Тематический контроль по формированию механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения...
методическая разработка по теме

Данная разработка поможет проанализировать состояние работы в ДОУ по направлению "Сенсомоторное развитие дошкольников"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk1.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   КОНТРОЛЬ

«Анализ воспитательно-образовательной работы по формированию механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения у детей дошкольного возраста в конструктивной и продуктивной (рисование, лепка, аппликация)  видах деятельности»

Цель контроля: анализ планирования, организации и осуществления работы с детьми дошкольного возраста в конструктивной и продуктивной деятельности, с целью формирования и развития у них механизмов сенсомотрного восприятия и воспроизведения.

Сроки проведения:

План  контроля

Разделы  плана

Содержание

Методы контроля

1. Обследование уровня развития детей

- уровень сенсомоторного развития детей разного дошкольного возраста;

- уровень развития высших психических функций у детей разного дошкольного возраста;

- наличие необходимых знаний и представлений, а также сформированность необходимых умений и навыков для осуществления конструктивной и продуктивной деятельности

- обследование детей по прилагаемым схемам;

-анализ деятельности детей и продуктов деятельности;

- анализ схем обследования

- анализ данных мониторинга уровня развития детей на конец года.

2. Оценка профессионального мастерства педагога

-знание показателей психомоторного развития детей своей возрастной группы;

- знание программных целей и задач по конструктивной и изобразительной деятельности;

- умение применять разнообразные методы и приёмы для формирования механизмов восприятия и воспроизведения;

-создание условий для самостоятельной и коллективной деятельности детей.

- анализ организации и проведения воспитательно-образовательной работы по конструированию/ изобразительной деятельности;

- анализ работы педагога в целях самообразования;

- анализ предметно-развивающей среды группы;

- анализ компетенции педагогов на семинаре-практикуме: «Методы и приёмы формирования у детей разных возрастных групп механизмов восприятия и воспроизведения».

3. Создание условий

- организация предметно-развивающей среды для осуществления конструктивной и продуктивной деятельности в рамках ООД и самостоятельной деятельности детей;

- обеспеченность воспитательно-образовательного процесса методическими и наглядно-демонстрационными материалами;

-создание условий для осуществления коллективной и самостоятельной деятельности детей.

- посещение групп;

-проведение анализа;

- оформление протокола обследования предметно-развивающей среды.

4. Планирование воспитательно-образовательной работы

- оценка эффективности планирования воспитательно-образовательной работы

- проверка и анализ планов воспитательно-образовательной работы.

5. Работа по взаимодействию с родителями

-наличие, разнообразие и актуальность наглядного и информационного материала;

-разнообразие форм взаимодействия с родительской общественностью;

-вовлечённость родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-уровень педагогической компетентности родителей

-посещение групп и анализ полученной информации;

-анкетирование родителей

Мониторинг уровня сенсомоторного развития детей

младшего дошкольного возраста






Критерии оценки



Богатство непосредственного чувственного опыта

Разнообразие способов обследования предметов

Способность  определять и называть характерные свойства предметов

Способность воспринимать предмет в целом

Способность группировать предметы по сходным признакам

Способность выделять части, характеризовать их

Умеет называть свойства и качества предметов

Наличие у детей представлений в соответствии с возрастом и программными задачами

Использование разнообразных способов при обследовании предметов

Проявление инициативы и познавательной активности в процессе обогащение чувственного опыта

ИТОГ

Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).

В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).

Мониторинг уровня сенсомоторного развития детей

старшего  дошкольного возраста






Критерии оценки



Богатство непосредственного чувственного опыта

Разнообразие способов обследования предметов, самостоятельное применение наиболее эффективного способа

Использование эталонов при оценке качеств и свойств предметов

Способность  определять и называть характерные свойства предметов, определять в речи результаты обследования

Способность воспринимать предмет в целом

Способность группировать предметы по сходным признакам

Способность выделять части, характеризовать их, указывать их ориентированность в пространстве и относительно друг друга

Умеет называть свойства и качества предметов, знает и называет различные геометрические формы (плоскостные и объёмные)

Наличие у детей представлений в соответствии с возрастом и программными задачами, развитие образных представлений

Использование зрительного анализа  при обследовании предметов

Проявление инициативы и познавательной активности в процессе обогащение чувственного опыта

ИТОГ

Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).

В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).

Уровень развития высших психических функций

у детей младшего дошкольного возраста


Критерии оценки

Уровень развития процесса восприятия

Уровень развития произвольного внимания

Уровень развития наглядно-действенного мышления

Уровень сформированности образных представлений

Уровень развития памяти, способность выполнения условного задания

Уровень развития глазодвигательных координаций при  обследовании предмета

Уровень развития глазодвигательных координаций в процессе воспроизведения

Уровень развития общей моторики движений

Уровень развития мелкой моторики

Уровень речевого развития

ИТОГ

Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).

В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).

Уровень развития высших психических функций

у детей старшего дошкольного возраста


Критерии оценки

Уровень развития процесса восприятия

Уровень развития произвольного поведения

Уровень развития произвольного внимания

Уровень развития наглядно-образного мышления

Уровень сформированности образных представлений (чёткость, многообразие)

Уровень развития памяти, способность выполнения  задания по словесной инструкции

Уровень овладения символической системой (способность объединять группы однородных предметов по ряду признаков; способность работать со схематическим изображением)

Уровень развития глазодвигательных координаций при  обследовании предмета

Уровень развития глазодвигательных координаций в процессе воспроизведения

Уровень развития общей моторики движений

Уровень развития мелкой моторики

Уровень речевого развития

Уровень эмоционального развития (адекватность эмоционального состояния в процессе детской продуктивной/конструктивной деятельности)

ИТОГ

Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).

В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).

Мониторинг сформированности знаний, представлений, технических умений и

навыков для осуществления конструктивной и изобразительной деятельности

у детей младшего дошкольного возраста


№ п/п



Критерии оценки

1

Владение простыми способами конструирования: комбинирование, надстраивание, изменение пространственного  положения деталей, использование одних и тех же способов для получения разных конструкций

Умение провести целостно-расчленённый анализ образца (совместно с воспитателем, самостоятельно)

Умение выделять в объектах пространственные характеристики

Знание и использование при конструировании различных деталей (название, конструктивные свойства, область применения)

Умение конструировать по образцу, по заданным условиям

Конструирование из бумаги: складывание квадратного листа бумаги пополам, по диагонали

Конструирование из природного материала: умение строить образы способом «опредмечивания» и приёмом «надстраивания»

2

Знает основные цвета (в соответствии с программными требованиями); различает и называет их

Правильно держат карандаш, кисть, владеет навыками работы с карандашами, мелками, красками

Рисует линии разной длины и в разных направлениях; способен нарисовать предмет округлой формы

Владеет навыками декоративного рисования

Владеет навыками сюжетного рисования

Имеет элементарные представления о композиционных принципах построения рисунка

Испытывает положительные эмоции в процессе деятельности и по её окончанию

Имеет сформированный устойчивый интерес к изобразительной деятельности

3

Знает пластические свойства материала и способы их использования

Владеет элементарными навыками лепки

Лепит предметы,  состоящие из 2 - 3 частей

Имеет устойчивый интерес к данному виду деятельности

4

Имеет навыки пользования клеем, кистью, аккуратного наклеивания

Владеет навыком предварительного выкладывания деталей на основу

Владеет элементарными навыками декоративного творчества (использование основы разной формы,  разнообразных элементов, умение видеть ритм узора)

Сформированно умение правильно держать ножницы и пользоваться ими

Способен вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, преобразовывает готовые формы

Имеет устойчивый интерес к данному виду деятельности

5

Активно использует полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности

6

Активно включается в процесс обсуждения работ

7

Активен в процессе создания коллективных работ со сверстниками и совместных работ со взрослыми

ИТОГ

Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).

В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).

 Мониторинг сформированности знаний, представлений, технических умений и

навыков для осуществления конструктивной и изобразительной деятельности

у детей старшего дошкольного возраста


№ п/п



Критерии оценки

1

Владение обобщёнными способами конструирования: комбинирование, опредмечивание, изменение пространственного расположения деталей, замещение, включение и удаление деталей

Умение провести целостно-расчленённый анализ образца (самостоятельно)

Умение выделять в объектах пространственные характеристики

Умение мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей

Умение конструировать по образцу, по заданным условиям; по схеме, фотографии, рисунку

Умение самостоятельно подбирать необходимый материал, планировать работу, творчески подходить к подбору наиболее эффективных конструктивных решений

Конструирование из бумаги: умение делать аккуратные сгибы пополам, по диагонали, по горизонтали, по вертикали; умение закручивать (прямоугольник в цилиндр, круг в конус); умение переплетать бумажные полосы; знание элементарных приёмов техники оригами

Конструирование из природного материала: умение провести анализ материала как основы получения разных образов способом «опредмечивания»; умение изменять пространственное расположение материала; владение приёмом  добавления деталей и удаления лишнего

2

Знает и называет разнообразные цвета и оттенки, владеет различными способами получения необходимого цвета

Правильно держат карандаш, кисть, владеет навыками работы с карандашами, мелками, красками

Владеет разнообразными техниками рисования, использует различные техники в одном рисунке, знает и самостоятельно использует различные средства художественной выразительности

Владеет навыками декоративного рисования; знает и называет виды народного декоративно-прикладного искусства

Владеет навыками сюжетного рисования, имеет композиционные умения и навыки

В рисунке передаёт движение

Испытывает положительные эмоции в процессе деятельности и по её окончанию

Имеет сформированный устойчивый интерес к изобразительной деятельности

3

Владеет разнообразными навыками и приёмами  лепки

Способен лепить по представлению и с натуры

Лепит предметы состоящие из нескольких частей

Имеет устойчивый интерес к данному виду деятельности

4

Владеет ножницами и разнообразными способами вырезывания

Владеет приёмом обрывания для создания выразительного образа

Способен самостоятельно создавать предметные и сюжетные композиции

Способен изображать предметы и объекты по представлению и с натуры

Имеет устойчивый интерес к данному виду деятельности

5

Активно использует полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности

6

Активно включается в процесс обсуждения работ

7

Активен в процессе создания коллективных работ со сверстниками и совместных работ со взрослыми

ИТОГ

Уважаемые педагоги, просьба оценить уровень развития детей по 5 бальной шкале ( от 1 до 5).

В графе «ИТОГ» подсчитывается средний балл (сумма баллов по всем критериям оценки, разделённая на количество критериев).

Карта профессионального мастерства педагога


Фамилия, имя, отчество

педагога

Знание показателей психомоторного развития детей своей возрастной группы

Знание программных целей и задач в конструктивной деятельности

Знание программных целей и задач в изобразительной деятельности

Разнообразие методов и приёмов формирования у детей технических умений и навыков

Умение педагога создать условия для самостоятельной и коллективной деятельности детей

Протокол обследования предметно-развивающей среды

Вопросы на контроле

группа №1

группа №4

группа №5

группа №6

группа №3

группа №2

Наличие разнообразного строительного материала (в соответствии с возрастом детей)

Доступность материала, эстетичность его размещения

Наличие методических пособий и наглядно-демонстрационного материала в группе для организации конструктивной деятельности

Наличие схем и моделей для всех видов конструкторов (старший возраст)

Наличие материалов и их доступность для детей для конструирования из бумаги, природного и бросового материала

Обеспечение процесса изобразительной деятельности (наличие разнообразных материалов в достаточном количестве); доступность и безопасность для детей; эстетичность оформления и расположения

Наличие альбомов по изобразительной деятельности различной тематики

Наборы предметов, игрушек, муляжей для рисования с натуры

Изделия народных промыслов и декоративно-прикладного искусства

Обеспеченность расходными и наглядно-демонстрационными материалами процесса самостоятельной конструктивной и изобразительной деятельности  детей

Обеспеченность методической литературой по конструктивной и изобразительной деятельности дошкольников

Наличие материалов из опыта работы и методических материалов

Условия для оформления выставок детского творчества

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Критерии оценки

группа №1

группа №4

группа №5

группа №6

группа №3

группа №2

Эффективность перспективного планирования

Эффективность календарного планирования

Эффективность планирования индивидуальной работы

Обеспечение взаимосвязи с другими образовательными областями

Эффективность проведения подготовительной работы

Разнообразие форм работы с детьми в ООД и вне занятий

Использование в работы методов и приёмов обеспечивающих сенсорное и психомоторное развитие дошкольников

Планирование работы по мотивации конструктивной и продуктивной деятельности детей

Карта анализа работы по взаимодействию с родителями

Критерии оценки

группа №1

группа №4

группа №5

группа №6

группа №3

группа №2

Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения их педагогической компетентности

Конкретность, доступность, актуальность информации

Эстетичность оформления материалов

Формы подачи материала

Уровень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс

Уровень педагогической компетентности в вопросах конструктивной и изобразительной деятельности дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Формирование учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Тематический контроль  «Формирование учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Определить готовность к школе, сформированность учебных умений и навыков  у детей ...

Тематический контроль на тему :«Организация работы по созданию условий формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течение дня»

Данный материал предназначен для молодых специалистов (старших воспитателей)Материал состоит из: Плана тематического контроля.Справки тематического контроля....

Тематический контроль в ДОу по теме "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвяз...

Упражнения по восприятию и воспроизведению ритма

Рекомендации предназначены для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений....

Развитие возможности восприятия и воспроизведения изолированных и последовательных музыкальных звуков

Развитие возможности восприятия и воспроизведения изолированных и последовательных музыкальных звуков у детей с ТНР.Цель: развивать чувство ритмаЗадача: закрепить представление о коротких и длинных зв...


 

Комментарии