Новые грани взаимодействия с семьями дошкольников в учреждениях дополнительного образования
статья по теме

Гусельникова Ирина Алексеевна

Главным в работе любого образовательного учреждения  являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет работа с родителями воспитанников. В этой связи меняется и позиция образовательного  учреждения    в работе с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_guselnikova.docx32.17 КБ
Office presentation icon презентация к статье2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Новые грани взаимодействия с семьями дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Гусельникова Ирина Алексеевна, педагог дополнительного образования детей    

МБОУДОД «Центр детского творчества №4», г.Бийск, Алтайский край

     Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. (В.А.Сухомлинский)

    Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если  человек  не  взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует...

      Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Педагоги – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

      На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

     Главным в работе любого образовательного учреждения  являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет работа с родителями воспитанников. В этой связи меняется и позиция образовательного  учреждения    в работе с семьей.

     Проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая  порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам. Непонимание между семьёй и педагогом  всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

      Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь образовательного учреждения. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности образовательного учреждения на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления  новых граней  взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

    Необходимо наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и поиск новых, современных форм сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

      Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность,  востребованность, интерактивность.

      В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни  образовательного учреждения. В нашей работе  мы используем  разнообразные современные формы работы с родителями, которые можно разделить на  4 блока:

  1. Информационно-аналитические
  • анкетирование;
  • опрос;
  • "почтовый ящик";
  • книга отзывов и предложений.
  1. Наглядно-информационные
  • родительские клубы;
  • информационные стенды;
  • выпуск газеты;
  • сайт  в Интернете;
  • мультимедиа.
  1. Познавательные
  • школа родительской любви;
  • нетрадиционные родительские собрания;
  • устные журналы;
  • экскурсии;
  • мастер-классы;
  • открытые занятия;
  • тренинги;
  • творческие задания
  1. Досуговые
  • праздники;
  • совместные досуги;
  • акции;
  • участие родителей в конкурсах;
  • выставки совместных творческих работ детей и родителей.

  Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или педагогам. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с педагогами и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

     Также у нас существует книга отзывов и предложений, где любой родитель может написать как свои отзывы о работе педагогов и образовательного учреждения в целом, так и внести свои предложения и пожелания.

    Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашем учреждении уже несколько лет действует школа родительской любви. Обычно проходит 4 занятия  в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования).  «Когда мы вместе…», «Ребенок у экрана», «Математика и дидактическая игра в жизни детей», «Рисуем  вместе!», «Учимся по сказке - развиваем мышление», «Вот какой у нас оркестр» ( музыкальные инструменты - своими руками), «Первый раз в первый класс» (встреча с учителями и администрацией начального звена школ) – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы  родители  приняли  активное участие, включаем практическую часть  или  мастер-класс. В заключении каждый родитель получает, буклеты, памятки по теме.

    Так же о жизни в учреждении  родителям расскажет «Информационный  вестник».  Здесь отражаются наиболее важные события  праздники и развлечения, экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.

    Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов  и т.д. Часто педагоги используют  мультимедийные презентации,  видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.

   Мастер-классы - педагоги показывают приемы работы, технологию изготовления поделок. Родители делятся своим опытом прикладного искусства.

   Открытые занятия - наглядный показ методов, используемых для обучения детей.

    Тренинги - (проводит психолог) - демонстрация и проигрывание заданий, которые можно использовать в свободное время для развития у детей воображения, памяти, внимания.

Очень популярны совместные экскурсии в «Дендропарк», «В военную и пожарную части» и т.д. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов.

   Самая популярная  и  любимая, как педагогами, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение «Дня  именинника» - это праздник маленьких «принцев» и «принцесс» проводится по временам года, календарных праздников и развлечений таких, как «Путешествие в страну знаний», «Новый год у ворот», «День защитника Отечества»,  «Весенний день в календаре»

  Особенно интересна работа по организации выставок совместных творческих работ детей и родителей на определенные темы:

  • «Дары осени»
  • « Я и моя семья»
  • «Древо  моей семьи»
  • «Новый год в моей семье»
  • « Мы живём в России»
  • « Поздравляем от души…»
  • «Вот оно какое наше лето…»
  • « Мои любимые занятия».

    А также после изучения тем детям и родителям даются творческие  задания для дополнительного изучения в виде буклетов, раскрасок, загадок и т.д. Для  помощи родителям  и педагогам  разработаны методические рекомендации.    

     Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и образовательным учреждением.

    Очень интересна  как для педагога, так и для детей и родителей работа «Подарок для мамы». Дети вместе с педагогом сажают огурчики, выращивают, ухаживают и дарят мамам на 8 марта, подарок, выращенный своими руками. Приятно видеть глаза мам, наполненные слезами радости и счастья за своих детей. 

   Нужно упомянуть об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях. Активные семьи получают дипломы, сертификаты, подарки и т.д.  Это актуально всегда и везде. Мы не забываем хвалить своих родителей, всегда делаем это при  любом удобном случае, и родители платят нам тем же.  Благодаря этому все  дела проходят с  большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

   В результате работы у педагогов установились партнёрские отношения с семьями  воспитанников, создалась атмосфера взаимопонимания, эмоциональной  взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей. Эта система помогла привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и педагогами.

   У родителей расширились теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизировались и обогатились воспитательные умения, возникла уверенность в собственных педагогических возможностях. Укрепились семейные ценности и традиции.

   У детей развивается чувство защищенности, семейной сплочённости, появился интерес к истории своей семьи, пришло осознание себя как полноценного, любимого члена семьи.

   Из сказанного следует, что только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии учреждения и семьи создаются условия для полноценного развития личности ребёнка.

    В заключение надо сказать, что организация  взаимодействия с семьей - работа сложная; она не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением и обоюдным желанием детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения новых граней  взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Литература

  1.  Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья [Текст] / Е. С. Евдокимова. - Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.
  2.  Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова,    

      Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы  

      междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

  1.   Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

«Взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи как условие формирования у обучающихся основ здорового образа жизни».

Опыт работы по взаимодействию учреждения с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни...

"Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения".

quot;Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения". Журнал "Непрерывное образование " 2016 выпуск 2....

Социально-педагогическое взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи (из опыта работы школы раннего развития «Росток»)

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требует нового ...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Новые грани взаимодействия с семьей в контексте ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Статья направлена на ознакомление с системой работы  детского сада на выявление интересов и способностей  ребенка в разумном выборе будущей профессии, наиболее соответствующей его индивидуал...