Тематический контроль по формированию механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения...
методическая разработка по теме
Данная разработка поможет проанализировать состояние работы в ДОУ по направлению "Сенсомоторное развитие дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk1.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
«Анализ воспитательно-образовательной работы по формированию механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения у детей дошкольного возраста в конструктивной и продуктивной (рисование, лепка, аппликация) видах деятельности»
Цель контроля: анализ планирования, организации и осуществления работы с детьми дошкольного возраста в конструктивной и продуктивной деятельности, с целью формирования и развития у них механизмов сенсомотрного восприятия и воспроизведения.
Сроки проведения:
План контроля
Разделы плана | Содержание | Методы контроля |
1. Обследование уровня развития детей | - уровень сенсомоторного развития детей разного дошкольного возраста; - уровень развития высших психических функций у детей разного дошкольного возраста; - наличие необходимых знаний и представлений, а также сформированность необходимых умений и навыков для осуществления конструктивной и продуктивной деятельности | - обследование детей по прилагаемым схемам; -анализ деятельности детей и продуктов деятельности; - анализ схем обследования - анализ данных мониторинга уровня развития детей на конец года. |
2. Оценка профессионального мастерства педагога | -знание показателей психомоторного развития детей своей возрастной группы; - знание программных целей и задач по конструктивной и изобразительной деятельности; - умение применять разнообразные методы и приёмы для формирования механизмов восприятия и воспроизведения; -создание условий для самостоятельной и коллективной деятельности детей. | - анализ организации и проведения воспитательно-образовательной работы по конструированию/ изобразительной деятельности; - анализ работы педагога в целях самообразования; - анализ предметно-развивающей среды группы; - анализ компетенции педагогов на семинаре-практикуме: «Методы и приёмы формирования у детей разных возрастных групп механизмов восприятия и воспроизведения». |
3. Создание условий | - организация предметно-развивающей среды для осуществления конструктивной и продуктивной деятельности в рамках ООД и самостоятельной деятельности детей; - обеспеченность воспитательно-образовательного процесса методическими и наглядно-демонстрационными материалами; -создание условий для осуществления коллективной и самостоятельной деятельности детей. | - посещение групп; -проведение анализа; - оформление протокола обследования предметно-развивающей среды. |
4. Планирование воспитательно-образовательной работы | - оценка эффективности планирования воспитательно-образовательной работы | - проверка и анализ планов воспитательно-образовательной работы. |
5. Работа по взаимодействию с родителями | -наличие, разнообразие и актуальность наглядного и информационного материала; -разнообразие форм взаимодействия с родительской общественностью; -вовлечённость родителей в воспитательно-образовательный процесс; -уровень педагогической компетентности родителей | -посещение групп и анализ полученной информации; -анкетирование родителей |
Мониторинг уровня сенсомоторного развития детей
младшего дошкольного возраста
Критерии оценки | |||||
Богатство непосредственного чувственного опыта | |||||
Разнообразие способов обследования предметов | |||||
Способность определять и называть характерные свойства предметов | |||||
Способность воспринимать предмет в целом | |||||
Способность группировать предметы по сходным признакам | |||||
Способность выделять части, характеризовать их | |||||
Умеет называть свойства и качества предметов | |||||
Наличие у детей представлений в соответствии с возрастом и программными задачами | |||||
Использование разнообразных способов при обследовании предметов | |||||
Проявление инициативы и познавательной активности в процессе обогащение чувственного опыта | |||||
ИТОГ |
Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).
В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).
Мониторинг уровня сенсомоторного развития детей
старшего дошкольного возраста
Критерии оценки | |||||
Богатство непосредственного чувственного опыта | |||||
Разнообразие способов обследования предметов, самостоятельное применение наиболее эффективного способа | |||||
Использование эталонов при оценке качеств и свойств предметов | |||||
Способность определять и называть характерные свойства предметов, определять в речи результаты обследования | |||||
Способность воспринимать предмет в целом | |||||
Способность группировать предметы по сходным признакам | |||||
Способность выделять части, характеризовать их, указывать их ориентированность в пространстве и относительно друг друга | |||||
Умеет называть свойства и качества предметов, знает и называет различные геометрические формы (плоскостные и объёмные) | |||||
Наличие у детей представлений в соответствии с возрастом и программными задачами, развитие образных представлений | |||||
Использование зрительного анализа при обследовании предметов | |||||
Проявление инициативы и познавательной активности в процессе обогащение чувственного опыта | |||||
ИТОГ |
Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).
В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).
Уровень развития высших психических функций
у детей младшего дошкольного возраста
Критерии оценки | |||||
Уровень развития процесса восприятия | |||||
Уровень развития произвольного внимания | |||||
Уровень развития наглядно-действенного мышления | |||||
Уровень сформированности образных представлений | |||||
Уровень развития памяти, способность выполнения условного задания | |||||
Уровень развития глазодвигательных координаций при обследовании предмета | |||||
Уровень развития глазодвигательных координаций в процессе воспроизведения | |||||
Уровень развития общей моторики движений | |||||
Уровень развития мелкой моторики | |||||
Уровень речевого развития | |||||
ИТОГ |
Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).
В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).
Уровень развития высших психических функций
у детей старшего дошкольного возраста
Критерии оценки | |||||
Уровень развития процесса восприятия | |||||
Уровень развития произвольного поведения | |||||
Уровень развития произвольного внимания | |||||
Уровень развития наглядно-образного мышления | |||||
Уровень сформированности образных представлений (чёткость, многообразие) | |||||
Уровень развития памяти, способность выполнения задания по словесной инструкции | |||||
Уровень овладения символической системой (способность объединять группы однородных предметов по ряду признаков; способность работать со схематическим изображением) | |||||
Уровень развития глазодвигательных координаций при обследовании предмета | |||||
Уровень развития глазодвигательных координаций в процессе воспроизведения | |||||
Уровень развития общей моторики движений | |||||
Уровень развития мелкой моторики | |||||
Уровень речевого развития | |||||
Уровень эмоционального развития (адекватность эмоционального состояния в процессе детской продуктивной/конструктивной деятельности) | |||||
ИТОГ |
Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).
В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).
Мониторинг сформированности знаний, представлений, технических умений и
навыков для осуществления конструктивной и изобразительной деятельности
у детей младшего дошкольного возраста
№ п/п | Критерии оценки | |||||
1 | Владение простыми способами конструирования: комбинирование, надстраивание, изменение пространственного положения деталей, использование одних и тех же способов для получения разных конструкций | |||||
Умение провести целостно-расчленённый анализ образца (совместно с воспитателем, самостоятельно) | ||||||
Умение выделять в объектах пространственные характеристики | ||||||
Знание и использование при конструировании различных деталей (название, конструктивные свойства, область применения) | ||||||
Умение конструировать по образцу, по заданным условиям | ||||||
Конструирование из бумаги: складывание квадратного листа бумаги пополам, по диагонали | ||||||
Конструирование из природного материала: умение строить образы способом «опредмечивания» и приёмом «надстраивания» | ||||||
2 | Знает основные цвета (в соответствии с программными требованиями); различает и называет их | |||||
Правильно держат карандаш, кисть, владеет навыками работы с карандашами, мелками, красками | ||||||
Рисует линии разной длины и в разных направлениях; способен нарисовать предмет округлой формы | ||||||
Владеет навыками декоративного рисования | ||||||
Владеет навыками сюжетного рисования | ||||||
Имеет элементарные представления о композиционных принципах построения рисунка | ||||||
Испытывает положительные эмоции в процессе деятельности и по её окончанию | ||||||
Имеет сформированный устойчивый интерес к изобразительной деятельности | ||||||
3 | Знает пластические свойства материала и способы их использования | |||||
Владеет элементарными навыками лепки | ||||||
Лепит предметы, состоящие из 2 - 3 частей | ||||||
Имеет устойчивый интерес к данному виду деятельности | ||||||
4 | Имеет навыки пользования клеем, кистью, аккуратного наклеивания | |||||
Владеет навыком предварительного выкладывания деталей на основу | ||||||
Владеет элементарными навыками декоративного творчества (использование основы разной формы, разнообразных элементов, умение видеть ритм узора) | ||||||
Сформированно умение правильно держать ножницы и пользоваться ими | ||||||
Способен вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, преобразовывает готовые формы | ||||||
Имеет устойчивый интерес к данному виду деятельности | ||||||
5 | Активно использует полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности | |||||
6 | Активно включается в процесс обсуждения работ | |||||
7 | Активен в процессе создания коллективных работ со сверстниками и совместных работ со взрослыми | |||||
ИТОГ |
Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).
В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).
Мониторинг сформированности знаний, представлений, технических умений и
навыков для осуществления конструктивной и изобразительной деятельности
у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Критерии оценки | |||||
1 | Владение обобщёнными способами конструирования: комбинирование, опредмечивание, изменение пространственного расположения деталей, замещение, включение и удаление деталей | |||||
Умение провести целостно-расчленённый анализ образца (самостоятельно) | ||||||
Умение выделять в объектах пространственные характеристики | ||||||
Умение мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей | ||||||
Умение конструировать по образцу, по заданным условиям; по схеме, фотографии, рисунку | ||||||
Умение самостоятельно подбирать необходимый материал, планировать работу, творчески подходить к подбору наиболее эффективных конструктивных решений | ||||||
Конструирование из бумаги: умение делать аккуратные сгибы пополам, по диагонали, по горизонтали, по вертикали; умение закручивать (прямоугольник в цилиндр, круг в конус); умение переплетать бумажные полосы; знание элементарных приёмов техники оригами | ||||||
Конструирование из природного материала: умение провести анализ материала как основы получения разных образов способом «опредмечивания»; умение изменять пространственное расположение материала; владение приёмом добавления деталей и удаления лишнего | ||||||
2 | Знает и называет разнообразные цвета и оттенки, владеет различными способами получения необходимого цвета | |||||
Правильно держат карандаш, кисть, владеет навыками работы с карандашами, мелками, красками | ||||||
Владеет разнообразными техниками рисования, использует различные техники в одном рисунке, знает и самостоятельно использует различные средства художественной выразительности | ||||||
Владеет навыками декоративного рисования; знает и называет виды народного декоративно-прикладного искусства | ||||||
Владеет навыками сюжетного рисования, имеет композиционные умения и навыки | ||||||
В рисунке передаёт движение | ||||||
Испытывает положительные эмоции в процессе деятельности и по её окончанию | ||||||
Имеет сформированный устойчивый интерес к изобразительной деятельности | ||||||
3 | Владеет разнообразными навыками и приёмами лепки | |||||
Способен лепить по представлению и с натуры | ||||||
Лепит предметы состоящие из нескольких частей | ||||||
Имеет устойчивый интерес к данному виду деятельности | ||||||
4 | Владеет ножницами и разнообразными способами вырезывания | |||||
Владеет приёмом обрывания для создания выразительного образа | ||||||
Способен самостоятельно создавать предметные и сюжетные композиции | ||||||
Способен изображать предметы и объекты по представлению и с натуры | ||||||
Имеет устойчивый интерес к данному виду деятельности | ||||||
5 | Активно использует полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности | |||||
6 | Активно включается в процесс обсуждения работ | |||||
7 | Активен в процессе создания коллективных работ со сверстниками и совместных работ со взрослыми | |||||
ИТОГ |
Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).
В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).
Карта профессионального мастерства педагога
Фамилия, имя, отчество педагога | Знание показателей психомоторного развития детей своей возрастной группы | Знание программных целей и задач в конструктивной деятельности | Знание программных целей и задач в изобразительной деятельности | Разнообразие методов и приёмов формирования у детей технических умений и навыков | Умение педагога создать условия для самостоятельной и коллективной деятельности детей |
Протокол обследования предметно-развивающей среды
Вопросы на контроле | группа №1 | группа №4 | группа №5 | группа №6 | группа №3 | группа №2 |
Наличие разнообразного строительного материала (в соответствии с возрастом детей) | ||||||
Доступность материала, эстетичность его размещения | ||||||
Наличие методических пособий и наглядно-демонстрационного материала в группе для организации конструктивной деятельности | ||||||
Наличие схем и моделей для всех видов конструкторов (старший возраст) | ||||||
Наличие материалов и их доступность для детей для конструирования из бумаги, природного и бросового материала | ||||||
Обеспечение процесса изобразительной деятельности (наличие разнообразных материалов в достаточном количестве); доступность и безопасность для детей; эстетичность оформления и расположения | ||||||
Наличие альбомов по изобразительной деятельности различной тематики | ||||||
Наборы предметов, игрушек, муляжей для рисования с натуры | ||||||
Изделия народных промыслов и декоративно-прикладного искусства | ||||||
Обеспеченность расходными и наглядно-демонстрационными материалами процесса самостоятельной конструктивной и изобразительной деятельности детей | ||||||
Обеспеченность методической литературой по конструктивной и изобразительной деятельности дошкольников | ||||||
Наличие материалов из опыта работы и методических материалов | ||||||
Условия для оформления выставок детского творчества |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Критерии оценки | группа №1 | группа №4 | группа №5 | группа №6 | группа №3 | группа №2 |
Эффективность перспективного планирования | ||||||
Эффективность календарного планирования | ||||||
Эффективность планирования индивидуальной работы | ||||||
Обеспечение взаимосвязи с другими образовательными областями | ||||||
Эффективность проведения подготовительной работы | ||||||
Разнообразие форм работы с детьми в ООД и вне занятий | ||||||
Использование в работы методов и приёмов обеспечивающих сенсорное и психомоторное развитие дошкольников | ||||||
Планирование работы по мотивации конструктивной и продуктивной деятельности детей |
Карта анализа работы по взаимодействию с родителями
Критерии оценки | группа №1 | группа №4 | группа №5 | группа №6 | группа №3 | группа №2 |
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности | ||||||
Конкретность, доступность, актуальность информации | ||||||
Эстетичность оформления материалов | ||||||
Формы подачи материала | ||||||
Уровень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс | ||||||
Уровень педагогической компетентности в вопросах конструктивной и изобразительной деятельности дошкольников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Формирование учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Тематический контроль «Формирование учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Определить готовность к школе, сформированность учебных умений и навыков у детей ...
Тематический контроль на тему :«Организация работы по созданию условий формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течение дня»
Данный материал предназначен для молодых специалистов (старших воспитателей)Материал состоит из: Плана тематического контроля.Справки тематического контроля....
Тематический контроль на тему: «Организация работы по созданию условий формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течение дня»
Материал предназначен для молодых специалистов (старших воспитателей)...
Тематический контроль в ДОу по теме "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвяз...
Упражнения по восприятию и воспроизведению ритма
Рекомендации предназначены для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений....
Развитие возможности восприятия и воспроизведения изолированных и последовательных музыкальных звуков
Развитие возможности восприятия и воспроизведения изолированных и последовательных музыкальных звуков у детей с ТНР.Цель: развивать чувство ритмаЗадача: закрепить представление о коротких и длинных зв...
Комментарии
спасибо
спасибо