«Взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи как условие формирования у обучающихся основ здорового образа жизни».
статья
Опыт работы по взаимодействию учреждения с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabykina_statya.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие ДОУ и семьи как условие
формирования у дошкольников основ здорового образа жизни».
Рябыкина Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
г.Черногорск
Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ДОУ и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Однако наше образовательное учреждение, основываясь на современном понимании оздоровления не только как медицинского, но и образовательного направления, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым.
Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно.
Поэтому перед нами встал вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. В решении этого вопроса нам помогают следующие принципы, которых мы придерживаемся в своей работе:
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие своего ребенка впервые в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, нам необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открытыми для общения.
2. Принцип «Активного слушателя». В своей работе с родителями мы стремимся внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий. Мы стараемся подробно познакомить родителей с правилами, действующими в нашем учреждении, и согласовать эти правила с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни. Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомления и капризов ребенка.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Мы призываем родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.
5. Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.
6. Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Например, мама Данила О. обсуждает с педагогом проблему частых простудных заболеваний своего сына. Педагог дает советы, как оздоровить ребенка, как правильно одевать его на улицу. В беседу включается мама Семена и делится своим опытом оздоровления ребенка.
7. Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа мы придерживаемся в своей повседневной работе и объясняем родителям, что принимать ребенка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.
На начальном этапе работы с семьями воспитанников нашей основной целью было налаживание взаимопонимания между педагогическими работниками и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо было подвести их к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.
Этот этап работы носил просветительский характер. Первоначально мы провели среди родителей анкетирование и интервьюирование, благодаря которым смогли выяснить, что беспокоит родителей в здоровье их детей, какие проблемы со здоровьем у ребенка уже существуют (аллергия, хронические заболевания), какие вопросы детского здоровья вызывают наибольший интерес. Кроме того, нами был проведён социологический опрос и составлен социальный паспорт семей с целью лучше познакомиться, выявить трудности семейного воспитания, определить наиболее «популярные» формы работы с родителями. Затем мы подробно познакомили родителей с работой по формированию здорового образа жизни детей, проводимой в нашем учреждении.
Совместно с родителями была организована «Родительская гостиная», работа которой включает разнообразные формы. Проводятся тематические собрания «Как правильно закалять ребенка?», «Питание ребенка», «Вакцинация детей против гриппа», «Развитие физических качеств детей в повседневной жизни», «Отдых и оздоровление детей в летний период», «Профилактика плоскостопия», «Витамины и их значение для детского здоровья», «Значение физических упражнений в жизни семьи»), на которых родители не только выслушивают мнения специалистов, но и активно вступают в дискуссию, обсуждая волнующие их вопросы. Выпускаются и размещаются в родительских уголках консультации и газеты («Формирование правильной осанки у детей», «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь», «Берегите зрение ребенка», «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» и т.д.). Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение консультационных дней. Мы подбираем и предлагаем родителям научно-популярную литературу о здоровом образе жизни, организуем консультации специалистов (врача, физ. инструктора, методиста, психолога), разрабатываем совместно с врачом индивидуальные рекомендации.
Все эти мероприятия позволили нам привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле.
Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни обучающихся. Например, организуем различные спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух!», «Спорт – это наше здоровье, красота, смех», «День бегуна», «Малые олимпийские игры» «Черлидинг –красота и здоровье!). Эти досуги посвящаются знаменательным датам, таким как Международный День Здоровья (7 апреля).
Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта (конкурсы «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»), веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Счастливый случай»). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.
Кроме того, регулярно проводим «Дни открытых дверей» и приглашаем родителей посетить наше учреждение и посмотреть, как проводит время их ребенок, как проходят мероприятия. Также мы организуем и проводим совместно с родителями семейные праздники, например день рождения ребенка. Родители сами придумывают сценарий и проводят развлечения для детей. Такие праздники сплачивают детский коллектив и разнообразят досуг детей, предоставляя им больше возможности для активных действий.
Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей была более эффективной, мы организуем распространение передового семейного опыта. Для этого проводим родительские собрания в дистанционной форме «круглых столов», на которых выступают родители, желающие поделиться опытом, обсуждаются различные проблемы («Личный пример родителей в формировании здорового образа жизни ребенка», «Семейные традиции – основа здорового образа жизни в семье», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Роль отца в воспитании ребенка»). Родители детей охотно откликаются на такие предложения и активно участвуют в мероприятиях, накопив свой опыт в воспитании детей.
Этот опыт они активно используют, участвуя в выставках газет, выпущенных родителями совместно с детьми («Мама, папа, я – спортивная семья», «Наш семейный отдых зимой», «Я так хочу, чтобы лето не кончалось!»). Выпуск семейных газет позволяет детям не только рассказать, но и показать, как они проводят выходные и праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями. Кроме того, хорошей традицией стала организация выставок поделок детей и родителей, фотовыставок, оформление семейных альбомов и составление генеалогического древа ребенка. Таким образом, родители вовлечены с детьми во все события детского сада и принимают активное участие во всем происходящем.
Проведение этой работы позволило нам сплотить детский коллектив и родителей между собой, помогло нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
С данным материалом выступила на педсовете из опыта работы по вопросам здоровьесбережения....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»
Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропоря...
Взаимодействие ДО и семей воспитанников по формированию у детей основ здорового образа жизни
Взаимодействие детского сада с семьей всегда было актуальным, так как для достижения наилучших результатов воспитательно-образовательного процесса необходимо единство требований, предъявляемых к ребен...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»
Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорт...
Статья «Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»
Опыт работы по сохранению здоровья дошкольников...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни".
Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного в...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье»Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. ...