Педагогика ненасилия
статья по теме
Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_nenasiliya.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ.
Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению. Педагогу , необходимо уметь сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивать детей, снижать у них уровень напряженности, тревожности и страхов. И в настоящее время насчитываются тысячи педагогов-практиков, философов, психологов, социологов, которые работают над популяризацией идей педагогики ненасилия. С учетом современных требований к формированию личности ребенка возникла острая необходимость принятия направления ненасилия, как образа жизни каждым педагогом для воспитания в учебных заведениях нравственного и духовного развитого человека.
Этика ненасилия задает идеальные ориентиры для педагогического процесса. Идеал очень трудно реализовать в земных условиях, но стремиться к этому необходимо. Современные системы свободного воспитания в своем большинстве как раз и ориентируются на этику ненасилия по отношению к воспитанникам.
Принцип свободы гласит, что задача воспитателя – сделать ребенка способным произвести свободный выбор, а не в том, чтобы, во что бы то ни стало поставить его на дорогу, которая представляется воспитателю особенно желательной.
В соответствии с принципом гармонии целей воспитателю необходимо стремиться к установлению соответствия между различными сторонами природы ребенка, равновесия между его разнородными стремлениями, солидарности между его личной жизнью и жизнью общества посредством развития стремления к гармонии целей своей деятельности. Принцип ненасилия над личностью ребенка указывает, что свободное внутреннее развитие человека предполагает устранение из педагогического процесса элемента принуждения ребенка в максимально возможной степени и установление ненасильственных методов воспитания. Свободные воспитательные отношения не требуют предоставления ребенка самому себе, они предполагают вмешательство педагога, но вмешательство, не принуждающее ребенка, а расширяющее, развивающее и гармонизирующее его развитие.
Принцип равноправия, сотрудничества и сотворчества в отношениях предполагает построение отношений на основе уважения к правам и личности другого. Свободное соединение воспитателя и воспитанника на равных началах является необходимым условием для выявления и развития индивидуальности ребенка, способствует плодотворному осуществлению педагогического процесса. Согласно принципу развития творческой индивидуальности для развития духовных сил ребенка, способности самому добиваться ответов на поставленные вопросы нужно побуждать его к самостоятельным поискам истины, опираясь на его свободную активность. Принцип культуросообразности воспитания предполагает создание условий для восприятия, накопления и переработки в подрастающем поколении культурного наследия прошлого. Ребенку дается возможность свободно выбирать совокупность целей своего индивидуального развития и совокупность средств для их достижения.
Для развития у ребенка эмоциональной восприимчивости большая роль отводится элементам праздничности, красоты, необходимо обращать внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Делать акцент на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации. Большое внимание необходимо уделять переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов.
Необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы воспитанник, будучи поставленным в активную творческую позицию вырабатывал бы собственное отношение к жизни.
В завершении хочется сказать словами В.А. Сухомлинского:
«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» ( "О воспитании"
Москва, 1973 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика и психология ненасилия. Педагогические воззрения Л.Н.Толстого.
Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал у...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей средней группы по программе "Ненасилие" модель: « Дружелюбие - враждебность» на тему:" «Поможем Марсику найти друзей"
Вашему вниманию представляю конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей средней группы по программе по которой работает наш детский сад " Ненасилие". Это программа по формированию...
Беседа для родителей "Воспитание ненасилием в семье"
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое....
педагогика ненасилия
Здесь вкратце дана история педагогики ненасилия ....
Беседа с родителями на родительском собрании на тему: "Воспитание ненасилием в семье"
Ребёнок – Человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто ...
"Педагогика ненасилия и принцип гуманистической педагогики"
Ненасильственное общение, гуманная педагогика - основные принципы работы в дошкольном образовании....
"Педагогика ненасилия и принцип гуманистической педагогики"
Ненасильственное общение, гуманная педагогика - основные принципы работы в дошкольном образовании....