе проверки выявлено:Планирование работы в данном направлении ведётся во всех группах. Воспитатели работают в тесном контакте с воспитателем татарского языка. В режимные  формы работы включают разные образовательные ситуации, повторение пройденного материала по плану воспитателя татарского языка. Организовывают игры драматизации, дидактические игры и др. В свободном общении для детей созданы условия для эффективного усвоения татарской речи: в группе один из воспитателей татароязычный педагог.

Итак: Планирование закрепления пройденного материала и развитие речевого общения на татарском языке недостаточно: нужно задействовать все режимные моменты, разнообразить формы работы с детьми.

5. Воспитателем Миннуллиной Н. А. была проведена оценка форм взаимодействия с родителями .Было выявлено, что работа с родителями воспитателем татарского языка    ведётся, формы работы разнообразны, но не систематически. Материал содержит формы и методы работы с детьми дома, информации о новинках в обучении татарскому языку, о введении нового УМК  в обучение дошкольников. О мультфильмах по новому УМК, и т. Д.

Формы подачи материала в виде папки-передвижки, стендов, ширм. Гульнур Анваровна работает с родителями в соответствии с перспективным планом работы. Выступает на родительских собраниях, проводит индивидуальные беседы с родителями по запросам, организовывает конкурсы, проводит разнообразные мероприятия с участием родителей, но не ведётся тетрадь по учёту проведённых мероприятий.

Общие выводы:

Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей татарскому языку можно оценить, как достаточный. И уровень развития детей, и профессиональные умения воспитателя, и условия для обучения  для дошкольников, и подготовленность педагогических кадров,  и планирование, и сотрудничество с родителями -  все  эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего коллектива.

Рекомендации :

 Взаимопосещения для передачи опыта по организации и проведения воспитательно-образовательной работы по обучению татарскому языку  на уровне района.

Совершенствование условий , обеспечивающих новое качество воспитания.

Изучение теоретической базы на курсах повышения квалификации при КФУ.

Вовлечение родителей в организацию воспитательно-образовательной работы по обучению татарскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение фольклора на занятиях по обучению татарскому языку

Применение фольклора в обучений детей татарскому языку очень эффективна. Играя, дети быстрее запоминают слова, предложения....

Конспект занятия по обучению татарскому языку в старшей группе Тема: “Тылсымлы кыш.”

Хочу вашему вниманию представить конспект, интегрированное занятие по обучению татарскому с элементами фольклора, нетрадиционного рисования.  В конспекте использованы такие методические приемы: вхожде...

Обучение татарскому языку как неродному в дошкольном образовательном учреждении с русским языком обучения.

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Д...

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"

Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...