Новые грани взаимодействия с семьями дошкольников в учреждениях дополнительного образования
статья по теме
Главным в работе любого образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет работа с родителями воспитанников. В этой связи меняется и позиция образовательного учреждения в работе с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_guselnikova.docx | 32.17 КБ |
презентация к статье | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Новые грани взаимодействия с семьями дошкольников в учреждениях дополнительного образования
Гусельникова Ирина Алексеевна, педагог дополнительного образования детей
МБОУДОД «Центр детского творчества №4», г.Бийск, Алтайский край
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. (В.А.Сухомлинский)
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует...
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Педагоги – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Главным в работе любого образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет работа с родителями воспитанников. В этой связи меняется и позиция образовательного учреждения в работе с семьей.
Проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам. Непонимание между семьёй и педагогом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь образовательного учреждения. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности образовательного учреждения на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления новых граней взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Необходимо наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и поиск новых, современных форм сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни образовательного учреждения. В нашей работе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями, которые можно разделить на 4 блока:
- Информационно-аналитические
- анкетирование;
- опрос;
- "почтовый ящик";
- книга отзывов и предложений.
- Наглядно-информационные
- родительские клубы;
- информационные стенды;
- выпуск газеты;
- сайт в Интернете;
- мультимедиа.
- Познавательные
- школа родительской любви;
- нетрадиционные родительские собрания;
- устные журналы;
- экскурсии;
- мастер-классы;
- открытые занятия;
- тренинги;
- творческие задания
- Досуговые
- праздники;
- совместные досуги;
- акции;
- участие родителей в конкурсах;
- выставки совместных творческих работ детей и родителей.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или педагогам. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с педагогами и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Также у нас существует книга отзывов и предложений, где любой родитель может написать как свои отзывы о работе педагогов и образовательного учреждения в целом, так и внести свои предложения и пожелания.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашем учреждении уже несколько лет действует школа родительской любви. Обычно проходит 4 занятия в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). «Когда мы вместе…», «Ребенок у экрана», «Математика и дидактическая игра в жизни детей», «Рисуем вместе!», «Учимся по сказке - развиваем мышление», «Вот какой у нас оркестр» ( музыкальные инструменты - своими руками), «Первый раз в первый класс» (встреча с учителями и администрацией начального звена школ) – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы родители приняли активное участие, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает, буклеты, памятки по теме.
Так же о жизни в учреждении родителям расскажет «Информационный вестник». Здесь отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов и т.д. Часто педагоги используют мультимедийные презентации, видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.
Мастер-классы - педагоги показывают приемы работы, технологию изготовления поделок. Родители делятся своим опытом прикладного искусства.
Открытые занятия - наглядный показ методов, используемых для обучения детей.
Тренинги - (проводит психолог) - демонстрация и проигрывание заданий, которые можно использовать в свободное время для развития у детей воображения, памяти, внимания.
Очень популярны совместные экскурсии в «Дендропарк», «В военную и пожарную части» и т.д. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов.
Самая популярная и любимая, как педагогами, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение «Дня именинника» - это праздник маленьких «принцев» и «принцесс» проводится по временам года, календарных праздников и развлечений таких, как «Путешествие в страну знаний», «Новый год у ворот», «День защитника Отечества», «Весенний день в календаре»
Особенно интересна работа по организации выставок совместных творческих работ детей и родителей на определенные темы:
- «Дары осени»
- « Я и моя семья»
- «Древо моей семьи»
- «Новый год в моей семье»
- « Мы живём в России»
- « Поздравляем от души…»
- «Вот оно какое наше лето…»
- « Мои любимые занятия».
А также после изучения тем детям и родителям даются творческие задания для дополнительного изучения в виде буклетов, раскрасок, загадок и т.д. Для помощи родителям и педагогам разработаны методические рекомендации.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и образовательным учреждением.
Очень интересна как для педагога, так и для детей и родителей работа «Подарок для мамы». Дети вместе с педагогом сажают огурчики, выращивают, ухаживают и дарят мамам на 8 марта, подарок, выращенный своими руками. Приятно видеть глаза мам, наполненные слезами радости и счастья за своих детей.
Нужно упомянуть об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях. Активные семьи получают дипломы, сертификаты, подарки и т.д. Это актуально всегда и везде. Мы не забываем хвалить своих родителей, всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же. Благодаря этому все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
В результате работы у педагогов установились партнёрские отношения с семьями воспитанников, создалась атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей. Эта система помогла привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и педагогами.
У родителей расширились теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизировались и обогатились воспитательные умения, возникла уверенность в собственных педагогических возможностях. Укрепились семейные ценности и традиции.
У детей развивается чувство защищенности, семейной сплочённости, появился интерес к истории своей семьи, пришло осознание себя как полноценного, любимого члена семьи.
Из сказанного следует, что только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии учреждения и семьи создаются условия для полноценного развития личности ребёнка.
В заключение надо сказать, что организация взаимодействия с семьей - работа сложная; она не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением и обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения новых граней взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
- Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья [Текст] / Е. С. Евдокимова. - Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.
- Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова,
Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы
междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
- Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...
«Взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи как условие формирования у обучающихся основ здорового образа жизни».
Опыт работы по взаимодействию учреждения с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни...
"Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения".
quot;Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения". Журнал "Непрерывное образование " 2016 выпуск 2....
Социально-педагогическое взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи (из опыта работы школы раннего развития «Росток»)
Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требует нового ...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Новые грани взаимодействия с семьей в контексте ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Статья направлена на ознакомление с системой работы детского сада на выявление интересов и способностей ребенка в разумном выборе будущей профессии, наиболее соответствующей его индивидуал...