Алгоритм создания имиджа современного ДОУ
статья по теме

Глухова Марина Алексеевна

В статье представлен алгоритм создания имиджа детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agoritm_imidzha_uchrezhdeniya.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

 «Алгоритм создания имиджа современного ДОУ»

Глухова М.А.,

заведующая ГБОУ детский сад № 629 САО  г.Москва.

В дословном переводе с греческого «технология»  означает науку о мастерстве, или науку об изменениях (технос – мастерство, умения; логос – наука). Чаще всего под технологией понимают совокупность методов, средств и форм, позволяющих достигаться к поставленной цели.  Такое определение базируется  на понимании технологии как организационно – методического инструментария педагогического процесса .

С точки зрения имиджелогии, такое понимание технологии вполне приемлемо, однако требует еще и определения этапности формирования имиджа.

Обобщая выше сказанное, под технологией создания имиджа ДОУ мы понимаем совокупность методов, средств и форм  как методического инструментария этапности реализации имиджа.  

       Существует несколько технологий формирования притягательного индивидуального имиджа .

В.М.Шепель выделяет шесть  этапов: подтверждение стартовых условий освоения технологии; «строительство внешности»; «коммуникативная механика»; «флюидное излучение»; отработка риторических приемов; сведение всех мини-технологий в одно целое.

     Л.Браун строит свою технологию создания имиджа с учетом сильно возросшего влияния СМИ: внешний вид; голос; публичные выступления; поведение перед камерой; поддержание формы.

         Известный исследователь  В.Н.Фунтин указывает, что имидж организации зависит от принятой системы отношений между сотрудниками данной организации, фирменного стиля одежды, эргономики, дизайна помещений и других важных факторов. Имидж выступает как составная часть культуры деловых отношений. Знание о слагаемых имиджа позволяет организации выйти на новый уровень своего развития, с его точки зрения технология формирования имиджа организации включает :

1.        рассмотрение имиджа организации как системного образования;

2.        анализ личного имиджа руководителя;

3.        изучение фирменного стиля организации;

4.        описание внешних атрибутов имиджа организации;

5.        разработка рекламной стратегии организации;

6.        оптимизация работы с персоналом.

О.Ю.Сухина считает, что формирование позитивного имиджа организации зависит от воздействия на субъект, т.е. сотрудников. Необходимо обогащение труда, повышение мотивации труда, как отдельного работника, группы работников,  так и целого коллектива. Так же формирование позитивного имиджа зависит от связей с общественностью: связь со средствами массовой информации (пресс-конференции, брифинги, написание статей об организации, о её  сотрудниках, сфере деятельности, публикация отчетов, издание фирменного журнала и пр.)

Анализ представленных технологий формирования имиджа показал, что их возможно использовать  для формирования имиджа образовательного учреждения, в том числе и дошкольного с некоторой переработкой с учетом специфики деятельности ДОУ. Последовательность  создания имиджа ДОУ включает в себя:

1.        определение реальных характеристик ДОУ – выделение достоинств и недостатков учреждения;

2.        выделение достоинств, важных для основных групп потребителей;

3.        перечень мероприятий по реализации желаемого состояния имиджа;

4.        уточнение мероприятий мотивации участников и контроля  за реализацией намеченных мероприятий;

5.        отслеживание процесса формирования имиджа ДОУ;

6.        анализ полученных результатов и выработка мероприятий по поддержанию или корректировке имеющегося имиджа.

При этом можно использовать такие методы  как:

        педагогические методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, лекция, семинар, практическое занятие, педагогическая игра и др.;

        социологические методы:  метод экспертных оценок, анкетирование, онлайн-опрос, беседа, интервью, контент-анализ и др.;

        психологические: тестирование, опросник, метод проективной техники;

        математические методы обработки информации.

Подводя черту, следует отметить, что  имидж общеобразовательного учреждения как эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения  учреждения.

 Структура имиджа, по мнению автора определения, складывается из семи представлений:

1.        Образ руководителя - персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования детского сада).

2.         Качество образования и воспитания - показатель знаний, умений и навыков, соответствие ФГТ, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированость личности, воспитанность, ТСО.

3.        Стиль общего управления - контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность детского сада, традиции, стиль взаимодействия между участниками воспитательного процесса, стиль работы, корпоративная культура. Корпоративная  культура (философия) не преследует рекламные цели, а выполняет функцию внутреннего организующего начала, оформленного своего рода общественным договором, добровольно заключенным причастными к нему людьми.

4.        Внешняя атрибутика - мнение о ДОУ, которое в первую очередь формируется на основе внешнего, визуально воспринимаемого образа. Внутреннее пространство, являющееся местом обучения, работы и отдыха, одновременно становится средой, воздействующей на чувства человека и участвующей в формировании его духовного мира. Создание внутреннего пространства, включающего все детали, все характеристики, должно происходить в зависимости от тех представлений и чувств, которые должны возникнуть у человека в данной обстановке. Правильно оформленная окружающая среда в конечном итоге обладает возможностью управления эмоциями и настроением человека, положительно воздействует на его физическое состояние, повышает его работоспособность. Внешняя атрибутика ДОУ представляет собой  совокупность фирменных элементов, позволяющих потребителям образовательных услуг, сотрудникам, организациям, взаимодействующим с ДОУ, любому человеку легко идентифицировать дошкольное учреждение.

5.        Образ персонала - квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик.  

6.        Цена на образовательные услуги - платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный приём, подчинение правилам поведения, месторасположение.

7.        Уровень психологического комфорта  - представление об уровне комфортности среды.

      Главным субъектом формирования имиджа являются руководитель и сформированный им педагогический коллектив, а также в силу обратной связи — различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении воспитательных услуг. К этим группам относятся дети и их родители; работники конкурентных учреждений, работники органов управления образованием и муниципальных органов власти,  местные жители.   Основная причина, почему следует уделять большое внимание имиджу руководителя, состоит в том, что именно с ним персонифицируют учреждение, как сотрудники, так и его клиенты. Следовательно, очень много в восприятии окружающими организации зависит от  руководителя.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и другую) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе .

Руководители осуществляют управленческие функции по планированию, организации и контролю деятельности подчиненных и имеют опыт управленческой деятельности. Следует указать на то обстоятельство, что руководитель должен уметь не только управлять своими подчиненными, но и подчиняться высшему руководителю. Именно, по причине того, что  руководитель должен совмещать в себе хорошие специальные знания, умение руководить и умение подчиняться, в последние годы много говорят о дефиците именно этой категории руководителей .

В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности руководителя .

Рассмотрим подходы, которые выделил отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор В. С. Агапов.

   Коллекционный подход (руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности) и конкурентный подход (наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей) кажутся нам близкими по своему содержанию. В этих подходах очень большая доля субъективности, к тому же они оторваны от реальной жизни, так как создают образ идеального руководителя.

   В рамках вышеуказанных подходов авторы постулируют неизменность внешней среды и ограничения возможностей развития личности руководителя в деятельности, что подтверждается разработкой в рамках данных подходов идеальных, эталонных моделей личности руководителя, которые в основе своей являются статичными, негибкими, пренебрегающими компенсаторными возможностями руководителя. Как правило, модели “идеального руководителя” предполагают наличие энциклопедических знаний и выдающихся личностных качеств .

Парциальный подход сформирован в ходе практической деятельности психологов: особое внимание уделяет исследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач.

   Инженерно-психологический подход нашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.

  Рефлексивно-ценностный подход  изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда взаимопересекающихся “концептуальных моделей” деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.

  Содержание управленческой концепции индивидуально, и ее элементами являются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности .

Социально-психологический подход изучает влияние личности руководителя (организаторский потенциал и направленность волевых решений) на эффективность управленческой деятельности, решение социально-ролевых конфликтов.

Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих и жизненных событиях. Эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами организаций, периодом ее существования и размерами, типом организации. Существенное значение имеют системы коммуникаций, иерархия власти, масштаб контроля, характер информационного обеспечения, система ценностей организации, используемая технология. К индивидуальным факторам развития личности руководителя относятся личностные предпосылки (адаптационная мобильность, контактность, фактор интеграции социальных функций и ролей, лидерство, уровень подготовки и объем знаний) и демографические переменные.

Имиджевый подход, для которого характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы.  В. С. Агапов выделяет основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта.

Анализируя вышеперечисленные подходы к разработке концепции личности руководителя, мы понимаем, что они не дают единой системы и не связаны между собой. Также, мы понимаем, что  многие подходы морально устарели.

Из всех указанных подходов наиболее нас заинтересовал имиджевый подход. Нам интересно проследить за этапами и слагаемыми формирования имиджа руководителя современного дошкольного учреждения и его влияния на имидж всего ДОУ.

От индивидуально-психологических особенностей руководителя, от степени его предрасположенности к специфической управленческой деятельности в дошкольном учреждении, умения строить межличностные отношения со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, его саморазвития и постоянного профессионально-личностного роста, от способности адаптироваться к изменяющимся социально-психологическим условиям зависит судьба дошкольного образовательного учреждения в целом, успешность его управленческой деятельности .

Человек, способный организовать себя, управлять собой, сможет эффективно руководить и другими людьми .

Имидж - это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в коллективе, и ожиданиям, предъявляемым членами коллектива к руководителю  имеет несколько ключевых слов, которые позволяют  раскрыть слагаемые имиджа руководителя.

Первое из этих слов - «целостный». Оно означает, что в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и тому подобное), но также всё, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены стиль руководства, общая направленность личности руководителя, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и так далее.

Второе ключевое слово - «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека.

Следующие ключевые слова можно объединить в общий блок, который характеризует корпоративную культуру организации. Это термины «цели», «нормы», «ценности» и «ожидания» коллектива подчиненных. Эти термины выводят понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляют взглянуть на проблему с точки зрения организации в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры.  

        Слагаемые имиджа руководителя:

1.        Внешность является наиболее открытой для наблюдения характеристикой человека и представляет собой один из источников невербальной информации о человеке. Внешний облик человека создают одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения и так далее). Внешность в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие, так как люди склонны связывать отдельные внешние характеристики с определенными характерологическими чертами. То, насколько значима роль внешнего облика в жизни людей, доказывать не надо: уже в раннем детстве нас убедили в этом любимые сказки. Особенно распространённым и поучительным  является сюжет с Иваном-дураком:  как правило, и «платье у него худое, весь в саже, волосы дыбом».  Отсюда и отношение к нему несерьезное, пренебрежительное: «пусть сидит на печи и не смешит людей».  Но стоит только ему приодеться, очиститься, причесаться, как он становится пригожим молодцем, завидным женихом и, самое главное, перестает быть дураком.  Безупречный внешний вид придает человеку уверенность в себе и в том, что он говорит и делает.

      Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни.

2.        Способ самоотдачи подразумевает под собой, насколько значима для руководителя его работа и люди, которые его окружают. Видят ли подчиненные в руководителе энтузиазм, и происходит ли «заражение» этим энтузиазмом.

3.        Направленность личности и позиции по отношению к окружающим включает в себя намерения, мотивы, способности, установки, ценностные ориентации. Ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, они выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.

4.        К особенностям вербального и невербального поведения относятся мимика, жестикуляция, улыбка, контакт глаз и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией и произношением.  А.С.Макаренко многократно возвращался к идее педагогической техники учителя.  Он был  убежден, что в будущем в педагогических вузах будут преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение мимикой.  Без такой работы А.С.Макаренко не представлял себе деятельность воспитателя.

5.        Под стилем руководства понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения (концепция социального психолога Курта Левина (1890-1947) о трёх  стилях: «авторитарном», «демократическом» и «либеральном»).

Так как же мы понимаем имидж заведующего ДОУ?

В словаре Даля слово «заведовать» расписывается следующим образом.  «Заведовать (чем), знать (что), то есть управлять, держать в ведомстве своем, сродни слову водить – указывать путь, или предводительствовать будучи начальником. Управлять – править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем чего» .

Заведующий определяется в понятии людей как «лицо» ДОУ, поэтому опрятный, подтянутый внешний вид необходим. Обязателен  деловой стиль в одежде. Предпочтительно, чтобы одежда отражала половозрастные качества руководителя. Например, для женщины управленца - юбки и платья на первом месте, брючный костюм - на втором. Российский менталитет не приемлет фривольности для руководителя дошкольным учебным учреждением: минимум косметики и украшений, длина юбки ниже колена и так далее.  

Способ самоотдачи для заведующего в условиях введения нового образовательного стандарта подразумевает развитие в себе харизматических качеств. Именно они помогут «заразить» коллектив новыми идеями и знаниями. Как только преобразования свершатся, руководитель может переходит к более спокойному, плавному руководству.

Направленность личности и позиции по отношению к окружающим по теоретической  модели руководителя, разработанной И.С. Мангутовым и Л.И. Уманским:

1.        Уважение к людям, терпимость к недостаткам, уважение права на самостоятельное решение. 

2.        Готовность оказать помощь, стремление вселить уверенность в успех. 

3.        Способность выслушать мнения, просьбы коллег, учесть их в процессе работы. 

4.        Способность разрешать сложные конфликты, не быть злопамятным. 

5.        Умение планировать. 

6.        Способность объективно оценивать работу подчиненных, их результаты, свои результаты. 

7.        Владение методикой преподавания, готовность поделиться опытом с коллегами.

8.        Умение управлять своими эмоциями, стрессоустойчивость, сформированные ценностные ориентации. 

9.        Требовательность к себе, надёжность. 

10.         Гибкость, демократичность, умение излагать свои мысли. 

11.         Оптимистичность, обладание чувством юмора. 

12.         Справедливость. 

13.         Способность к аналитической деятельности, направленность на дело. 

14.         Способность к творчеству, саморазвитию .

Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографическая характеристика; способности; черты личности. 

Способности - пригодность к тому или иному виду деятельности. Развитию практических навыков руководителя помогают природные задатки, которые имеются в определенном типе нервной системы, отличающейся подвижностью и уравновешенностью. Склонностям предшествуют задатки, самые разные признаки способностей. Они проявляются в повышенном интересе и влечении к организаторской и руководящей деятельности. 

Организаторские способности можно развить, не имея задатков, но для этого необходимо проявить интерес к работе с людьми, знать методы убеждения, выработать основные качества руководителя (умение слушать подчиненных, внимательность, терпение.

Характер предопределяет стиль поведения человека в социальной среде, специфику его поведения в коллективе. Помимо природных задатков руководитель должен иметь соответствующие моральные и волевые качества и свойства.

1.        К природным задаткам руководителя относятся, прежде всего, уравновешенность поведения, оптимальная активность, общительность, легкость адаптации. 

2.        К   моральным - справедливость, скромность, чувство общественного долга, принципиальность, моральная безупречность. 

3.        К волевым - решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность. 

4.        К деловым - целеустремленность, работоспособность, инициативность, организованность, самостоятельность.

5.        К организаторским - умение оценить людей, установить отношения, совершенствовать формы и методы работы, организовать трудовой коллектив, принимать правильные решения. 

Речевые особенности, как слагаемые имиджа руководителя состоят из вербального и невербального общения. Множество исследований показывает, что лишь небольшая доля смысла, который люди извлекают из своих взаимодействий, передается словами; подавляющая часть сообщений передается и получается невербальными способами:

1.        выражением лица;

2.         жестами и движениями кистей, рук и ног;

3.         позой, наклоном и ориентацией тела;

4.         тоном голоса и другими  вокальными характеристиками, в том числе высотой, скоростью речи, интонацией и паузами;

5.         дистанцией между людьми при общении;

6.         прикосновениями друг к другу;

7.         взглядами  и визуальным вниманием.

   Большинство исследователей данного вопроса сходятся во мнении, что для правильного понимания и восприятия друг друга люди должны быть представителями одной культуры. Вот почему необходимо ставит во главе дошкольного учреждения человека, «родного» той культуре, где оно находится.

  Важной составляющей имиджа руководителя в данном пункте является владение  руководителем искусством самопрезентации. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения.   Главное - чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.

Авторитет руководителя складывается из обобщенной характеристики личности, его компетентности, высокой нравственности на работе и в быту. Ценится, когда он внимательно относится к людям и их нуждам, обязательно выполняет обещания, действует последовательно. 

Различают три вида авторитета: личный, служебный и реальный. Личный обеспечивается справедливыми личностными качествами, выделяющими его из среды коллектива, к которым относятся честность, справедливость, человечность. 

Служебный авторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий. 
Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя, и достичь его можно только применяя демократический стиль руководства. 

Демократический стиль характеризуется предоставлением подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя

Представление о своих сотрудниках сводится к следующему:

1.        Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2.        Если люди приобщены к организационным решениям, они будут использовать самоконтроль и самоуправление.

3.        Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4.        Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

   К сформулированным требованиям к заведующему ДОУ можно добавить, что особое значение имеют: морально-волевые, деловые, организаторские качества, склонность к педагогическому виду деятельности, потребность в самообразовании, обладание такими личностными чертами, как уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, направленность на дело, ответственность, независимость, общительность.

  Таким образом, обобщая анализ изучаемой проблемы, мы можем сказать, что современный  руководитель  ДОУ  должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми работниками,  детьми и  их родителям, работниками разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь слушать.

  Образ персонала – это профессиональный имидж сотрудников ДОУ. Персонал учреждения является главным субъектом – строителем и носителем имиджа, поэтому очень важно, как эти люди выглядят, общаются между собой и с клиентами, их активность в общественных мероприятиях. У К.Д.Ушинского есть такое выражение: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». В этом емком высказывании четко обозначено то огромное значение, которое имеет профессиональная деятельность для стимулирования веры человека в свои знания, свой профессионализм, свою полезность.

Содержание имиджа очень подвижно: это зависит от профессии и должности, от культуры организации, от места нахождения учреждения (деревня, город), а так же от других факторов. Тем не менее, при создании профессионального имиджа следует ориентироваться  на какие-то общие каноны, которые сформировались в результате исторической практики человека.  Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию  внешнего образа сложна и крайне важна, но недостаточна для формирования должного профессионального имиджа.       Как известно из распространенной пословицы, встречают любого человека именно "по одёжке". Поэтому внешний вид должен не только подчеркивать индивидуальность личности, но и целенаправленно использоваться как средство скрытой трансляции миссии, исходных установок и целей субъекта, а также "задавать тон" предполагаемого взаимодействия. Эффективно решить данную задачу без учета личностных особенностей и социально-психологических факторов, попросту невозможно.

      Имидж – это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества. Каждая личность – клубок противоречий, и это норма, но некоторые из них желательно устранить, ибо они разрушают целостность имиджа, снижают его позитивную значимость. Например, привлекательность первичного визуального образа делового человека (безупречный костюм, ухоженность) может быть полностью разрушена обилием жаргонных слов и жвачкой во рту. Исходя из культурных традиций и национального менталитета русского человека, внешний образ только тогда является достаточным, когда он находится в гармонии с духовным внутренним миром личности. Вот почему Ф. И. Шаляпин в своей книге «Маска и душа» утверждает: «...под внешностью я разумею не только грим лица, цвет волос и так далее, но манеру персонажа быть: ходить, слушать, говорить, смеяться, плакать. Если хорошо вообразить нутро человека, можно правильно угадать и его внешний облик».

Практический опыт, исследования, опросы руководителей позволили выделить качества (личностные, профессиональные, нравственные), которые благоприятствуют (или наоборот, мешают) профессиональной деятельности, адаптации к деловой среде, налаживанию контактов с другими людьми .

Личностные качества

Позитивные

Негативные

сдержанность

скованность

терпеливость

суетливость

уверенность

неуверенность

доброжелательность

раздражительность

собранность

пессимизм

дружелюбие

Застенчивость

внимательность

Упрямство

заботливость

Агрессивность

энергичность

Непоследовательность

спокойствие

Грубость

жизнерадостность

подозрительность

беспечность

Профессиональные качества

Позитивные

Негативные

Трудолюбие

Нерадивость

Компетентность

Пассивность и медлительность

Активность, инициативность

Незнание своего дела

Рассудительность

Отсутствие интереса к работе

Творческий подход к делу

Быстрая утомляемость

Аналитически, острый, реалистический ум

Отсутствие воли и неспособность достигать поставленных целей

Оперативное мышление

Неорганизованность

Усердие и методичность

Несобранность

Целеустремленность

Рассеянность

Организованность и умение ценить время

Непоследовательность

Дисциплинированность

Недисциплинированность

Решительность и способность к риску

Халатность

Практичность

Поверхностный и примитивный ум

Хорошая память

Отсутствие здравого смысла

Способность осваивать новое

Шаблонность мышления и догматизм

Исполнительность

Самонадеянность

Умение общаться с людьми

Неспособность преодолевать неудачи

Уважение к клиентам и забота о них

Робость и скованность

Умение работать в команде

Отсутствие познавательного интереса

Проницательность и интуиция

Аккуратность

Нравственные качества

Позитивные

Негативные

Честность

Лживость

Ответственность

Несправедливость

Справедливость

Безответственность

Чувство профессионального долга

Отсутствие чувства профессионального долга

Доверительность

Эгоизм

Разумное сочетание общественного и личного интересов

Подозрительность

Бережливость

Мстительность

Искренность

Завистливость

Уважение к личности

Алчность, меркантильность

Доброжелательность  

Коварство

Совестливость

Злорадство

Расточительность

Льстивость

Угодливость

Наличие позитивных профессиональных,  нравственных, личностных качеств для формирования профессионального имиджа персонала крайне важно.  Но для разных профессий набор качеств будет разным в силу специфики деятельности.  Таким образом, удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько он  соответствует характеру, требованиям выполняемой работы, образу организации.  Он не должен вызывать сомнений в профессионализме, нравственности сотрудника и должен соответствовать ожиданиям партнеров,  потребителей.

Профессионал – это в первую очередь – личность. Стань личностью – станешь и профессионалом. Соответственно и имидж профессионала – это имидж личности + профессиональный имидж.

       Педагогическая профессия – такой род деятельности,  в которой источником существования человека является искусство управления  формированием личности другого человека средствами своей специальности.

      Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуальное  и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа  саморазвития и самосовершенствования.  Педагогическая деятельность по своей сути  является творческой.

      Велика роль людей, призванных, по долгу профессии, формировать из ребёнка личность. Каждый ребёнок  сам по себе уникален, он – живой  концентрат перспектив. Поэтому  высок уровень человековедческих требований, предъявляемых  к тем,  кто работает в дошкольных учреждениях.  И особенно требований психологического плана.  Дети -  необычайные раздражители.  Не каждый из взрослых  может выдержать подобное испытание в общении с ними.   Вот почему так важно, чтобы профессиональные  воспитатели любили чужих детей, эмоционально были с ними совместимы.  Отношение к детям должно быть проявлением высшей гуманности. «Видеть в человеке хорошее всегда трудно, -- писал выдающийся педагог А.С.Макаренко. – В  живых будничных движениях людей…  это хорошее видеть почти невозможно, оно слишком прикрыто…   повседневной борьбой, оно теряется  в текущих конфликтах.  Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать.  Он обязан подходить к человеку с оптимистической   гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться».

       Было бы разумно, если бы  в дошкольные учреждения  категорически не допускались  несимпатичные люди.  Дети – словно нежные  бутоны.  Им нужен садовник с добрым лицом.  Только нравственно возвышенный и в совершенстве владеющий искусством  «настройки душ». Как показывают исследования  учёного-медика В.Ф.Базарного, болезни ребёнка во многом обусловлены агрессивностью поведения педагогов. Имидж педагога должен создавать иллюзию мажора, скрывая при этом немощность и др.  Этому полезно учиться.  Неважное здоровье, плохое настроение, свой внутренний дискомфорт надо уметь скрывать от внешнего взгляда, быть всегда в «форме».  Какое-либо послабление себе обязательно проявится внешне – напряжённое или искажённое гримассой  лицо, скованная манера поведения.  Вряд ли кто будет оспаривать, что с таким человеком  немногие станут охотно общаться. Человек, внимающий собственным страданиям, не открыт  к общению.  Он невольно выдаёт озабоченность самим собой, смотрит мимо людей или с выражением какого-то неудовольствия.  Подобная «личина» -- не лучшее украшение.  В любой сфере общения недопустимо отпугивать людей угрюмой физиономией, неприветливостью. Следует помнить совет Л.Н.Толстого: стараться не раздражаться, достигать собственного умиротворения, ибо в спокойном состоянии дело улаживается само собой.

             Влюблённость в детей – главное условие  педагогической деятельности.  Влюблённый в детей  и увлечённой своей  работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным потребностям.

      Имидж такого педагога безупречен.  Он для ребёнка как духовный пастырь, надёжный старший друг, доверительный собеседник.  Его образ надолго, а нередко и навсегда остаётся в их памяти, как вечный пример для подражания.

      В содружестве с таким педагогом нуждается каждая семья.  Они призваны быть консультантами родителей, совместно сними вести историю индивидуального  становления каждого ребёнка. Даже при наличии известных экономических трудностей можно делать больше и лучше в области воспитания и образования молодёжи, чем это делается сегодня.      

         Имидж педагога - это, во многих отношениях, его социально-желательный образ. Как отмечал Э. Фромм,  для обретения позитивного имиджа человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» :

· Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

· Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока - главное. Не забывайте, что ребёнок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее - вот смысл вашей работы.

· Учитесь видеть в каждом человеке, ребёнке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.

· Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем.

· Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

· Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

· Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание имиджа дошкольного учреждения

Имидж ДОУ – эмоционально окрашенный образ учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать определенное психологическое влияни...

УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Организация работы над созданием имиджа

Работа над формированием персонально-делового, на наш взгляд, имиджа должна начинаться с постановки цели. Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится...

Консультация для воспитателей на тему: «Создание имиджа педагога»

Уважаемые пользователи сайта, составить такую консультацию меня сподвигло, то что современные педагоги на работу одевают джинсы, открывают пупки и т. д и мне хотелось бы всем напомнить о том, как долж...

Алгоритм создания интерактивных заданий, созданных с помощью программного обеспечения SmartNotebook для детей 6 – 7 лет по формированию элементарных математических представлений

Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей...

Консультация "Создание имиджа педагога"

quot;Создание имиджа педагога"...

Создание имиджа группы дошкольного учреждения

В условиях инновационных процессов, происходящих сегодня в российской системе образования, существенно возрастает роль имиджа дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день детский сад эт...